|
|
К оглавлению
| К предыдущей
странице
| К следующей странице |
«Старец-утешитель». Рассказ отца Никона
Сильна всегда была Россия верой и любовью к Богу, Триединому, Всеблагому, Всемилостивому Богу крепкому, живому. Троица Святая живёт в сердцах простых людей, не заражённых гордым неверием. За это полюбил Бог Россию и прославил в Царстве Своём множество её подвижников веры православной. Среди них схиигумен Савва (Николай Михайлович Остапенко) – благодатный старец, живший в шестидесятых годах ушедшего столетия в Псково-Печорском монастыре, что расположился под горой вдоль ручья Каменец.
Простота и скромность, общительность и благожелательность ко всем, а также молитвенность украшали этого седовласого старца с большими голубыми глазами, с любовью взирающими на окружающий мир, погрязший в грехах. Освящённый благодатью Святого Духа батюшка был доступен каждому, кто приходил к нему за помощью, советом, благословением или молитвой. И он всех утешал делом и словом, раздавая в благословение иконки, крестики, книжицы, чётки, святое масло и просфоры.
В далёкие годы моей юности в течение пяти лет я имел счастье общаться со старцем. В то время духовных книг, кроме Священного Писания, не было, и отец Савва ревностно взялся за составление молитвословов, поучений и правил христианской православной жизни, рискуя попасть на скамью подсудимых за религиозную пропаганду. Господь хранил батюшку и всех его духовных чад. Одни печатали на машинке книги, другие делали фотографии с икон, кто-то переплетал, а я раскрашивал анилиновыми красками эти иконы. Это было одно из моих послушаний. Однажды я то ли поленился исполнить послушание батюшки, то ли не было времени, только не принёс ему иконки к службе. Заметив меня на клиросе (я пел в братском хоре), при всех старец мне ничего не сказал, а после, вздохнув, укоризненно произнес: «Послушание выше поста и молитвы. Вот если ты не придёшь на клирос – служба не остановится, а не принёс иконки – и дело остановилось, люди уехали не утешенные. Выбирай всегда из двух дел – главное». С этого дня я старался выполнять это послушание в срок.
Небольшая келья батюшки была увешана иконами, а посреди стоял шкаф, в котором хранился узел с заранее приготовленным для погребения облачением. В этой келье батюшка читал письма и исповеди и отвечал на них. Жил батюшка не для себя – для людей. Все приношения, какие он получал от прихожан и паломников обители, отправлял духовным чадам как благословение. В своих проповедях отец Савва стремился затронуть сердечные струны у слушателей. Говорил он вдохновенно о подвигах святых и чудотворных иконах. После принятия Святых Христовых Таин его лицо преображалось. В это время он походил на святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, которого глубоко любил и почитал. Старец горячо молился, и по его молитвам Господь творил чудеса.
Все годы общения с дорогим батюшкой я не почувствовал ни усталости, ни болезни: его молитвы помогали мне нести мой крест. И познакомился я с ним чудесным образом. А случилось это так. Я испытывал острую нужду, поскольку пенсия моя ещё не была переведена в Печоры, и я зашёл в Никольский собор, подошёл с печальным сердцем и думой к образу святителя Николая и слёзно попросил его дать мне хотя бы пять рублей на проживание. Потом вернулся в Успенский храм, встал на своё место на клиросе и стал петь. Вдруг подходит ко мне отец Савва и молча суёт мне в руку пятирублёвую купюру. «За что?» – ошеломлённо спросил я старца. «Зайдёшь ко мне после», – ответил он и удалился. Так и стал я ходить к нему, получая духовное и телесное окормление и благодарил Бога за Его милости ко мне, грешному.
***
Однажды старец рассказал мне, как он увидел своего Ангела-хранителя. «Живя в миру, – вспоминал батюшка, – я ходил к одной монахине, и как-то дерзнул спросить её: можно ли увидеть своего Ангела-хранителя?» «Можно, – улыбнулась матушка, – и ты его увидишь, если будешь молиться ему утром и вечером и просить о встрече». С этими словами матушка дала мне краткую молитву. Целый год я терпеливо молился и однажды ранним утром увидел его. Ангел стоял у моего изголовья и молча ласково смотрел на меня. Грудь его перепоясывала яркая лента. Мы смотрели друг на друга минут пять, и я был так счастлив, что ничего не стал у него спрашивать, и он ничего не сказал мне. Потом Ангел исчез, оставив в моей душе чувство умиления и радости».
И ещё один чудесный рассказ отца Саввы вспоминается мне. Как-то попросил он меня подправить краской небольшую икону святого Предтечи Господня Иоанна, который держал на блюде свою честную голову. «У меня в молодости, – сказал батюшка, – сильно болела голова. Стал я молиться святому Иоанну Крестителю об исцелении. И вот вижу его во сне. Положил он мою бедную голову себе под мышку и стал сильно давить на неё, так что она готова была расколоться, а я, испытывая нестерпимую боль, просил только: Раздави её совсем, отче Иоанне. Лучше мне умереть, чем жить и так страдать.
Конечно, я остался жить, но головных болей с тех пор, по милости Божией, не стало. Потом как-то пришёл я к одиноким знакомым старичкам, увидел у них на божнице икону с изображением Иоанна Крестителя и попросил на молитвенную память. Они отдали мне этот образ со словами: "Бери, сынок. Мы уже старые, скоро помирать, вот и помолишься за нас". С тех пор я чту этот образ».
Отец Савва был очень добрым, многие братия в монастыре почитали и любили его. Однажды двое послушников захотели красного вина и пошли к батюшке, прося утешить их перед обедом. Батюшка налил каждому кагора и отпустил с миром. На другой день эти послушники вновь пришли к старцу с той же просьбой. «Я вам дам вина, – ответил он. – Но только давайте сначала помолимся, прочтём акафист Божией Матери». Братия, смущаясь, согласились и, быстро прочитав акафист и получив желаемое, удалились. Больше они уже не беспокоили батюшку. Так Господь умудрил отца Савву, как без ущерба для себя исправить братию.
Ещё очень жалел он людей, страдающих духовной болезнью, одержимых, и благословлял их причащаться почти каждый день…
Давно почил о Господе блаженный схиигумен Савва. Но по-прежнему каждый год, в одно и то же время, звонят монастырские колокола, созывая его духовных чад на молитву об усопшем старце. Помнят и любят его люди. А в самом монастыре, где похоронен старец, и в приходском Печорском храме святой великомученицы Варвары собираются духовные чада отца Саввы на молитву. Заказывают литургию и дружно молятся. И так бывает не только в памятные дни, но и тогда, когда возникает какая-нибудь житейская проблема и нужна молитвенная помощь старца. И Господь не постыжает веру просящих Его по молитвам схиигумена Саввы.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|