Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

«Не ищите, люди, старцев, а ищите Бога!»


(СЛОВО ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ДЕР. ЮККИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ. ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВА 27 ИЮНЯ 2017 Г.)

«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: в нём бес. Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Евангелие от Матфея, 11:16-20


Почему они не видели Христа?


Мы продолжаем евангельскую тему о тех людях, которые видели и слышали Иоанна Крестителя, но не восприняли его. Потом они видели и слышали Господа нашего Иисуса Христа и тоже не смогли Его принять. Почему, находясь рядом с Ним, они с Ним не встретились? Происходит ли такое с нами, когда, находясь рядом с Христом, мы с Ним не встречаемся?

Возможно, это произошло по той простой причине, что, когда они искали Христа, у них был некий свой образ, эталон, стереотип, и те люди (Христос и пророк Иоанн), которых они встретили, не соответствовали этому образу и этому стереотипу. Как вы думаете, это похоже на правду? Они хотели обрести Царствие Божие на земле? Да, хотели, но не обрели. Скажите, эти люди, которые не признали ни Христа, ни Иоанна Крестителя, они искали их? Да, искали. Они совершали паломничество, передвижения по земле? Да, совершали. А Христос был рядом с ними? Был, а они Его не видели.

Скажите, существует ли эта проблема в нашем сегодняшнем обществе внутри церковной ограды? Велика ли у нас потребность в нахождении старцев? Велика! Люди не хотят понимать одной простой истины: старцы — это всё живые люди, а живые люди, какие бы они ни были, могут ошибаться. Нет ни одного святого. Святые все в гробах и в невидимом мире. Можно ли сказать, что, занимаясь, ложным духовным поиском, мы не видим самого главного, того, о чём говорится на каждой литургии: «Господь посреди нас. И есть, и будет». Вот сегодня Он в этом храме. У нас есть один только Старец — это Господь наш Иисус Христос. Вы это понимаете?

Так вот, если вы имели опыт ложного духовного поиска, если вы пытались прямо или косвенно обожествлять кого бы то ни было из людей, приписывая им несуществующие у них свойства, каетесь ли вы в этом, просите ли у Бога прощения? Поразительно, что две тысячи лет прошло, а ничего не меняется. Всем хочется встретить великого святого, посредника перед Богом, который скажет наверняка, как именно спастись. Но ведь посредник может заслонить собой Бога. Не посредник нужен человеку, а проводник — помогающий приблизиться к Богу и исчезающий в момент встречи.

По какой дороге мы идём?


Однажды к Макарию Великому пришёл монах с вопросом: «Как мне спастись?» — «Спастись просто, надо выполнять всё, что я скажу». Тот очень обрадовался. «Пойдёшь завтра на кладбище и будешь целый день хвалить покойников, закопанных на сём кладбище». И целый день он хвалил покойников, закопанных на сём кладбище. А назавтра авва Макарий дал монаху другое задание: проклинать тех самых покойников, которых он вчера хвалил. И он целый день проклинал тех покойников, которых вчера хвалил. И, когда пришёл к святому Макарию, тот спросил: «Ну как, ты выполнил задание?» — «Выполнил!» — «Ну, что те покойники ответили?» — «Ничего, ни когда хвалил, ни когда проклинал!» — «Вот и ты живи, как тот покойник, и спасёшься!»

Вам не кажется, что поиск святых старцев — это есть особая форма лакировки гробов? «А у меня духовник святой старец, я точно знаю, как спастись». Мне гораздо важнее мнение обо мне самом некоего старца, чем Бога. Я не Бога люблю, а люблю человека, старца. Как вы думаете, можно ли сказать, что это полное нарушение образа и подобия Божия? А проверить это очень просто — насколько этот образ нарушен в вас. Вы никогда не заглядывали в свою душу? Что вы там видите, в своей душе? Вы там видите преимущественно хорошее или преимущественно плохое?

Надо, милостью Божией, видеть в себе те обломки и осколки образа и подобия Божия, ту повреждённую икону, которая есть в душе каждого человека. А видение грехов приходит как следствие. Господь нам сказал: «Ищите прежде всего Царствие Небесное и правду его, всё остальное приложится». Он сказал нам, что Царствие Небесное внутрь нас есть. Так внутри себя мы по какой дороге в Царствие Небесное пойдём? По дороге видения своих грехов и борьбы с ними? Нужно реально понимать, что борьба с грехами — это прерогатива Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Наша задача — открыть Ему свою душу, и Он нас изменит!

До чего люди довели Бога!


В ЮККОВСКОМ ХРАМЕ причащаются только недостойныей
В ЮККОВСКОМ ХРАМЕ причащаются только недостойные

Как вы думаете, если в церковном сообществе будет потребность в святых старцах, лукавый предоставит нам свою посредническую услугу? Он предоставит столько, сколько надо старцев. И, как вы думаете, может заслонить священник Бога от нас? А вот это и есть младостарчество или неостарчество. Вот что такое человек, чем он может похвалиться? Немощами, скорбями, болезнями. Вы понимаете, какая это опасная дорога, и об этом сказано в сегодняшнем Евангелии: «Мы плясали, мы играли, вы нас не слышали, вы искали другого...» Скажите, можно ли сказать, что Господь в сегодняшней евангельской притче предстаёт в виде юродивого, в виде человека, который самоуничижает себя? Вы представляете, это Бог говорит! Это Бог такое говорит людям! «Мы вам плясали, мы играли на свирели...» Вы представляете? До чего довели Бога люди, которые хотели видеть Мессию. Мессию, который будет великим земным царём, изгонит римлян-захватчиков, подымет свой народ выше всякого народа, оденет людей в богатые одежды, и по его приказу море исторгнет жемчуг и золото — а встретили шута, юродивого, который играл на свирели. Вы можете себе такое представить?

Просите Бога, чтобы Господь уменьшил в вас желание поиска святых подвижников. На земле — все грешные люди. Вы помните, чем эта история завершилась у Иоанна Кронштадтского? Я периодически перечитываю воспоминания священников, которые были у него на службе. У него в алтаре причащалось сто алтарников. Специальные билеты выдавали. У него было 12 чаш, причастие шло 5-6 часов. Вы знаете, почему он стоял за оградой, за решёткой? Потому что тогда было общество иоаннитов. И он не причащал только женщин, которые объявили его Богом. Знаете, какая у них была главная задача? Укусить Иоанна Кронштадтского, чтоб хоть капля крови «Бога живого» попала к ним в рот, и таким образом спастись. И вот святой праведник, причащая всех людей, пришедших в храм, говорил им: «Я вас проклинаю, предаю анафеме!» Вы представляете, до чего это безумие дошло, до какого маразма и уродства: укусить его? Укусить! И было огромное количество таких людей.

Святой старец — это причастная чаша


Что устраивают бесы, когда появляется святой подвижник? Святой подвижник определяется по количеству навоза, на него вылитого. Поэтому я бы очень хотел, чтобы сегодняшнее Евангелие запомнилось, и чтобы в какой-то степени у вас восстановилась критическая самооценка. Я вас очень прошу: помните, что у каждого человека одна жизнь и одна душа. И думайте, думайте, много раз думайте, прежде чем принять решение, и двигайтесь только по внутреннему вдохновению, по свету, по велению своей души, и малейшие сомнения должны включать в каждом из нас заднюю скорость. Прекратите заниматься антидуховной деятельностью. Помните, что Христос пребывает в Теле и Крови в каждом храме Святой Соборной Апостольской Церкви. И дело не в священниках.

Тот старец, которого вы ищете — это причастная чаша, выше этого в мире ничего нет. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что это Таинство большее, чем сотворение мира. Помните, что в Юкковском храме, среди клира храма, среди священников нет ни одного старца, ни одного нормального человека! Мы все немощные и больные люди. Я очень прошу за нас крепко молиться, с потому что нам без ваших молитв не спастись ни при каких обстоятельствах! И я вас очень сильно прошу: прекратите живых делать мёртвыми! Я всё время вспоминаю святого праведного Иоанна Кронштадтского. Один человек (он потом стал очень известным священником и священномучеником), когда батюшка к нему обратился: «Хочешь ли причаститься?», сказал: «Я не готовился, батюшка!» — «Я не спросил тебя, готовился ты или нет, хочешь ты или нет?» — «Я недостоин, батюшка!» — «Последний раз тебя спрашиваю, хочешь ли ты причаститься?» — «Ну, конечно, хочу!» — «Причащаю тебя, маловер!» И вместо одной частицы — две частицы ему дал, и он стал священником.

Пусть главное станет главным


ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВЫ — наше лекарство
ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВЫ — наше лекарство
В духовной жизни надо только за себя отвечать, не надо никого приводить в пример, потому что не здоровые нуждаются во враче, но больные. Причастие всегда исторически было исцелением грешников. Кто бы мне объяснил, когда причастие стало наградой праведников? В какой момент исторический это произошло? В какой момент правила стали главными — то, что всегда было вспомогательным?

Для меня примером являются первые христиане, которые причащались каждый день. Мы каждый день не можем, но хотя бы раз в неделю, согласно четвёртой заповеди Божией — вынь да положь! Поэтому я вас очень прошу: самое главное — помнить, что все мы больные люди. И когда вас спросят, призывает ли вас отец Григорий отказаться от прочтения правил перед причастием, вы должны сказать, что отец Григорий к этому не призывает. Вычитывать правило правильно и нужно, равно как и соблюдать все необходимые посты. А призывает ли отец Григорий к тому, чтобы вы обязательно позавтракали? Вот, если не позавтракаешь, то не причастит. Нет, не призывает. И когда вам скажут: «А говорил отец Григорий о том, что тех, кто готов к причастию, он просит не причащаться?», скажите: «Да, отец Григорий об этом просит». Это правда. Тем, кто готов ко встрече с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом, следует понять, что даже Ангелы к этому не готовы.

Вот, я очень прошу, чтобы все неготовые, грешные, больные, немощные духом приступали к чаше, для того, чтобы милостью Божией открыть свою душу, проявив доверие Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. И вот тогда Господь действительно войдёт в нас и очистит нас от всякия скверны. Аминь.

Материал подготовил Арсений НОВИКОВ
Фотографии Сергея Романова


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх