Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Что значит нам простить и быть прощёным

О том, что есть такое не прощение и как его победить, рассуждает известный богослов протопресвитер Александр Шмеман

Последний день перед Великим постом всегда назывался в быту прощёным воскресеньем. В этот день читаются в церкви слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших». Вечером же, в самый канун поста, совершается в церквах обряд взаимного прощения, так что вступаем мы в пост, в период очищения, углубления, освящения нашей жизни примирёнными друг с другом.

Совесть есть та таинственная глубина нашего сознания, из которой приходят к нам раскаяние и страстное желание очищения, возрождения, исправления. Именно раскаяние, этот голос совести, и приводит нас как к первому шагу на пути очищения к желанию простить и быть прощённым, вот к этому самому «прощёному» воскресенью. Почему? Почему именно прощение и жажда прощения с такой очевидностью входят в нас одновременно с пробуждением совести, как первое её требование, обращённое к нам? Да потому, конечно, что совесть и являет нам самую сущность зла и неправды как разделения, как вины перед другими.

Достоевский устами старца Зосимы сказал: «Каждый перед всеми во всём виноват...» С первого взгляда эти слова кажутся нам не только каким-то нестерпимым преувеличением, но и попросту – абсурдом. «В чём же я виноват перед другими?» – как бы обиженно и надменно спрашивает наш разум, наше «внешнее» сознание. Что же касается «морали», то она, пожалуй, согласится признать, что да, кое в чём, перед кем-то я действительно провинился, но – тут же успокоительно прибавляет она – разве без этого проживёшь?

* * *


Оставим разум его недоумению, оставим даже и мораль её объяснениям и оправданиям. Послушаем совесть – там, глубоко-глубоко внутри нас, где тихий, но такой твёрдый, такой беспощадный голос говорит: виноват. В чём эта вина? Нет, не в одних обидах и ссорах, действительно, пожалуй, неизбежных. Не в поверхностных пререканиях, не в мелочных раздражениях. Нет, эта, вдруг ставшая для меня такой очевидной, вина в другом: в самой моей жизни, насквозь пронизанной себялюбием, и это значит – сосредоточенной на мне самом, и это значит – отдалённой от «другого», от «других», превратившихся только в средство.

Даже когда мы любим – любовь эта изнутри отравлена, искалечена «самостью», как если бы и в любви мы хотели любимого только для себя. Совесть, только совесть вдруг с беспощадной ясностью являет нам весь мир как борьбу всех со всеми как постоянную «самозащиту», и потому нападение – как арену животной борьбы каждого за то, чтобы выжить. Мы думаем, что враждуют, ненавидят, проливают кровь – другие. Государства, народы, правительства. Но посмотрим в себя – и мы в себе найдём первоисточник того разделения, той борьбы всех со всеми, в которой проходит и на которую уходит вся жизнь. Только ощутив, осознав это, начинаем слышать мы внутренним слухом правду слов Достоевского: «Каждый перед всеми за всё виноват», как и правду других слов, ещё до Достоевского сказанных святым Серафимом Саровским: «Спаси себя – и спасутся вокруг тебя тысячи...» Спаси себя: но это и значит – спаси себя, прежде всего, от этого изначального порабощения разделению, от этой внутренней отделённости от жизни, от людей, от ведомого или неведомого состояния борьбы, в котором живём мы.

* * *


Простить, быть прощённым! Ведь это и есть поворот от разделения к единству, от вражды к любви, от отделённости к соединению. Ибо простить – это не просто. Как мы часто говорим: «перестать обращать внимание» на недостатки других, или, ещё хуже, – «махнуть рукой» на других. Это ли не равнодушие, не презрение, не цинизм! Простить и быть прощённым может только тот, кто вдруг со всею силой осознал весь ужас отсутствия в мире любви, всю бездонную печаль того одиночества, на которое в своём самоутверждении и себялюбии обрёк себя человек. Всё это выражается, всё это звучит в той молитве, с которой обращается Церковь в прощёное воскресенье: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю...»

Вот она – та светлая печаль, которой одной постигаем мы, наконец, и корень, и сущность, и силу зла: холод сердец, иссякание любви, торжество в мире одинокого и на одиночество обречённого самоутверждения. Мольба о прощении, жажда быть прощённым... Как маленький ребёнок, провинившийся перед матерью, тоскует о потерянном рае и любви, так и каждый из нас узнаёт, что с этого обращения души, смягчения сердца, с этой жажды примирения начинается в нас разрушение зла. И потому, сколь бы ни было всё это далеко от нашей холодной, жестокой жизни, в которой силой навязанный «коллектив» не преодолевает, а усиливает одиночество каждого, сколь ни было бы всё это чуждо самому духу нашего времени, – только тут: в силе совести, в жажде прощения и в обращении души – начало нашего духовного возрождения.

| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх