|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
И это чудо из чудес — Христос воистину воскрес!
КОГДА МЫ ДУМАЕМ О БОГЕ или мысленно обращаемся к Нему, то осеняем себя спасительным крестом. Это — как молитва, выраженная в жесте. Порой мы крестимся машинально, не задумываясь, как бы охраняя себя от зла, или каясь, исповедуя собственные грехи. Но не всегда осознаём, что крест — это символ воскресения наших душ, Бессмертия, подаренного нам Богочеловеком Иисусом Христом. И не всегда помним, какой ценой оно было даровано. Ведь крест — это ещё и распятие тела, муки и даже смерть. И только потом — воскресение!
I
Ах, какая это замечательная земля — древняя тёплая Палестина! Она голубая, потому что лежит вдоль Средиземного моря. Она золотая, потому что покрыта гористой жёлтой пустыней. Она зелёная, потому что там, где вода, ручей, река или озеро, зеленеют плантации финиковых пальм, плодовые сады и оливковые рощи. И ещё она белая, потому что тысячи лет здесь по холмам строят дома из белого пористого песчаника, добытого в местных каменоломнях. Две тысячи лет люди называют эту землю Святой Землей. Ибо это родина земной жизни Иисуса Христа, и каждый христианин мечтает хоть раз в жизни побывать здесь. Коснуться стопой, ладонью, взором тех благодатных мест, где родился и рос Сын Божий. Где учил и творил чудеса. Вот и моя мечта сбылась — с группой российских паломников я ступила на Святую Землю.
Какое это тихое, светлое и смиренное звание — паломник! Сколько тысяч прошло их по Святой Земле. Воистину «блаженны нищие духом». Это постигаешь только возле святынь. В этом паломничестве я, например, впервые поняла и прочувствовала великую роль византийской царицы Елены, святой греческой женщины, и сына её, императора Константина.
В IV веке Елена и Константин приехали сюда из Константинополя и в течение многих месяцев с трудом отыскивали все святые места. Затем ограждали их стенами прекрасных храмов. Именно им мы обязаны возможностью поклониться святым местам, связанным с жизнью Господа.
II
|
СХОЖДЕНИЕ Благодатного Огня
| |
Там, в Иерусалиме, идя среди паломников по Пути Скорби Христа — Его последней страшной дорогой на Голгофу — я поняла, как много может поведать нам о страданиях великая христианская Святыня — Туринская Плащаница. Это та самая ткань, в которую был завёрнут после снятия с креста Иисус Христос, в ней же и положен во гроб.
Собственно, Туринской назвали Плащаницу, когда в 1578 году это полотно выставили на обозрение в Италии, в городе Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя. Хотя нашли её двумя веками раньше под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни. И сразу же тысячи паломников отовсюду потянулись к священной реликвии. Из истории мы знаем, что материя была дорогой. Из хлопка, с нитью тройного плетения. Длина полотна — 4,3 метра, ширина — 1,1 метра. Её купил убитый горем Иосиф Аримафейский, богатый и уважаемый член Синедриона (иудейского парламента), тайный ученик Иисуса, узнав, что Учитель, распятый на кресте, умер.
В воскресенье, придя ко гробу, жёны-мироносицы нашли камень, закрывавший вход в гроб, отваленным, а гробницу — пустой. «Что вы ищете живого среди мертвых? — услышали они. — Он воскрес!» Да, Он ещё явится ученикам. И до вознесения ещё сорок дней будет делить с ними стол и кров. А тогда в гробу лишь светлая Плащаница одиноко лежала внутри на желтоватом мраморе. Эта полоска ткани, явив чудо, дошла до нас сквозь века. Её оригинал, этот величайший документ истории, сегодня со всем тщанием хранит Ватикан, очень редко выставляя для обозрения и изучения. В Москве же мы можем видеть привёзенную в Сретенский собор копию Плащаницы в великолепном исполнении.
О существовании Святыни было известно давно. В древней литургии, восходящей к Апостолу Иакову, брату Иисуса, говорится: «Пётр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес». Святая Нина, просветительница Грузии, свидетельствовала, что ткань первоначально хранилась у Апостола Петра, а затем тайно передавалась от ученика к ученику.
Византийские Хроники говорят, что Плащаница имела отчётливое свечение, «видимое не только в темноте». В 435 году сестра императора Феодосия Второго святая Пульхерия бережно хранила Плащаницу в базилике во Влахерне, что под Константинополем. В 640 году епископ Галльский упоминает о Плащанице и дает её точные размеры. В XI веке константинопольский император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому пишет: «Среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у меня находятся Похоронные Полотна, найденные во гробе после Воскресения». В 1201 году Николай Мазарит, спасший Плащаницу от огня во время пожара, сообщает: «Похоронные Ризы Господни. Они из ценного полотна и ещё благоухают помазанием. Они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти».
Шли столетия. В средневековье, боясь подделки, Плащаницу стали тщательно изучать. Ее вываривали в масле, действовали химикатами, нагревали, прожаривали, охлаждали. Убеждались, что изображение не выдавлено, не напечатано, не нарисовано. Что поверхностные части волокон обуглены, сожжены некой невероятной, необъяснимой и мгновенной энергией. В дальнейшем, чем больше человечество погрязало в грехах, сомнениях и неверии, тем сильнее разгорались споры о подлинности реликвии. XX же век, с его техническим прогрессом, дал спорам новое направление. Всё началось с фотографии, сделанной в 1898 году итальянским фотографом Секондо Пиа. Проявив пластинку, автор, к своему изумлению, увидел не негативное, а позитивное изображение и Лика Христа, и всего Тела. Это была сенсация, и она означала, что на полотне образ запечатлён негативно.
Но как могло случиться, что за 19 веков до изобретения человечеством фотографии таковая уже существовала? Этот неопровержимый, необъяснимый факт сильно смутил скептиков. Тем более что при дальнейшем микрофотографировании проявились даже отпечатки монет, положенных на глаза распятого человека так, как это делали обычно иудеи в начале нашей эры. К тому же это были монеты, чеканившиеся только около 30-х годов нашей эры. Более того, одна из монет — лепта Пилата с надписью «Император Тиберий» — оказалась редчайшей, с неизвестной нумизматам дотоле орфографической ошибкой. После публикаций сенсационной фотографии в различных коллекциях мира было обнаружено ещё четыре таких монеты.
А годы шли. И вот во время следующего показа и доступа учёных к Святыне (в XX веке их было три) знаменитые французы-биологи, профессора Сорбонны, изучая изображение на полотне, доказали, что оно «анатомически совершенно точно». Кроме того, на «фотографии» были обнаружены следы ран — от игл тернового венца, гвоздей, ударов копьём и бича с тремя тяжёлыми наконечниками. Учёные определили даже ток ручьёв крови, связанный со вздрагиванием казнимого при ударах от боли. «Изумительная анатомическая точность изображения не поддаётся рациональному объяснению. На отпечатавшемся изображении спиннобрюшная симметрия выдержана с точностью до ангстрема». В итоге бывший скептик и ярый атеист профессор Делаж, заканчивая свой доклад во Французской академии, воскликнул: «Да, это Христос! И Он воскрес!»
Позже итальянские физики Виллис и Карренто де Ксендия провозгласили: «Сегодня можно утверждать, что полотно было подвергнуто воздействию сил внутриядерной радиации». Тогда, в начале века, это прозвучало почти крамольно. Ныне же учёные доказали возможность ядерного синтеза и при обычных температурах. Конечно, атеисты, ищущие в Святыне фальсификацию, не переведутся никогда. Однако не так давно Плащаницу изучали и специалисты из НАСА (Управление по космонавтике, США), затем учёные из штата Массачусетс. Однако иного вывода, кроме того, что «Плащаница — это воистину пятое Евангелие», они дать не могли.
Так о чём же почти два тысячелетия эта Святыня упорно хочет рассказать человечеству?
III
|
ИКОНА, посвящённая событиям тех дней
| |
День был весенний, солнечный. Воздух над пятью холмами, на которых раскинулся древний Иерусалим, напоён терпким ароматом миндаля, кипарисов, цветов жёлтого дрока. Мы, паломники, стоим в Гефсиманском саду у древних олив, которых осталось лишь восемь. Да-да, непостижимо, но это те самые, уже измученные столетиями жизни, оливы. Это под ними после Тайной Вечери под ночной луной Христос молился Отцу.
Это здесь заснули Апостолы, и стражники с горящими факелами арестовать Иисуса шли здесь. А впереди — Иуда, чтоб поцелуем предать. И тревожный отсвет пламени недобро блеснул в его хищных зрачках. Потом Христа погнали через ущелье в Иерусалим, к Львиным воротам, откуда начался Его последний Крестный Путь.
Конечно, всё, что вы узнаете ниже, может вызвать у читателя, даже в наш жестокий век, душевную боль и содрогание. Но, в отличие от жуткой информации, которую мы ежедневно почти бесстрастно получаем с экранов телевизоров, Страсти Господни иные. Их испытал, погибая за человечество (и за каждого из нас), Иисус Христос, Богочеловек. Он имел божественную душу и бренное, как у каждого смертного, тело. Так найдём же в себе мужество хотя бы знать о случившемся. Чтобы не давать себе права малодушно забыть Его земной подвиг.
Итак, после казни на кресте Богоматерь, плачущие женщины, Иосиф и любимый ученик Иоанн положили распятого Иисуса на камень помазания, на только что принесённую Иосифом новую ткань. После помазания Тела ароматными смолами, так называемой миррой, вторая часть полотнища была переброшена через голову — над Ликом покойного — к ногам. Таким образом на полотне — Плащанице — запечатлелся весь облик лежащего, и со спины и сверху. Рассматривая отображение, можно видеть, что гвозди, которыми были прибиты руки Иисуса к кресту, проходили не сквозь ладонь. (Так привыкли изображать распятого средневековые художники, так рисуют и по сей день). Гвозди были вбиты в запястья, меж лучевыми костями — так тело удерживается на кресте. К тому же гвоздём перебивается мышца, которая управляет большим пальцем. (Гвозди в те времена были кованые, трёхгранные, о чем говорят раскопки). На Плащанице действительно большие пальцы рук покойного безвольно подогнуты.
Смерть распятого человека наступала, как следует знать, от удушья. Вздёрнутые руки держали лёгкие в растянутом состоянии. На ноги, прибитые гвоздями, нельзя было опереться, а потому растянутыми, находящимися в напряжении лёгкими невозможно было набрать воздуха. Спины казнимых при попытках несчастных приподняться на прибитых в плюсны ногах ползли по неотёсанному бревну, обдираясь в кровь. Казнимые так молодые рабы могли терзаться, мучиться на крестах по нескольку суток. И потому в римском воинстве считалось даже гуманным ударом меча перебить казнённому кости голеней, чтобы тот не мог больше опираться на ноги и чтобы смертельное удушье сразу же прекратило муки.
IV
|
ВИА ДОЛОРОЗА. Крестный ход
| |
По доносу Иуды арестовали Христа в среду. В четверг был допрос, издевательства и побои. Казнить же Его предстояло в пятницу, одновременно с ещё тремя арестованными разбойниками. По обычаю, одного из них в честь наступающего праздника еврейской Пасхи можно было отпустить. Этот праздник по тогдашнему иудейскому календарю начинался всегда накануне, в три часа предыдущего дня, то есть пятницы, а в праздник нежелательно было казнями огорчать горожан. К тому же с наступлением темноты запрещалось касаться трупов, чтобы не осквернять себя. Вот почему все — и горожане, и римский прокуратор Пилат, и члены Синедриона — торопились. Начали в пятницу, поутру, примерно в девять. С тем, чтобы до захода солнца казнённых, сняв с крестов, захоронить.
К празднику, по требованию толпы, был великодушно отпущен один из разбойников, Варавва. А двое других — распяты на Лобном месте, по правую и левую стороны от Христа. Казнь свершилась в шестом часу дня.
Разбойники были молоды и здоровы, и ждать их смерти пришлось бы долго. А потому римские стражники ударами перебили им голени. Когда же подошли к Иисусу, «то увидели, что Он уже мёртв».
Почему же Иисус через три часа после распятия был уже мёртв?
На этот вопрос есть один глобальный ответ. Завершилась миссия Сына Божия на Земле! И не было больше нужды длить Его мучения. Но есть и ещё один ответ, что лежит в телесной природе Иисуса.
Да, он был худ, но никогда не был слабым. Он рос в доме плотника и был плотником. Он из конца в конец обошёл страну — по горным тропам, пыльным дорогам, по каменистой пустыне. И один, и с учениками. Собственно, вся Его жизнь была сплошным странствием. Он мог сорок дней поститься, оставаться вовсе без пищи. Нет, Он не был слабым. И Он всегда легко проходил сквозь любую толпу...
Так почему же на кресте Он так быстро испустил дух?.. Может, и на это нам ответит Туринская Плащаница?
V
Медленно, молча двигаюсь в группе паломников по ночной узкой улочке. Она зажата двумя каменными слепыми стенами. Двери арабских лавок и окон закрыты.
Тихо. Над головами в тёмном небе яркие палестинские звезды. Там, в синей бездне, некогда засияла звезда Рождества Христова — Вифлеемская. Мне с трудом верится в реальность происходящего. В то, что это и есть Его последний Крестный Путь. И не дает покоя вопрос: почему, почему Он так скоро испустил дух? Размышляя, я пытаюсь ответить себе сама. Да потому, что был сильно ослаблен, ибо был заранее сильно мучим.
По Римскому праву (а Палестина входила тогда в состав Римской империи), нельзя было виновного за один и тот же проступок наказывать дважды. На Плащанице же видно, что осуждённый был наказан и бичеванием, и распят. Но почему? На это отвечает текст Евангелия.
Римский прокуратор Понтий Пилат не видел в Иисусе «никакой вины» и, чтобы спасти арестованного, решил наказать Его лишь бичеванием. Трижды обращался Пилат с предложением отпустить Иисуса к Пасхе, но разгневанная толпа всё кричала: «Распни Его! Распни! Он за царя Себя выдаёт. А у нас нет другого царя, кроме Кесаря!» И Пилат, убоявшись уже за себя — сдался. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. А себе повелел принести таз с водой. И демонстративно умыл руки. С тех пор две тысячи лет живёт его фарисейская фраза: «Что ж, я умываю руки».
VI
|
ВИА ДОЛОРОЗА. Крестный ход
| |
Изученная учёными (и даже криминалистами) Туринская Плащаница рассказывает нам сейчас, как бичевали Христа. Бич был ременный, трёххвостный. В конец каждого хвоста был вплетён свинцовый шарик, к тому же с шипами. Казнимого привязывали к невысокому столбу, связав вокруг него руки. Палачей было двое. Камень бичевания перенесён был некогда царицей Еленой в Храм Гроба Господня. По кровавым рубцам на теле Спасителя, что отпечатались на Плащанице, учёные смогли определить даже рост палачей. Один был высок, другой гораздо ниже. К тому же удары таких бичей приходились не только по обнажённой спине. Они достигали груди и боков. Крутящимися шариками вспарывали и кожу, и плоть мучимого. Иисусу был нанесён максимум ударов — 39. Не пожалели! Даже Понтий Пилат, увидев, как Иисус мужественно переносит эти страдания, произнёс: «Се, человек!» (Воистину человек!) Но это не смягчило толпу.
Впрочем, физические страдания Христа начались ещё в последнюю ночь перед Его арестом, в Гефсиманском саду. Помните, как после последней трапезы —Тайной Вечери, когда предавший учителя Иуда уже ушёл за стражниками, а Иисус с учениками вышел в ночь под звёздное небо, — Он в последний раз молился, прося Бога-Отца «пронести мимо чашу сию», чашу телесных мук и страшной смерти на кресте. И от высочайшего душевного напряжения «кровавый пот» выступил на Его лбу, заливая лицо.
Современная медицинская наука чётко объясняет это спазмами и разрывами капиллярных сосудов в моменты нервного перенапряжения.
VII
Свою последнюю ночь Иисус провёл в казармах римских воинов, которые расположены тут же, неподалеку от Претории, где Пилат судил Господа. В последнюю ночь перед казнью Христос был отдан на глумление солдатне в казармы. Солдаты-римляне знали, что утром этого иудея казнят, но пока почему бы над Ним не потешиться.
Его провозглашают императором, накинув на плечи пурпурную тряпку. Связав руки, суют в них палку, как скипетр. Потом этой же палкой Ему разбивают нос, повреждают глаз. На голову нахлобучивают «корону» из колючек, взятых из кучи топлива. Причём вовсе это не венец, как изображают обычно на иконах и живописных картинах. Нет, это целая шапка из острых терновых колючек «Стальной коготь». В дальнейшем их назовут «Шипы Христа». Эти шипы распарывают Христу всю голову. На плечи страдальца льётся ручьями кровь. На Туринской Плащанице чётко видны эти извилистые потоки — и по лбу, и по щекам. Эта кровь впиталась в Плащаницу обильно, навеки. Учёные определили даже группу крови — «0(I)Rh +». Кто обладает этой редкой группой, считается универсальным донором, ибо кровь Христа пригодна для каждого.
Утром, идя на казнь по узкой каменной улочке, истёртой до блеска миллионами ног, Иисус нёс на избитой спине тяжёлую перекладину, к которой были привязаны Его руки. Ослабленный перенесёнными муками, Он шёл уже с трудом. Останавливался, опираясь об уличную стену, трижды падал, разбиваясь лицом о камни. И израненная спина, и затылок побивались этим же бревном... Донести до места этот груз уже не хватало сил, и стражники повелели случайно встреченному крестьянину Симону Киринеянину, ставшему впоследствии христианином, возложить на себя эту ношу и нести её за Иисусом.
«И шло за Ним великое множество народа, — повествует евангелист Лука, — и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: “Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших”».
Смиренно и безропотно, как агнец на заклание, шёл Христос по Своему скорбному Пути. Он знал, что должен его пройти, и знал, что ждёт впереди Иерусалим и народ Израиля. Ведь Он был Бог. Но Он был и Человек, и Путь Его был по-человечески мучителен, и тяжесть ноши — нестерпима.
Все эти подробности известны сегодня не только из Евангелия. На них указывает и Плащаница. Микроанализы показали, как расположен был груз на спине и сколько он весил.
Когда же Иисусу солдаты пронзили копьём предсердие, «излились кровь и вода». Это евангельское свидетельство с научной точностью объяснили сегодня учёные-медики. Такое смешение крови и лимфы возможно лишь при инфаркте, разрыве околосердечной сумки...
VIII
|
ПАСХА объединяет всех людей, искренне верующих во Христа
| |
Мы прошли ещё метров сто по Крестному Пути, как по каменному коридору. Свернули вправо и вдруг оказались на просторном дворе. Звёздное небо над головами словно распахнулось. И перед нами, чуть освещённый в ночной тишине, предстал древний каменный храм. Тот самый, что воздвигла Святая Елена. Под его куполами объединилась Голгофа, Гроб Господень, могила Иосифа Аримафейского, камень Помазания. Оставалось перейти двор по гулким древним плитам. И ступить в полумрак, тишину святыни, где, кажется, само время остановилось. И чуткий воздух наполнен Его великим присутствием... Я ощущаю горячее счастье от возможности приблизиться, сделать навстречу Ему этот последний шаг, опустить лицо и ладони на камень гроба... и, замерев, остановить мгновение...
...Сняв с креста, Христа положили на Плащаницу, даже не успев омыть по обычаю. Ибо опускающаяся темнота могла сделать Тело неприкасаемым. В каменную пещерку Гроба, который приготовил для себя Иосиф Аримафейский, Тело Христа внесли завёрнутым в Плащаницу и положили на ступень каменного ложа. Затем снаружи подкатили многотонный камень, словно огромный жёрнов. В гробу, до появления там вновь жён-мироносиц, Тело пролежало 36 часов. На Плащанице, как показали анализы, оно отпечаталось как раз в том биосостоянии — скелета, крови ран — каким могло быть только на протяжении именно этого времени. На Плащанице отпечаталась даже та капелька крови, которая была на лбу Христа и не успела тогда впитаться в ткань.
Сколько бы мы ни обращались к Евангелиям, написанным живыми свидетелями тех событий, сердце наше каждый раз замирает. От трагизма и величия свершившегося. И от последних слов, сказанных Им на кресте. Матери: — «Жено! Се, сын Твой». Ученику Иоанну: «Се, Матерь твоя!» И ещё последние — Отцу Своему Небесному: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой».
И сделалась тьма по всей Земле, и померкло солнце, и завеса в храме Иерусалимском разодралась посередине. Завершилась земная жизнь нашего Спасителя, чтобы продолжиться жизнью небесной и дать человеку земному надежду на жизнь вечную.
* * *
...Каждую весну в России, когда под лучами уже тёплого солнца подтаивают снега, звенит капель и распускается пушистая верба, наступает для нас, как и для всех христиан на Земле, Великий Праздник Пасха. Мы украшаем дом, печем куличи, весёлыми красками разрисовываем яйца и, главное, идём в храмы. А при встречах с радостью восклицаем: «Христос воскрес!» — и слышим в ответ тоже радостное: «Воистину воскрес!»
Ирина РАКША
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|