|
|
После долгих разговоров, остающихся для нас тайной, император сказал: «При первом вступлении моём в Лаврскую церковь, такое благоговение наполнило мою душу, что могу с апостолом Павлом сказать: “Бых аще в теле, или аще кроме тела, не вем, Бог весть”». Затем, по благословению Вассиана, государь велел позвать наместника. Когда же явился наместник и, узнавши государя, хотел отдать ему достодолжное почтение, то и его государь не допустил: «Благословите, как священник, и обходитесь со мною, как с простым паломником, пришедшим в сию обитель искать путей ко спасению; ибо все дела мои и вся слава принадлежит не нам, а имени Божию, научившему меня познавать истинное величие». В 12 часов ночи государь вышел от Вассиана и из Лавры, запретив наместнику сопровождать его до ворот и сказав, что завтра рано он будет в пещерах. Лаврский напев так понравился императору, что он велел сохранить его и впредь, употребляя только в одной Киево-Печерской Лавре. Государь своими руками возложил на лаврского наместника Антония Смирницкого наперсный крест, украшенный бриллиантами. Другой такой же крест он поручил передать иеросхимонаху Вассиану, «яко духовному своему отцу». В день отъезда государь молился за Литургией в пещерной церкви близ гроба преподобного Антония. После обедни митрополит представил государю схимника Вассиана во всем схимническом одеянии... А спустя почти полвека, 20 января 1864-го года, в Томске скончался странствующий старец Фёдор Кузьмич. Томский купец Семён Хромов, в доме которого последние годы проживал Фёдор, свидетельствовал, что за несколько дней до кончины он задал старцу вопрос: «Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный... Правда ли это?..» Фёдор перекрестился и ответил: «Чудны дела Твои, Господи... Нет тайны, которая бы не открылась». В 1984-м году Русская Православная Церковь канонизировала старца Фёдора Кузьмича как праведного Феодора Томского. И по сей день не существует ни прямых доказательств, ни опровержений версии тождества Феодора Томского и Александра I. Как известно, Александр всю жизнь мучился тем, что ему пришлось принимать косвенное участие в убийстве собственного отца — императора Павла. Возникло предположение, что он решил инсценировать свою смерть и начать подвижническую жизнь под чужим именем. Князь В.В. Барятинский был убеждён в том, что Государь покинул мир и стал странником, о чём издал своё исследование. В 1911-м году (или в 1912-м году, точная дата издания книги не известна) князь Виктор Владимирович Барятинский, издаёт книгу «Царственный мистик», убеждающую читателя в тайном подвиге Государя — уходе русского императора из мира в странничество и старчество под именем Феодора Кузьмича. В исследовании князя словно содержится намёк на то, что данное событие является первым мирным переходом самодержавной власти Романовых от брата к брату. Ведь сам император Александр Павлович мог предотвратить удушение отца, но не сделал этого. Многие историки трактуют мятеж декабристов как антимонархический бунт. Существуют исторические исследования, доказывающие, что декабристы прикрывали безвластие, переходный период в России: при фактически живом царе Александре I власть относительно мирно перешла к брату Государя — Николаю I. Александр Благословенный знал от своего секретаря князя Волконского о недовольстве некоторых военных правительственными действиями, в частности охлаждением в отношениях с Западом. К тому времени, будучи глубоко православным человеком, прочитав список недовольных, в ответ на предложение князя Волконского об их аресте, Государь молвил: «Как я могу наказывать людей, если сам не безгрешен в вопросе власти».
Мнимые похороны якобы скоропостижно скончавшегося императора длились несколько месяцев: похоронная процессия из Таганрога в Петербург двигалась медленно. Публикация исследования князя Рюриковича В.В.Барятинского была напоминанием правящему дому Романовых о первом христианском православном подвиге представителя династии. Существует предположение о том, что мнимо погребённый государь Александр Павлович, после того, как тело его двойника было с монаршими почестями захоронено в Александро-Невской Лавре, отправился в Соловецкий и Валаамский монастыри. А оттуда, по благословению старцев, начал путь странника в Почаевскую Лавру, где и подвизался тайно 7 лет, до 1833-го года — присвоения обители императором Николаем Павловичем статуса Лавры. Годом позднее выхода в свет исследования о Государе и Феодоре Кузьмиче, в 1913-м году, родная сестра автора книги княжна Анна Владимировна Барятинская (в замужестве княгиня Щербатова) приобретает поместье Боловск (ныне Балви в Латвии). Напомним, что владельцем имения в 1825-м году был брат Александра Семёновича Горожанского — Пётр, сын управляющего Боловским и иными поместьями на Балтике царского вельможи и царедворца Ивана Перфильевича Елагина. Александр Горожанский состоял членом Петербургской ячейки Южного общества декабристов (1824 г.), участвовал в деятельности Северного общества. Арестован 19 декабря 1825-го года, очутился в Соловецком монастыре. Сохранилось отклонённое прошение его матери о перемещении больного из монастыря в дом умалишённых. Скончался Александр Горожанский в Соловецком монастыре. Скорее всего «соловецкий декабрист» Александр Горожанский сопровождал в тайном странническом пути Александра Благословенного и вместе с государем какое-то время тайно проживал в поместье брата в Боловске: именно тогда по доверенности арестованного Александра Горожанского имение Корытово неподалёку от Пскова перешло к брату Петру, владельцу Боловского поместья.
Уже в 1834-м году, вслед за присвоением Почаевской обители статуса Лавры и в память о тайном пребывании Александра Благословенного в Боловске, домовая церковь Горожанских в честь Тихвинской иконы Божьей Матери переносится из соседнего поместья в Боловск. Эта дата считается началом создания православной Боловской общины, существующей доныне и уже отметившей свой 180-летний юбилей освящением воссозданного изящного деревянного храма Успения Пресвятой Богородицы. Кем бы ни был праведный Феодор Томский, да пребудет с нами его святое благословение и молитвы. А в чём каялся император, что поведал тогда Печерскому схимнику венценосный паломник — строго хранит могильная плита возле храма Рождества Богородицы на Дальних пещерах — академического храма Киевской Духовной академии и семинарии во Святой Печерской обители… Кстати говоряНе так давно президент Русского графологического общества Светлана Семёнова сделала сенсационное заявление, что российский император и томский монах — это одна и та же личность. Она сослалась на то, что письма Александра I и Фёдора Кузьмича были написаны одним и тем же почерком: «Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. К примеру, буква «ж» имеет петлю, которая заменяет пропущенные рядом с ней буквы «о» и «е».| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|