|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Как смирение, терпение и послушание стали православным словарём жертвы
«НЕСИ СВОЙ КРЕСТ, ТЕРПИ И СМИРЯЙСЯ» — это традиционный православный совет пострадавшей от рук мужа супруге. Как на самом деле нужно измениться жертве семейного насилия, чтобы прекратить его — рассказывает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель храма св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде.
Мне кажется, проблемы насилия в семье не существует в отрыве от отношения к насилию в обществе в целом. В этом смысле пытки в тюрьмах и рукоприкладство в семьях — явления одного порядка.
Уровень терпимости к насилию, несмотря на уроки двадцатого века, повышается не только в стране, но и в Церкви как части общества. Если насилие подлежит сакрализации (памятник Ивану Грозному в Орле), если любая ненасильственная перспектива подлежит маркировке как «пацифизм» и «толстовство» (прот. В. Чаплин), если священник призывает «женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть, тереть, запихивать ее в стиральную машину» (прот. А. Ткачев) — это очень тревожные маркеры, которые рано или поздно кем-то будут восприняты как призыв к действию.
Насилие в семье не обязательно ограничивается рукоприкладством. Оно может иметь характер прямого и изощренного психологического и эмоционального воздействия. И источником психологического и даже физического насилия может быть сама женщина. Насилие может быть взаимным.
Впрочем, есть разница между семьёй и тюрьмой. В тюрьму никто не садится добровольно. В брак человек вступает по своей воле. По своей воле он в браке и пребывает. А поскольку семья — это добровольный союз, то насилие, если оно возникает, палка о двух концах.
Жалоба жертвы на насилие не всегда означает готовность к действиям, направленным на её прекращение, не всегда значит, что у жертвы есть желание что-то менять. Садо ищет мазо, мазо ищет садо. Насильник и жертва испытывают потребность друг в друге. И чтобы остановить насилие, перемены должны произойти не только в палаче, но и в жертве. Но часто «жертвы» не готовы к действию и к переменам.
Православный словарь вооружает жертву множеством полезных терминов: «нужно нести свой крест», «смирение-терпение-послушание», и т. д. Понятиями «достоинство» и «уважение» она не оперирует. Таким образом, жертва своим безволием попустительствует насилию в семье и отвечает за превращение, в конечном итоге, иконы брака в злую карикатуру.
Если дети растут в подобной обстановке, то им даётся соответствующий вектор на создание их собственных семей по такой же схеме. Как наследство, насилие передаётся из поколения в поколение. Если общество воспринимает эти отношения как норму, то вырастает поколение людей, которые не умеют жить по-другому, не представляют себе других отношений, кроме тех, что привыкли видеть вокруг.
Парадоксальным образом у Церкви и у священника нет задачи спасения брака. Задача у священника всегда одна — спасение человеческой души. Это не означает, что брак не нужно сохранять. Это означает, что брак невозможно сохранить за счёт полноты и целостности личности одного из супругов. Такое сожительство просто-напросто уже не будет христианской семьёй.
Не только брак, но и весь мир не стоят человеческой души. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:25). И если жертва берёт курс на восстановление своего достоинства, если начинает ощущать собственную жизнь и душевный мир своих детей как дар и ценность, только тогда есть надежда на исцеление человека и его семьи.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|