|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Кто такие «родноверы»?
ОСНОВНОЙ ЛОЗУНГ РОДНОВЕРОВ ГЛАСИТ, что родноверие — это исконная, «родная» вера славян. Конечно, это не так: традиция прервана. Мы можем говорить о попытке реконструкции каких-то языческих практик у тех народов, где они хотя бы в какой-то степени сохранялись (например, у марийцев и других народов Поволжья, а также в Сибири и т. д.). Но о возрождении славянского язычества говорить не приходится — оно исчезло много веков назад. Так называемое «двоеверие», о котором иногда говорится и у серьёзных исследователей, по сути является сохранением лишь некоторых обрядовых обычаев и т. п.
Наряду с этим, неоязычники любят указывать на связи с древней индоарийской религией. Конечно, при этом они мало опираются на имеющиеся исторические исследования в области индоарийских языков и культуры в целом, предпочитая создавать свои собственные мифы. Так, несколько имён, взятых из индоарийской традиции, связываются с именами славянских богов, и на этом выстраивается некое учение — разумеется, совершенно неисторичное.
Примером такого учения является известная «Велесова книга». Эта книга подавляющим большинством учёных была оценена как фальшивка, написанная в эмигрантских кругах в середине XX века. Подробному разбору вопроса посвящён сборник «Что думают учёные о “Велесовой книге''» (Сост. А. А. Алексеев. СПб., «Наука», 2004), многие статьи которого принадлежат перу филолога-медиевиста О. В. Творогова. К сожалению, его известность на порядок меньше, чем у самой «Велесовой книги». Для националистически настроенной интеллигенции, стоявшей у истоков неоязыческого движения, «Велесова книга» была неоценимо важна как якобы первоисточник, сообщающий о славянской истории и верованиях самых древних времён. У последующих неоязычников она получила статус чуть ли не «священного писания» и до сих пор сохраняет своё значение. Справедливости ради следует сказать, что не все современные неоязычники опираются на «Велесову книгу», да и для тех, кто считает её подлинной, она не является «догматическим» вероучительным текстом. Но их идеологические концепции имеют ссылки на неё.
Ещё один исторический миф некоторых родноверов — о «северной прародине» славян. Некая область, иногда чуть ли не в Заполярье, объявляется центром древней цивилизации, насчитывающей тысячи, а то и десятки тысяч лет.
У многих (но не всех) родноверов наблюдается стремление «обелить» репутацию древних славян-язычников. Утверждается, что они не совершали человеческие жертвоприношения и рабов у них тоже не было. Летописные источники, повествующие об этом, перетолковываются в выгодном для неоязычников ключе или отвергаются. Конечно, проведение исторического анализа помогло бы выявить несостоятельность подобных утверждений.
К их числу относятся и тезисы, прямо или косвенно несущие антихристианские идеи. Иногда они специально оформляются в виде ярких лозунгов, привлекательных в первую очередь для молодёжи, и получают широкое распространение. Примеры: «Мой бог меня рабом не называл!»; «Мы богам не поклоняемся, мы их славим»; «Богам славу поют — и потому суть славяне». Есть и подмены: ряд неоязычников (особенно инглинги) называют себя православными, объясняя происхождение этого самонаименования от выражения «славить правь», то есть прославлять высшую реальность, одну из трёх частей мироздания, существующую наряду с явью и навью. Инглинги также называют себя староверами, что может вызвать путаницу. Конечно, никакого отношения к православным старообрядцам они не имеют.
(Из статьи Александра Попова «Исторические мифы неоязычников-родноверов»)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|