|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Церковь хорошим людям не нужна?
ПРАВДА ЛИ, ЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — ВАЖНО ПРОСТО ТВОРИТЬ ДОБРО, КАК УТВЕРЖДАЮТ НЕКОТОРЫЕ?
Притча о Страшном суде многими прочитывается в том смысле, что богословие неважно, а важно быть хорошим и сострадательным человеком.
В самом деле, притча ничего не говорит о вере во Христа — как оправданные, так и осуждённые искренне удивлены, узнав, что они послужили (или отказались послужить) Христу. Похоже, спасённые оправданы делами любви и милосердия совершенно безотносительно к какой-либо их вере.
Этот вывод — неважно, как верить, важно быть добрым и хорошим — многими охотно и делается. Тем более что примеры ревностных и жестокосердных (и погибающих в своём жестокосердии) ортодоксов мы встречаем уже непосредственно в Евангелии. Поэтому не важно, как верить, не важно, ходит человек в церковь или нет, приступает к Таинствам или нет, и вообще за кого он почитает Иисуса — важно, добрый ли он человек. Так что не будите меня в воскресенье — я не собираюсь тащиться в церковь.
Что делать и как быть?
Но если читать Новый Завет целиком, то его главное послание состоит в том, что в мир пришёл Спаситель, Иисус Христос, Своей Крестной Жертвой Он приобрёл для нас прощение грехов и жизнь вечную; мы усваиваем это спасение покаянием и верой.
Сам Господь ясно требует именно веры в Него — которая проявляется в крещении и Евхаристии. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:15, 16). Но что, если человек веровал и крестился, но не кормил голодных? Или, наоборот, голодных кормил, но не веровал? Как всё это понимать? Я бы предположил, что ситуация прояснится, если вместо абстрактного доброго человека я представлю себя. Я добрый человек? Ожидаю ли я по праву услышать «приди, благословенный»?
Часто бывает, что люди, не решающиеся прямо говорить о своей ситуации, описывают её как произошедшую с их другом или подругой; так и здесь — за предположением «добрые люди спасутся своей добротой, без веры», стоит вполне конкретный человек — я сам.
Должен ли я заморачиваться всей религиозной стороной дела — догматикой, Таинствами, участием в богослужениях, исправлением своей жизни сообразно требованиям Церкви — или я могу с чистой совестью объявить всё это совершенно излишним, поскольку Судия оправдает меня и благословит на том основании, что я — чрезвычайно добрый и сострадательный человек?
Обетования вечного спасения тем, кто хранит закон Божий, в Библии есть. Те, кто любит Бога и ближнего и являет это в хранении заповедей и делах милосердия, будут благословленны Богом. Они точно унаследуют жизнь. Вопрос не в этом. Вопрос в том, отношусь ли я к этим людям.
Новая жизнь начинается сейчас
Весь человеческий опыт говорит о том, что быть добрым человеком чрезвычайно трудно; зато чрезвычайно легко себя добрым человеком считать. Это с легкостью удается всем — даже явным злодеям. Злодеям даже особенно легко. Самая устойчивая из наших иллюзий — иллюзия собственной хорошести.
Закон Божий в целом — и притча о Суде особенно — эту иллюзию ломает. Законом познаётся грех, как говорит Апостол. Оказывается, что для оправдания недостаточно воздерживаться от совершения зла; надо ещё активно творить добро и являть любовь к Богу и ближнему. Попытки делать это приводят к осознанию того, что у меня это не получается. Потому что я не добрый человек. Я не люблю людей и не хочу ради них чем-то жертвовать.
То есть я понимаю, что должен — но ближние, с их притязаниями на моё время, мои средства, мои силы и мои нервы просто раздражают. Притча ставит меня перед тем фактом, что я нахожусь среди козлищ — и при этом не могу и не хочу измениться. И вот когда это становится ясно, становится ясно, и зачем пришёл Спаситель и почему так важно веровать — только Он и может сделать меня добрым человеком. Спасение действительно даётся даром — нам нечем его оплатить. Оно оплачено крестной жертвой Христа.
Но спасение — не чисто загробная реальность; это реальность, в которую мы входим (или отказываемся войти) уже здесь и сейчас. Новая жизнь во Христе начинается не за гробом; она начинается здесь и сейчас — или не начинается вообще. И она проявляется в том, что Христос действует в Своих людях. Не их собственная — а Его любовь проявляется в тех, кто доверился Ему. Мы не обретаем новую жизнь в награду за то, что проявляем любовь и милосердие; ровно наоборот — новая жизнь, дарованная нам во Христе, проявляет себя в любви и милосердии.
Я должен измениться!
Христиане транслируют в мир Его любовь, поскольку возлюблены и искуплены Им — не наоборот. Христос возлюбил и искупил нас не потому, что мы сдали норматив по добрым делам. Мы его не сдали и не способны. Наоборот, мы делаемся способны к любви и добрым делам лишь потому, что жизнь Христова действует в нас. Его овцы — те, кто принадлежат Ему — проявляют эту принадлежность в служении ближним. Сначала мы встречаем «Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20), потом дарованная нам жизнь проявляется в том, как мы себя ведём.
Путь спасения пролегает через следующие этапы. Сначала человек в ужасе обнаруживает, что он — грешник, осуждённый перед судом Божиим. Затем слышит (и только в этом состоянии он это способен услышать), что Христос умер за его грехи и ему предложено прощение; затем, получив это прощение через покаяние и веру, он меняется — и это проявляется в том, как он себя ведёт.
Причта говорит о том, что для того, чтобы стать по правую руку, я должен глубоко измениться — а опыт говорит о том, что без сверхъестественной помощи Божией у меня этого не выйдет. Я отчаянно нуждаюсь в Спасителе — и поэтому мне совершенно необходимо в воскресенье вставать и идти в Церковь.
Сергей ХУДИЕВ
(Источник: «Православие и мир»)
Притча о Страшном Суде
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея 25:31-46)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|