|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Ну, здравствуй, сын!
В НОЧЬ С 9 НА 10 ИЮНЯ отошёл ко Господу духовник Рождества Богородицы женского Снетогорского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон. Отпевание почившего старца было совершено в Снетогорском монастыре митрополитом Тихоном (Шевкуновым). По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, схимархимандрит Тихон был похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.
АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ), в миру Александр Иванович Муртазов родился в 1935 году, недалеко от города Чистополя в Татарии в православной русской семье. Родители — Иван Фёдорович и Дарья Матвеевна, оба 1911 года рождения. Батюшка был вторым ребёнком в семье. Старшая сестра Анастасия, 1933 года рождения (монахиня Сергия, умерла в 2008 г.); младший брат Борис, 1936 года рождения (сейчас иеродиакон Никон).
Ниже мы публикуем рассказ архимандрита Гермогена о себе и своём служении.
* * *
«Жили неподалёку от Чистополя. Воспитывались мы, дети, в православной вере. Бабушка Марфа Васильевна, мать отца, была очень набожна. Она жила с нами. У неё было много детей, но все они умирали в младенчестве. Когда родился Иоанн, мой папа, бабушка пошла в храм, к чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», заказала водосвятный молебен и окропила младенца. И Бог его сохранил.
Семья наша была среднего достатка. Была у нас лошадь, но в коллективизацию её отобрали. Папа работал трактористом. В 1941 году его призвали на фронт. Мне было тогда 6 лет, я помню, как он уходил, я провожал его, держась за руку, до околицы. Папа не вернулся. Последнее письмо пришло из Торопца, Тверской области.
Стали мы жить одни. Мама была полуграмотная, но воцерковлённая, с хорошим голосом, она пела на клиросе. Потом церковь закрыли. Мама работала уполномоченным по сбору налогов, потом лесником, потом завхозом в больнице. Я всегда ей помогал и был, таким образом, всегда «на народе». Освоил все эти работы — выдача леса, например. Лошадь, коровы — всё это я умел. С детства привык к труду. За пять километров ходил в школу, закончил 7 классов, потом ещё 2 года учился. 10 классов тогда мало кто оканчивал.
Когда мама работала лесником, то в доме нашем часто собирались люди для совместной молитвы. Я бегал и собирал народ. Потом я сам стал работать — на почте вторым агентом. Потом армия: служил 2 года в Баку, в зенитной артиллерии.
|
ОН НЕ УМЕР, но перешёл в иной мир
| |
* * *
В моё отсутствие семья переехала в г. Чистополь. И там была церковь. А раньше там был монастырь, и хор церковный состоял из монашек. Домик наша семья купила на паях с монашками. И когда я вернулся из армии, то монашки стали говорить со мной о поступлении в Духовную семинарию в Саратов. Стал я готовиться: надо было бегло читать по-церковнославянски, знать Закон Божий, тропари наизусть. И поступил.
Преподаватели в Саратовской семинарии в те годы (конец 50-х) были хорошие, «старинные». Многие стали архиереями: Филарет — экзарх Киевский; митрополит Иоанн (Гренланд); горьковский Владыка Николай, он был у нас инспектором; ивановский Владыка Феодосий.
Владыка Феодосий славился у нас в семинарии как яркий проповедник. Он ранее жил в Чернигове, со старцем Лаврентием, ныне канонизированным. В войну его контузило под Курском. Положили его в гроб, закопали. И в гробу он очнулся и взмолился: «Господи, если Ты оставишь мне жизнь, я посвящу себя Тебе!» А ребятишки собирали в лесу патроны после боя. Краешек портянки торчал из под прибитой крышки гроба, и был виден среди холмика могильного. Дети и потянули за этот краешек. Чудо! Дети позвали стариков, и те его раскопали. Как Лазаря четырехдневного. Закончил он Духовную Академию в Питере. Жена и дети от него отказались.
|
МНОЖЕСТВО НАРОДА пришли проститься со старцем
| |
* * *
В Саратовской Семинарии я учился с 1957 по 1960 годы. Учился, с Божией помощью, отлично. Был иподиаконом у митрополита Вениамина (Федченкова). Был доверенным лицом по хозяйству: у нас было пять общежитий. Был помощником эконома.
Потом ректор велел сан принимать. Мои опекуны — отец протоиерей Иоанн (он в Чистополе жил, помогал и материально, и советом) и блаженная Анна Михайловна, прозорливая, как Ксения Блаженная, была — оба умерли в один год. И вопрос с женитьбой я решал один. Жена была певчей церковного хора. Повенчались. Закончил семинарию, и мне назначили приход. В священники рукоположили в Саратове, митрополит Саратовский и Вольский Палладий рукополагал. Это было в 1961 году. Два года служил на приходе в г. Мамадыш.
Вскоре начались семейные несогласия. Тяжёлые. Все старцы: почаевский старец Кукша; отец Сампсон (с ним я знаком был с 1963 г.), отец Тихон Агриков, прозорливый, — благословили разойтись. Сначала в Академию поехал учиться, в Троице-Сергиеву Лавру. Старцы сказали, что по окончании надо оставить жену и поступить в монастырь.
В Лавре учился с 1962 по 1965 год. Был однокурсником Владыки Евсевия. Дипломное сочинение на звание кандидата богословия писал на тему: «Пастырское служение Святителя Ермогена, Патриарха Московского». Его имя получил при монашеском постриге в 1978 году.
* * *
Потом учился в Московской духовной Академии. Профессора, преподававшие в там, были людьми высокой образованности и духовной культуры. Например, протоиерей Константин (Ружицкий). Он после войны до самой своей смерти в 1960 году был ректором Академии. После него ректорами были епископы. Он был профессором, преподавал нравственное богословие. Сделал много выпусков. Это был «старинный человек», родом из Киева. С ним произошла удивительная история в войну.
Кто-то показал немцам, что он, якобы, имеет связь с партизанами. Немцы схватили его, увезли в комендатуру, а оттуда — далеко в лес и оставили там. Он никуда не побежал, а сел на поваленное дерево и стал молиться. А немцы оставили засаду и, если бы он побежал, они убили бы его. Но он молился, предавая жизнь свою в руки Божии. Немцы вернулись, забрали его с этого дерева, вывезли из леса и отпустили.
|
ВСТРЕЧА с Патриархом
| |
* * *
После Академии назначили меня в Эстонию. За это время родные переехали в Печоры, и в летнее время я там отдыхал. Познакомился с отцом Сампсоном и ездил за него хлопотать, так как имел «ход» к Святейшему Алексию I (Симанскому). Келейник Святейшего был отцом нашего классного наставника в Академии, отца Алексия. Святейший и благословил отца Сампсона жить в Москве и помог его устройству там.
В Печорах тогда жили Валаамские старцы: отец Михаил, отец Николай, архимандрит Пимен с Кавказских гор, отец Савва. У наместника Алипия все собрались.
В Пюхтицах я прожил без малого 30 лет, с 1965 по 1992 год. Служили вместе с отцом Петром Серёгиным. Служба была ежедневная. Исповедовали, я — старушек, а он — монашествующих моего возраста. Когда отец Пётр ушёл за штат, я служил один. Был и духовником, и благочинным, имел 12 приходов. Монастырей тогда было мало, и люди ехали к нам в большом количестве. Не было ни одной епархии, которой бы мы не знали через паломников. Пюхтицы — Печоры — Рижская пустынька — Вильнюс (Свято-Духов монастырь) — Киев (Флоровский монастырь) — Одесса (Успенский монастырь) — Троице-Сергиева Лавра. Вот круг, по которому шло движение паломников.
Монастырь принимал зарубежные делегации. Архиереем Эстонским был с 1961 года будущий Святейший Патриарх Алексий II. Он сохранил монастырь и сделал его «показательным». Он меня и постригал, здесь же, в Пюхтицах, 17 марта 1978 года (в день памяти прпмч. Иоасафа Снетогорского). А принимал от пострига отец Иоанн Крестьянкин, который после смерти отца Сампсона стал моим духовником.
Когда стали отделяться прибалтийские республики, то я не захотел жить в чужой стране и принимать их гражданство. Отец Иоанн Крестьянкин и Святейший благословили переехать в Печоры. Я хотел подумать, отдохнуть. Год служил в Варваринской церкви с отцом Евгением, с 1992 по 1993 год. Потом приехал Владыка Евсевий. И на зимнего Серафима Саровского, в 1994 году, он предложил мне перейти в Снетогорский монастырь. (В этот день, по воспоминаниям ин. Арсении, в Снетогорском монастыре было чудо с иконой прп. Серафима — она «оживала»).
|
ПАСХАЛЬНАЯ служба
| |
Когда ещё был жив старец Кукша, он называл меня архиереем. Отец Сампсон то же говорил. И отец Евгений (Тростин) тоже эти слова сказал, и блаженная Анна Михайловна, и Владыка Зиновий (Тбилиси). Но перед смертью отец Сапмсон сказал, что «за годы службы в монастыре Господь уже другой путь тебе избрал». Характер мой изменился. Я потерял властность почти совершенно, предпочитаю «согрешить в сторону мягкости, чем в сторону строгости».
* * *
Незадолго до смерти, в 1991 году, мама отца Гермогена, тогда уже инокиня Васса, приняла монашеский постриг с именем Магдалина.
Дивны дела Господни: обычно отмоленное дитя становится монахом; но отец батюшки Гермогена, Иван Фёдорович, отмоленное дитя, имел семью. Господь забрал его в войну молодым, тридцатилетним. И вся его семья — и трое детей, и жена — стали монахами!
(Источник: Спасо-Елеазаровский женский монастырь)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|