|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Старец Иосиф Ватопедский о конце света
(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)
КОГДА ЖЕ ЭТО ПРОИЗОЙДЁТ? Сегодня? Завтра? Послезавтра? И наступит ли вообще когда-нибудь конец света? Сколько спекуляций мы слышим на эту тему! Но где же истина? Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009 гг.), опираясь на Священное Писание, продолжает комментировать это событие.
ОТКУДА ЖЕ ПРЕЛЬЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛОЖЬЮ И УСПЕХ ГРЯДУЩЕГО БЕЗЗАКОННИКА? Познавая благо и по естеству (из закона совести), и через научение (от Евангелия), человек изменяет ему вследствие немощи, нерадения или греховных пожеланий и постепенно доходит до окаменения и бесчувствия, о чем говорит и Писание: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). У апостола Павла это ослепление души объясняется, как мы помним, «действием заблуждения» и приятием неправды как истины.
Добровольное отпадение от естественного и нравственного закона во власть греха равнозначно полному отчуждению от Бога и преданию себя сатане, который овладевает отпавшим, делая его орудием погибели. На человеке, достигшем такого состояния, а лучше сказать — падения, прямо сбывается слово апостольское: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5). Человеческая неправда (адикия), о которой он говорит выше (ср.: Рим. 1:18), есть противление души Богу и Его святой воле, упорное предпочтение противобожеского и антихристова мудрования, то есть предел падения.
Возвращаясь к основному нашему рассуждению, вспомним о бесславном конце наглого узурпатора, которого «Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8). Выдающий себя с помощью ложных знамений за Бога не устоит перед новым Пришествием и явлением Господа. Всемогущее Слово Бога и Отца одним дыханием Своим сокрушит и уничтожит всё созданное верховным лжецом вкупе с его подмастерьями и служителями. О последнем Пришествии Спасителя и упразднении диавола с его помощниками ясно говорится и в Ветхом Завете, особенно устами пророков Даниила и Исайи.
Об антихристе и кончине века на оновании Откровения святого апостола Иоанна Богослова
|
ИКОНА «Страшный Суд»
| |
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3). Откровение святого апостола Иоанна — священная книга, где детальнейшим образом описывается непрестанная борьба диавола против Церкви и Истины. Не сумев воспрепятствовать, как сказано, спасительному делу Слова Божия, древний змей обрушил всю ярость на созданную Им Святую Церковь и не оставляет с тех пор злоумышлении против верных её чад.
Откровение Иоанново ясно говорит об отпадении и спасении — двух состояниях, определяющих судьбы тварного мира, и событиях, предваряющих торжество вечного Царства Божия, уготованного для истинных слуг Христовых. Но в пророчествах святого апостола и евангелиста не указано время их исполнения, ибо это откроется лишь при конце человеческой истории. Своеобразие пророческого повествования в том, что оно не держится строго определённого порядка, постоянно вводит новые образы, меняет местами предшествующее и последующее и поэтому на каждом шагу озадачивает читателя очередной загадкой. Попытка проникнуть в сокровенный смысл многих мест этой книги — дело духовно небезопасное, ибо они зачастую непостижимы для человеческого разума.
Итак, содержание Откровения вкратце определяется нами как непрестанно совершающаяся и беспощадная битва сил тьмы во главе с диаволом против сил света во главе с Богом, осуществляющим Свой превечный замысел о спасении всего творения и его венца — человека. Излишне говорить, что битва эта беспощадна от начала, а началась она с первого грехопадения. Кульминация же её принадлежит последним временам, когда главное орудие злоначальника выступит как полномочный его представитель и, справедливо именуясь у верных антихристом, явится им на деле. В эти лютые времена сатана начнёт действовать в открытую и человечество в своём трагическом выборе между Богом и всеобщим врагом будет в буквальном смысле «просеяно, как пшеница» (ср.: Лк. 22:31), и не втайне, как прежде, но явно для всех. Воплощённый образ и действие диавола — антихрист потребует от людей не просто нарушения нравственного закона, содержащегося в заповедях Божиих, а прямого поклонения и служения себе как истинному Богу. Всепагубное его дело будет попущено Вседержителем на краткое время с тем, чтобы принесли во всей полноте последнее свидетельство своей веры и истины незлобивые агнцы, непорочные рабы и друзья Великого Агнца — Христа. Световидное украшение Церкви торжествующей, они будут мучимы врагом с неслыханной жестокостью до поры, когда его поразит десница Божия и настанет конец царству диавола, греха и смерти. Когда же принесёт свое свидетельство последний друг Христов и сын Царства, то Бог Слово, сокрушив державу антихриста, ввергнет его в «озеро огненное» (Откр. 19:20) со всеми, кто принял печать зверя и поклонился его образу.
В тринадцатой главе книги описан вышедший из моря «четвёртый зверь» о десяти рогах и семи головах (См.: Откр. 13:1). Образ того же зверя, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, встречается в книге пророка Даниила (Дан. 7:19), где он подробно истолкован. В двенадцатой главе Откровения фигурирует красный дракон, хвост которого низвергает «с неба третью часть звёзд» (Откр. 12:4). Далее о драконе сказано, что он дал зверю «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2). Так как мы вплотную подходим к основной нашей теме, следует более подробно остановиться на священных текстах. Дракон — не кто иной, как денница-сатана, и огненно-красный цвет его означает, что он — «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).
Мы знаем, что пророку Божию Даниилу были явлены в видении четыре зверя — символы последовательно сменяющих друг друга языческих империй. По наиболее авторитетным толкованиям, это царства Халдейское, Мидо-Персидское, Греко-Македонское и Римское. И хотя известно, что властители первых трёх царств преследовали богоизбранный народ Израиля, но только о четвёртом звере (в Апокалипсисе он — первый), то есть о державе римлян, святой Иоанн Богослов говорит, что «дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2). Особое попечение сатаны о последнем звере и будет сейчас в центре нашего внимания.
(Продолжение следует)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|