|
| К оглавлению
| К следующей странице |
Что значит нам простить
и быть прощёным
О том, что есть такое не прощение и как его победить,
рассуждает известный богослов протопресвитер Александр Шмеман
Последний день перед Великим постом всегда назывался в быту прощёным воскресеньем. В этот день читаются в церкви слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших». Вечером же, в самый канун поста, совершается в церквах обряд взаимного прощения, так что вступаем мы в пост, в период очищения, углубления, освящения нашей жизни примирёнными друг с другом.
Совесть есть та таинственная глубина нашего сознания, из которой приходят к нам раскаяние и страстное желание очищения, возрождения, исправления. Именно раскаяние, этот голос совести, и приводит нас как к первому шагу на пути очищения к желанию простить и быть прощённым, вот к этому самому «прощёному» воскресенью. Почему? Почему именно прощение и жажда прощения с такой очевидностью входят в нас одновременно с пробуждением совести, как первое её требование, обращённое к нам? Да потому, конечно, что совесть и являет нам самую сущность зла и неправды как разделения, как вины перед другими.
Достоевский устами старца Зосимы сказал: «Каждый перед всеми во всём виноват...» С первого взгляда эти слова кажутся нам не только каким-то нестерпимым преувеличением, но и попросту – абсурдом. «В чём же я виноват перед другими?» – как бы обиженно и надменно спрашивает наш разум, наше «внешнее» сознание. Что же касается «морали», то она, пожалуй, согласится признать, что да, кое в чём, перед кем-то я действительно провинился, но – тут же успокоительно прибавляет она – разве без этого проживёшь?
* * *
Оставим разум его недоумению, оставим даже и мораль её объяснениям и оправданиям. Послушаем совесть – там, глубоко-глубоко внутри нас, где тихий, но такой твёрдый, такой беспощадный голос говорит: виноват. В чём эта вина? Нет, не в одних обидах и ссорах, действительно, пожалуй, неизбежных. Не в поверхностных пререканиях, не в мелочных раздражениях. Нет, эта, вдруг ставшая для меня такой очевидной, вина в другом: в самой моей жизни, насквозь пронизанной себялюбием, и это значит – сосредоточенной на мне самом, и это значит – отдалённой от «другого», от «других», превратившихся только в средство.
Даже когда мы любим – любовь эта изнутри отравлена, искалечена «самостью», как если бы и в любви мы хотели любимого только для себя. Совесть, только совесть вдруг с беспощадной ясностью являет нам весь мир как борьбу всех со всеми как постоянную «самозащиту», и потому нападение – как арену животной борьбы каждого за то, чтобы выжить. Мы думаем, что враждуют, ненавидят, проливают кровь – другие. Государства, народы, правительства. Но посмотрим в себя – и мы в себе найдём первоисточник того разделения, той борьбы всех со всеми, в которой проходит и на которую уходит вся жизнь. Только ощутив, осознав это, начинаем слышать мы внутренним слухом правду слов Достоевского: «Каждый перед всеми за всё виноват», как и правду других слов, ещё до Достоевского сказанных святым Серафимом Саровским: «Спаси себя – и спасутся вокруг тебя тысячи...» Спаси себя: но это и значит – спаси себя, прежде всего, от этого изначального порабощения разделению, от этой внутренней отделённости от жизни, от людей, от ведомого или неведомого состояния борьбы, в котором живём мы.
* * *
Простить, быть прощённым! Ведь это и есть поворот от разделения к единству, от вражды к любви, от отделённости к соединению. Ибо простить – это не просто. Как мы часто говорим: «перестать обращать внимание» на недостатки других, или, ещё хуже, – «махнуть рукой» на других. Это ли не равнодушие, не презрение, не цинизм! Простить и быть прощённым может только тот, кто вдруг со всею силой осознал весь ужас отсутствия в мире любви, всю бездонную печаль того одиночества, на которое в своём самоутверждении и себялюбии обрёк себя человек. Всё это выражается, всё это звучит в той молитве, с которой обращается Церковь в прощёное воскресенье: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю...»
Вот она – та светлая печаль, которой одной постигаем мы, наконец, и корень, и сущность, и силу зла: холод сердец, иссякание любви, торжество в мире одинокого и на одиночество обречённого самоутверждения. Мольба о прощении, жажда быть прощённым... Как маленький ребёнок, провинившийся перед матерью, тоскует о потерянном рае и любви, так и каждый из нас узнаёт, что с этого обращения души, смягчения сердца, с этой жажды примирения начинается в нас разрушение зла. И потому, сколь бы ни было всё это далеко от нашей холодной, жестокой жизни, в которой силой навязанный «коллектив» не преодолевает, а усиливает одиночество каждого, сколь ни было бы всё это чуждо самому духу нашего времени, – только тут: в силе совести, в жажде прощения и в обращении души – начало нашего духовного возрождения.
| К оглавлению
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|