|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Старец Иосиф Ватопедский о конце света
(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)
КОГДА ЖЕ ЭТО ПРОИЗОЙДЁТ? Сегодня? Завтра? Послезавтра? И наступит ли вообще когда-нибудь конец света? Сколько спекуляций мы слышим на эту тему. Но где же истина? Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009 гг.), опираясь на Священное Писание, продолжает комментировать это событие.
Учение об антихристе в посланиях святого Апостола Павла
«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Неразлучные с окаянным себялюбием самоугодие и корыстолюбие проистекают из внутреннего противления всему, что создано послушанием как вышестоящим властям, так и Самому Богу (Которого не стесняются объявлять мёртвым!). Понимаемое так, отступление дошло до того, что не только узы родства и крови с их дотоле непреложным законом послушания младших старшим, но и простые требования житейской безопасности не могут склонить человека к признанию какой бы то ни было власти над собой. Не видно послушания ни в делах общественных, требующих солидарности и самоотвержения, ни в самом воспитании, которое издревле было добродетелью и долгом. Даже малые дети, и те с эгоистическим упорством противятся всем — родителям, воспитателям, учителям. Можно без преувеличения сказать, что отличительная особенность человечества наших дней — сатанинское своеволие и противление всех всему.
Но разве не наблюдается это явление в наши дни повсеместно и не есть ли оно ещё один признак отступления, который пророчески возвестил Апостол Павел, сказав о помрачении ума и совести в людях последних времён? Разве не ощущается в нём смрадное дыхание древнего змея-сатаны, отравляющее атмосферу и нашей эпохи? И если нет, как понимать пророчество об отступлении, которое поразит весь человеческий род? Но поскольку в истории нет примеров, когда греховное состояние человечества, предположительно связываемое нами с отступлением, заявляло себя в таких колоссальных масштабах, остаётся думать, что мы приближаемся к пику эсхатологических событий, предсказанных святым Павлом.
|
ИКОНА, посвящённая концу света
| |
Определение «человек греха» (2 Фес. 2:3) подразумевает, без сомнения, не абстрактное зло, не воплощение его в тиранах прошлого (мы уже видели, что эти последние были для Апостола всего лишь предтечами антихриста), а вполне конкретную личность, которой ещё предстоит явиться. «Человека греха» нельзя отождествлять и с диаволом, ибо здесь же сказано, что пришествие его будет «по действию сатаны» (2 Фес. 2:9). Из сопоставления всех свидетельств Писания явствует, что «беззаконник», не будучи ни абстрактным символом «зла вообще», ни самим сатаной, не есть и воплощение диавола в человеческом естестве (по образу Бога Слова, вочеловечившегося в Иисусе Христе). Он — человек, но человек, растленный до последней глубины, носитель греховности в предельном её выражении, то есть в тёмном образе всесветного мятежника и бунтаря, искушённого во всяком зле и поправшего всякое понятие о правде и законе.
Продолжая своё горестное повествование об антихристе, Апостол прилагает к нему и определение «сын погибели» (2 Фес. 2:3). И если имя «человек греха» объемлет всё, в чём выказало себя растленное состояние человеческого рода, то имя «сын погибели» предвосхищает конечную участь антихриста и его приверженцев. Будучи порождением того, кто сам начаток погибели, и носителем всех признаков такого происхождения, он повергнет всю землю в ужас, который ещё более умножится по достижении им (разумеется, попущением всеблагого Бога) абсолютной власти. Вместилище всех свойств и злоухищрений диавольских, прямое орудие первого человеконенавистника, каких только бед не причинит он людям последних дней и более всего — Церкви Христовой и её чадам, на которых обратит всю свою злобу и ярость! Сделав своё сердце престолом сатаны, он истребит в нём всякий след добра и благородства и, сохраняя людской образ, окажется в остальном точным подобием того, кому добровольно последовал. Злодеяниям антихриста положит предел лишь Бог, пекущийся о сохранении человеческого рода. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22).
До эпохи антихриста непрестанная брань сатаны против человечества заключалась в бесконечных попытках увести его от истинного богопознания и богопочитания, навязав людям вместо единого Бога множество идолов. Но когда настанет время его, с позволения сказать, «духовного воплощения», диавол прибегнет к новому образу лжи и предложит миру в качестве божества собственное подобие, присвоив ему, а через него и себе, поклонение, подобающее единому Богу. Извещённый Богом об этом чудовищном замысле, Апостол открывает ученикам, что «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Него» (ср.: 2 Фес. 2:4). А у Иоанна Богослова союз и взаимоуподобление двух главных злодеев — змея-диавола и зверя-антихриста — описаны в следующих словах: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть... и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца... И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:2, 4-5, 7-8).
С какой наглядностью Святой Дух живописует «противящегося и превозносящегося», который, узурпировав Божеское достоинство и почести, начнёт терзать всех отказавших ему в поклонении! На нём в полной мере сбудется слово Господне об ученике, который сделался «сыном геенны, вдвое худшим» (Мф. 23:15), чем учитель. Если сам денница, в безумном желании присвоить всемирную власть, возомнил себя богоравным, то духовный образ и подобие его, обоготворив собственную персону, превзойдёт «первообраз» и пожелает вовсе «упразднить» Бога. Слова «превозносящийся выше всего, называемого Богом» как раз и обличают его намерение подменить собой всякое божество — и мнимых богов, и единого истинного Бога, «ведомого в Иудее» (Ср.: Пс. 75:2) (над которой он будет, к несчастью, царствовать как долгожданный мессия и избавитель еврейского народа).
«Так что в храме Божием сядет он, как Бог...» Страшное и поистине беспримерное кощунство, но ведь дерзость и бесстыдство его столь же неописуемы. Богоравными мнили себя, как мы помним, диавол и многие из тех, кто на протяжении веков был его орудием. Так, о царе Ироде Агриппе, который позволил именовать себя богом, известно, что «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Но заменить Бога собственной персоной до явления сына погибели не дерзал никто, и понятно, что такое беспримерное нечестие повлечёт за собой и неслыханную меру бед. Изъясняя Павлово пророчество об антихристе, отцы задавались и вопросом о храме, где воссядет «мерзость запустения», которая узурпировала честь, воздаваемую лишь Богу. (Мы не рассматриваем здесь ещё более богопротивные и кощунственные, на взгляд христиан, воззрения апологетов язычества. Как правило, они выражали их не столько в делах, сколько в сочинениях отвлечённого или мифологического характера. Влекомые общечеловеческим инстинктом веры, но не имевшие понятия об истинном богопочитании, языческие народы в поисках божества поклонялись то силам и стихиям природы, то собственным героям, благодетелям и даже тиранам, когда те отходили в мир иной.)
(Продолжение следует)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|