Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Пушки вместо пирамиды черепов


КАК ИЗВЕСТНО, установленная в 1886 году у Свято-Троицкого собора в Петербурге в честь побед русского оружия в войне с Турцией Колонна Славы была составлена из трофейных турецких пушек. Говорят, это было сделано намеренно: как «цивилизованный» ответ России «бусурману», который строил в те времена пирамиды из черепов убитых врагов. После революции мощную и уникальную колонну снесли. А пушки куда-то исчезли. Воссоздан памятник был только в 2005 году.

Идея увековечить славу русской армии, победившей в Русско-турецкой войне 1877-78 гг., принадлежала великому князю Николаю Николаевичу, командовавшему тогда Дунайской армией. Вероятно, именно он и предложил построить мемориал именно из трофейных орудий. Ещё в 1810-е годы турки воздвигали пирамиды из костей и черепов павших на войне сербов. Это вызывало негодование русских солдат и офицеров. Русская армия снесла один из таких «памятников позора» близ города Ниша.

А потому сама идея воздвигнуть в память о той войне в столице России монумент из трофейных пушек врага выглядела как своеобразный ответ на эту варварскую традицию «бусурман».

Во время штурма Плевны русские захватили 886 турецких орудий. В 1882 году на артиллерийских складах Николаева были найдены 110 таких пушек, которые перевезли в Петербург.

Уникальный монумент


Из трёх проектов, представленных инженер-капитаном Г. Житковым, участником войны, был выбран один, который усовершенствовал архитектор Д. Гримм. Монумент состоял из трёх частей: пьедестала, собственно колонны и капители с фигурой Победы. На пьедестале размещались бронзовые доски с именами всех частей войск, участвовавших в войне, а также излагался её ход. Колонна же представляла собой чугунный каркас с винтовой лестницей внутри, к которому прикреплялись 128 пушек и мортир в шесть ярусов друг над другом. Пушки были разного размера и веса, а потому их монтаж потребовал сложных инженерных расчётов. Однако издалека казалось, что все орудия были одинаковы.

Фигура крылатой богини Ники (Победы), венчавшая колонну, была создана из медных листов по рисунку П. Шварца (кстати, воссоздал её потом вездесущий З. Церетели). Вдоль решётки прицерковного садика установили ещё десять пушек, а также два газовых канделябра и два столба из турецких орудий. Уменьшенная копия колонны украшала зимний сад особняка владельца завода, где отливали монумент, К. Рахау на Лиговском проспекте.

Торжественное открытие Колонны Славы состоялось 12 октября 1886 года в очередную годовщину победы русских войск под Горным Дубняком (главный опорный пункт турок на подходе к Плевне). В параде приняли участие гвардейские части в присутствии ветеранов войны. Для офицеров был дан потом торжественный обед в Эрмитаже, а для нижних чинов — в казармах лейб-гвардии Измайловского полка. Угощение для солдат, согласно сохранившемуся меню, состояло из «чарки водки, бутылки пива, двух пирогов, булки, куска мяса, двух яблок и двадцати пяти папирос». А в приказе императора Александра III по случаю открытия монумента говорилось: «Да пребудет памятник этот самоотвержению и доблести воинов, с помощью Божией покрывших новою славою Русские знамена и Русское имя».

Однако уникальный памятник — такого не было нигде в мире — ждала печальная судьба. В 1929 году советское правительство приняло решение его снести. И уже в 1930 году Колонну Славы уничтожили.

А куда же исчезли исторические пушки? Точно это неизвестно до сих пор. По одной версии, их переплавили в печах одного из металлургических заводов, ссылаясь на «нехватку в стране металла». По другой — пушки продали в Германию. Ведь в своё время турки закупали пушки на заводах Круппа, а крупповская сталь всегда ценилась очень высоко.

Историки упоминают и ещё об одной версии, согласно которой было принято решение о сносе колонны. Это было сделано накануне визита наркома по военным и морским делам Климента Ворошилова в «дружественную Турцию». Само существование в России такого монумента, мол, «раздражало турок», и советское правительство решило сделать «жест доброй воли». Однако официально о такой причине никак не сообщалось.

«Расстрельный» список


ТРОИЦЕ-ИЗМАЙЛОВСКИЙ СОБОР и Колонна Славы на почтовой открытке начала XX века
ТРОИЦЕ-ИЗМАЙЛОВСКИЙ СОБОР и Колонна Славы
на почтовой открытке начала XX века

Впрочем, снос колонны вполне вписывался в так называемый «План монументальной пропаганды» советских властей. Впервые он был обнародован в апреле 1918 года в декрете «О памятниках республики». Согласно документу, «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц» Петрограда.

В результате в городе начался архитектурный погром. Был снят памятник-бюст Александру I на Каменноостровском проспекте, памятник Александру III, который стоял перед Московским вокзалом, снесён памятник великому князю Николаю Николаевичу, находившийся на Манежной площади, уничтожен памятник принцу Ольденбургскому (стоял на Литейном перед Мариинской больницей), уничтожены памятник «Подвигам лейб-гвардии Сапёрного батальона» на Кирочной улице, памятник «Питомцам Академии Генерального штаба» на Суворовском проспекте, снесены Московские ворота (восстановлены в 1958-61 гг.) и т. д.

Но больше всего досталось Петру I. Хотя знаменитый Медный всадник и уцелел, но было снесено не менее шести прекрасных монументов основателю Петербурга. В том числе памятник знаменитого скульптора Антокольского у Сампсониевского собора, «Пётр, спасающий рыбаков» на Адмиралтейской набережной, ещё один памятник Антокольского на Кирочной улице и другие.

Как мы видим, сносились и те памятники, которые имели несомненное художественное значение и не имевшие никакого отношения к царям, как, например, памятник Сапёрному батальону. Разрушители, как это очевидно, руководствовались вовсе не художественными, а сугубо идеологическими соображениями.

Некоторые памятники не просто сносили или убирали, а сначала над ними издевались. Так, монумент Александру III во время праздников закрывался пропагандистскими щитами и плакатами, а в 22-м году на его подножии высекли надпись коммунистического стихослагателя Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья, Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Так писали о царе, в правление которого Россия успешно развивалась и не было ни одной войны!

«Упал и разбился...»


Одновременно большевики спешили увековечить своё собственное правление. В соответствии с «Ленинским планом монументальной пропаганды» в 1918-20 гг. в городе было установлено 20 скульптур «видным революционерам». Первым смастерили памятник Радищеву в проломе ограды, которая окружала сквер Зимнего дворца. После чего в разных местах понаставили монументы Лассалю, Марксу, «Красногвардейцу», Воровскому, Гарибальди, «Великому металлисту» и т. д. Поэт В. Ходасевич так писал по поводу реакции жителей города на эти «творения»: «Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого “Пролетария” и медленно обходили вокруг. Начались такие высказывания, что я хоть и помню их, но неловко написать...»

К счастью, почти все эти уродливые монументы были сделаны из гипса и дерева и потому простояли недолго. Так, уже в январе 1919 года охранник Зимнего дворца доносил: «Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился...»

Андрей СОКОЛОВ

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх