Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Протоиерей Вадим Буренин:
«Я оптимист не на пустом месте!»


В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ НЕОБЫЧНЫЙ ХРАМ, расположенный в необычном месте, с необычной судьбой — храм Рождества Иоанна Предтечи. Возглавляет его, на наш взгляд, также необычный священник — протоиерей Вадим Буренин. Об этом необычном храме у нас с ним состоялся вполне обычный разговор.



О храме


— Отец Вадим, расскажите о вашем храме. Правда ли, что здесь крестили детей Пушкина?

— Храм был построен при участии Павла Петровича, будущего императора Павла Первого. Екатерина Вторая, его мать, приобрела землю на Каменном острове, чтобы построить резиденцию для сына. А вскоре, по проекту архитектора Юрия Фельтена, цесаревич построил этот храм. В дальнейшем его посещали известные люди: в частности, известно, что здесь молился Державин. Пушкин снимал на Каменном острове дачу и тоже посещал церковь. В архивах мне посчастливилось найти данные, что трое его детей: Александр, Григорий и Наталия были крещены в нашей церкви.

— А правда, что он перед дуэлью сюда заезжал?

— Я неоднократно слышал эту версию, хотел проверить, но в архивах официального подтверждения не нашёл. Только косвенные упоминания, что, проезжая, он заехал в храм.

— Что довольно-таки странно, учитывая, что дуэль — дело Богу неугодное...

— Я думаю, что, поскольку дело было днём, он вполне мог заехать и помолиться перед смертельным вызовом, который бросило ему общество. Как православный человек, он понимал, на что идёт. Но Господь не дал ему погибнуть в озлоблении — он умер уже после дуэли, причастившись и примирившись с Богом и близкими. Получается, и ранение может быть промыслительным.

— В храме есть какая-то особенная чугунная решётка...

— Это единственный элемент убранства, сохранившийся со времён Павла Первого. За ней, на клиросе, пели певчие и сам будущий император. Ещё сохранился иконостас — теперь он украшает храм на Смоленском кладбище — его перевезли от нас после войны, так как всё убранство Смоленского храма было сожжено.

— Вы не сказали ещё, что Суворов с Кутузовым сюда приезжали.

— Кутузову Александр Первый поручил командование нашей армией. Произошло это в Каменноостровском дворце, рядом. Поэтому, безусловно, великий полководец не мог не отметить такое важной начинание молитвой. Нам известно, что во время Бородинского сражения Александр Первый молился в этом храме, и именно здесь он получил известие об итоге сражения.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ хранит много тайн и загадок
ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ хранит много тайн и загадок

— Здесь есть ещё часовня...

— Построили её в середине прошлого столетия как павильон для разводки Ушаковского моста. Однако мост разводили только несколько раз, так что необходимость в этом здании, числящемся на балансе «Мостотреста», отпала, и павильон забросили. Он стал прибежищем для бомжей, потом выгорел — зрелище неприглядное. Мы обратились к директору Мостотреста, Юрию Петрову, чтобы павильон передали нам. Сначала они назначили арендную плату, совершенно неподъёмную. Узнав про это, директор подумал и махнул рукой: «Что я, не православный, что ли? Берите». Так появилась часовня. Через какое-то время звоним ему рассказать, что отремонтировали, облагородили — и узнаём, что раб Божий Юрий умер. Помяни, Господи!

В школе свидетельствовал о Боге


— Отец Вадим, поговорим немножко о вас. Вы из верующей семьи?

— Да, все мои предки были православными людьми. Молились Богу, даже в период советской власти. Я родился в Ленинграде, где было несколько открытых храмов, куда они меня и водили. Здесь жил мой дедушка по отцу — солист театра оперы и балета имени Мусоргского (сейчас это Михайловский театр). Он был певчим в Преображенском соборе — там меня и крестили.

— А в каком возрасте?

— Уже в сознательном, юношеском.

— Вы крестик носили открыто?

— Да. Многие это замечали, но это были восьмидесятые годы — тогда в отношении религии уже стало проще. Конечно, я не кричал повсюду о своих убеждениях, но если заходил разговор — не боялся их открыть. А учился я в школе на Невском проспекте, помните, где есть доска: «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна!» Это место, куда и сегодня несут цветы. Помню, у нас дома была Библия, приходя из школы домой, я садился в кресло и её читал. Причём на церковно-славянском языке. По ней его и учил. Особенно ценил то, что по ней читали мои предки.

ВО ВРЕМЯ литургии
ВО ВРЕМЯ литургии

— Вы миссионером в школе были, получается?

— Я бы так не сказал. Нет, это просто было желание делиться верой со своими сверстниками. Ещё запомнилось из детства, как дедушка сажал меня маленьким на табуреточку и исполнял мне какие-то церковные песнопения. Я, можно сказать, с младенчества привык к хорошему пению. Кстати, некоторые мои одноклассники тоже посещали православные храмы, не я был один такой. Просто незачем было это афишировать, выставляться. Но так как я делал доклады на различные темы, затрагивая религию, то и преподаватели знали, что я христианин.

— А чему или кому был посвящён первый доклад?

— По истории — Андрею Рублёву. А сочинения мои, где затрагивал христианские темы, читали вслух на уроках литературы. Когда нужно было конспектировать Ленина, я категорически отказывался, за что мне ставили двойку.

Как я стал священником


— А что повлияло на ваш жизненный выбор?

— Встречи со значимыми людьми. После десятого класса я поехал к блаженной Любушке в Сусанино. До этого мои родственники у неё бывали, а я нет, просто знал, что есть такая старица. Приехал. В храме её не было, сказали, что она дома. Нашёл дом, где она жила, захожу во двор. При входе — высокое крыльцо со ступеньками, а в дверях стоит какая-то старушка. Я подхожу и, глядя снизу вверх, говорю: «Ищу старицу Любушку, блаженную. Не подскажете, как её найти?» На что она, обращаясь к людям, которые были внутри дома, говорит: «Вот. Ещё один батюшка приехал». Я про себя подумал: наверное, бабушка плохо видит. И дальше начинается разговор. Она пытается меня убедить, что мне нужно учиться в семинарии, служить в церкви, принять священнический сан. А я ей пытаюсь объяснить, что у меня таких мыслей в голове не было и нет — я собираюсь подать документы в светское учебное заведение.

— А вы на крыльце разговаривали?

— Нет, она меня провела в дом. В это время за столом сидело, не помню, пять или шесть священников, подвинулись, дали место. Я так и не принял её слова, что мне стоит идти по тому пути, который она описала. Не было такого, что раз — и я тут же решился. Слишком неожиданно. С тем и расстались. После этого я поехал в Псково-Печерский монастырь к архимандриту Феодосию — я у него духовно окормлялся, считал своим духовником. Провёл некоторое время в монастыре, помолился. Появилось желание пообщаться и с отцом Иоанном Крестьянкиным, и с отцом Андрианом.

— Встречались вы с ними?

— Да, сподобился. Мне дали послушание: во время литургии читать поминальные книги. Я читал сорокоусты, годовые поминовения. После Псково-Печерского монастыря поехал в Троице-Сергиеву Лавру, потому что мне Любушка посоветовала посетить отца Наума. Он меня благожелательно принял. После беседы выразил желание, чтобы я остался учиться там, в Троице-Сергиевой Лавре, принял монашество. Так мне представилась перспектива дальнейшей жизни по этому пути.

МИТРОПОЛИТ ВАРСОНОФИЙ возглавил праздничное богослужение в честь престольного праздника в храме Рождества Иоанна Предтечи
МИТРОПОЛИТ ВАРСОНОФИЙ возглавил праздничное богослужение в честь престольного праздника в храме Рождества Иоанна Предтечи

— А почему вы его не послушали?

— Я объяснил старцу, что вообще не думал о священстве, о монашестве, и какие-то дальнейшие карьерные перспективы меня не прельщают. У нас состоялась духовная беседа, в конце которой отец Наум сказал: «Ну ладно, съезди к моему духовному чаду, отцу Николаю, в Тутаев и посмотри на приходскую жизнь. Помолись, там икона есть чудотворная». Я поехал в Тутаев (Романов-Борисоглебск). Священник Николай меня принял по-доброму, некоторое время дал пожить в церковном домике. Посмотрел я на приходскую жизнь глубинки. После этого вернулся в родной город.

— И какое решение вы в результате приняли?

— Будучи тогда достаточно упёртым, я всё же пошёл подавать документы в Герценовский институт — хотел стать учителем истории. На первом экзамене у меня внезапно повысилась температура, лицо сделалось красным. Даже экзаменаторы перепугались: «Что с вами, молодой человек?» Я говорю: «Сам не знаю, что». Этой же ночью меня увезли на «Скорой помощи» с аппендицитом. Прооперировали, и я решил, что экзамены сдать смогу. Сдаю первый экзамен на пятёрку, сочинение пишу. И вот последний экзамен, профилирующий, по истории — но сдавал уже не в общем потоке. Стою в коридоре, жду, и ребята с Кавказа, несколько человек, тоже стоят, ждут. Заходящего преподавателя просят: «Можно, в парты положим учебники?» Разве о таком кто-то бы решился заикнуться? Из аудитории выходят радостные, получили пять. Захожу я. Мне прямым текстом говорят, что, мол, уже набор завершён, а вы на следующий год приходите. Я говорю: «Но я же хорошо знаю материал». — «Ну что вы, разве можно хорошо знать историю! Ладно, готовьтесь отвечать!» Я отвечаю. «Ну да, всё хорошо, но мы всё равно вам пятёрку поставить не можем». А надо было для поступления три пятёрки получить. С тем я и ушёл — не поступил. Потом пришло осознание того, что не стоит быть таким непослушным.

— Бог Сам вас направлял...

— Слава Богу, что кирпич на голову не свалился и не прибил меня. И тут уже начинается мой церковный путь. Я становлюсь сначала алтарником, потом чтецом в Сусанино при настоятеле Василии Бутыло, там я общаюсь с Любушкой, наблюдаю за теми, кто приезжает к ней постоянно. Кстати, отец Наум тоже к ней приезжал, и в один из приездов сказал, что раз старица говорит, что нужно учиться здесь, то и учись здесь. С этим я и пошёл в нашу семинарию. Секретарю епархии отцу Георгию объяснил все как есть, про Любушку рассказал. Тот меня взял за руку и отвёл к ректору, протоиерею Владимиру Сорокину. Подали документы, хотя приём уже закончился. Дальше — сдача экзаменов. Приняли. Вот так — удивительным для меня образом — произошли события! Я по сей день благодарен Богу, что Он так всё управил. Люди, с которыми я общался (некоторые уже в мире ином), стали для меня важным ориентиром в духовной жизни. Может, не случайно, что на сегодняшний день моим благочинным является отец Владимир Сорокин: он знал меня ещё мальчиком, который когда-то бывал на службах в храме семинарии и в состоянии жизненной неопределённости обращался к духовным лицам. Вот так промыслительно всё и идёт. 

Иоанна Кронштадтского почитаю покровителем нашего рода


ПАСХАЛЬНЫЙ крестный ход
ПАСХАЛЬНЫЙ крестный ход

— Я где-то читал, что ваши предки были связаны со святым Иоанном Кронштадтским, расскажите, что эта была за история.

  — Недалеко от храма, через речку Большая Невка, был участок земли, на котором стоял дом Бурениных. Бережно храним семейное воспоминание: этот дом посещал батюшка Иоанн Кронштадтский. Бабушка София рассказывала, что был семейный альбом с его фотографиями, но в блокаду сгорел вместе с этим домом. Ей рассказывали, что отец Иоанн держал на руках моего дедушку Алексея, её будущего мужа, и проявлял к нему внимание. Я для себя сделал вывод, что именно по молитвам моих предков и святого Иоанна Кронштадтского Господь сподобил меня стать служителем Церкви. Когда-то, в советские годы, мы приходили к Иоанно-Кронштадтскому монастырю, тогда закрытому. На улице, со стороны усыпальницы был высечен крест, и перед этим крестом верующие и молились. Там бабушка и напоминала мне семейное предание. Я считаю, что батюшка Иоанн является небесным покровителем нашего рода, молится за нас. Когда приняли решение открыть монастырь, для меня это стало большой радостью. И я сам выносил мусор из заваленной усыпальницы, трудился наравне с другими матушками и молодыми людьми, некоторые из которых потом также пошли по пути служения Церкви. Тогда настоятельницей монастыря была игуменья Георгия. И по сей день я постоянно молюсь батюшке Иоанну Кронштадтскому и прошу его молитвенного предстательства за нашу семью.

О служениях прихода


— Отец Вадим, расскажите о вашем служении, в чём особенность вашего прихода?

— Особенность, наверное, в том, что храм не является сугубо приходским — жилых домов рядом почти и нет. За рекой Малой Невкой расположен монастырь батюшки Иоанна Кронштадтского — кто живёт на том берегу, прежде всего посещают его, так что с Петроградской стороны прихожан у нас немного. За Большой Невкой есть свои прекрасные храмы — Благовещения на Приморском проспекте и преподобного Серафима Саровского, теперь и святителя Николая Чудотворца возле метро Пионерская. Поэтому так сложилось, что к нам приезжают с разных районов города. Есть прихожане из Пушкина, Сертолово, Красного Села. Много лет, пока держали ноги, к нам из Купчино приезжала молиться любимая мною бабушка Галина, и сейчас есть такие «подвижники». Решение приезжать именно в этот храм прежде всего связано с личным отношением людей к нашему духовенству. Вот, например, перед Петровым постом в храме венчалась пара из Крыма. Ребята почему-то решили венчаться именно в нашем храме, специально прилетели, хотя мы, конечно, не можем похвастаться красотой и благолепием великолепных петербургских соборов. И таких случаев множество. В этом отношении наш храм для меня удивителен.

— Вы окормляете онкобольных, у вас же рядом больница?

  — Да, рядом на Берёзовой аллее находится онкодиспансер, его начал окормлять ещё приснопоминаемый служитель храма священник Алексий Махонин. Теперь продолжают наши священники. Надо сказать, служение это очень непростое. Теперь открылся онкодиспансер в здании бывшей Кировской больницы на углу проспекта Ветеранов и Лёни Голикова, и мы тоже ездим туда каждую неделю.

— Бывали ли у вас случаи, когда люди причащались и исцелялись?

  — Таких случаев немало. Люди периодически приходят и не только рассказывают об этом, но некоторые и записывают в книгу — она хранится в часовне. Оставляют фотографии, медицинские заключения, то есть документальные подтверждения того, что после Таинств и молитв к ним пришло исцеление. 

— Можете рассказать о каком-нибудь случае?

— Вот один из таких случаев. У женщины был рак последней стадии, ей предлагали сделать операцию. Она пришла в наш храм — помолилась, побеседовала и приняла решение, что операцию делать не будет и проживёт столько, сколько Господь ей даст. После этого прожила более четырёх лет, хотя ей говорили, что осталось считанные месяцы. Многое зависит от врачей, но многое — и от самого человека. Другое удивительное событие произошло с женой моего брата. У нее тоже была неоперабельная стадия, мы в храме за неё молились — опухоль уменьшилась в размерах, и врачи сделали операцию. С тех пор прошло уже больше семи лет, она старается вести здоровый образ жизни, и Господь помогает. Непросто, но всё устраивается. В период тяжёлой болезни она готовила документальный фильм «Дети блокады» и продолжала вести активный образ жизни. Не лежала в постели, а продолжала свидетельствовать своей жизнью, что она не сдаётся перед подобного рода неизбежностью, а готова ещё здесь, на земле, по милости Божьей пожить во славу Божью на благо ближних. Я стал свидетелем множества примеров того, как Господь помогает людям, изменившим свою жизнь, начавшим вести христианский образ жизни. 

— Вы ведь ещё окормляете и Дом ветеранов?

  — Да, на Крестовском острове есть Дом ветеранов. Руководство выделило там помещение для молитвы, куда приезжает священник, где собираются старички на молебны, панихиды в памятные дни, где они исповедуются и причащаются. Но теперь всё чаще навещать их приходится по палатам. Ветеранов почти не осталось, и среди оставшихся в живых больше детей войны, тружеников тыла. В праздники мы проводим для них концерты, волонтёр иногда приезжает просто почитать духовную книжку.

Храм притягивает разных людей


КРЕЩЕНИЕ. Приход растёт
КРЕЩЕНИЕ. Приход растёт

— Я прочитал на приходском сайте о проведении историческо-богословских семинаров.

— Духовенство наше образованное. В частности, протодьякон Алексей Бельшов преподаёт в некоторых учебных заведениях, иногда находит время организовать серьёзный семинар. Прихожане приходят на эти семинары с большим интересом, хотя посильны они не самой широкой публике и проводятся достаточно редко. А жаль. Народ всё равно нужно просвещать, ведь рассказы только о традициях и праздничные концерты — недостаточны. Слава Богу, что есть церковный дом, недалеко от храма, где можно встречаться. Там же у нас и воскресная школа, и катехизаторские курсы, проводятся лекции, концерты. Иногда проводим акцию «Твоя доброта»: собираем вещи, прихожане всё рассортировывают и раскладывают, а потом раздаём их всем желающим и нуждающимся, необязательно верующим, не отказываем никому.

— Я знаю, ваш храм привлекает многих людей. Рассказывали, что видели в вашем храме даже спикера законодательного собрания Вячеслава Макарова, он якобы приходит тайком, помолится и уходит. Интересно, почему ваш храм притягивает таких разных людей?

  — Он человек верующий и никогда этого не скрывал. Да и дела его говорят сами за себя. Скрыть свои благие поступки получается не всегда — человек публичный. Так что куда ни зайдёт, даже как частное лицо, стараясь быть незаметным, не получается. А он и не боится показать, что верующий, и вера для него — не пустой звук. Знаю, что и после заседаний он по возможности заходит в храм. Познакомились, когда он ещё был преподавателем академии им. Можайского. Пришёл на духовную беседу, попросил благословение на участие в выборах. После беседы мы помолились — по милости Божьей он победил. Слава Богу, что есть во власти такие люди. Имея такой груз ответственности, человек не изменился — так же доступен, готов откликнуться.

Страна возрождается


— Вы оптимистично настроены по отношению к будущему России? Как вы оцениваете те процессы, которые проходят сейчас в обществе?

  — Сложно ответить — очки на мне, как видите, простые, не розовые. Общаюсь со многими людьми, последнее время стараюсь побывать в разных городах нашей страны. В результате вижу и сложности, и, наоборот, положительные моменты.

— Что вам открывается в этих поездках?

  — Вижу, что люди тянутся к нашей православной вере. Это очень и очень радует. Вот и в Грозном восстановлен православный храм, и он востребован. Но чаще люди идут в храмы со своими скорбями, горестями и печалями, и если упование и надежду находят в Боге, им становиться легче.

— То есть идёт самое настоящее возрождение страны?

— Постепенно, но идёт. Ни в одном месте не встретил совершенной «безнадёги» — обязательно найдётся что-то позитивное. Прежде всего, если видишь, что духовная жизнь возрождается. Когда приезжаю на святые места, совершенно незнакомое духовенство принимает очень тепло и, как правило, предлагают послужить и помолиться. С большой радостью это принимаю. Удивительные у нас люди: большая часть населения России, особенно центральной её части, бедное, даже нищее, но, тем не менее, православная жизнь идёт, понятие совести и любви живёт в людях. В этом отношении я оптимист не на пустом месте: я верю и знаю, что и дальше это возрождение будет продолжаться. 

Всё начинается с покаяния


НАГРАЖДЕНИЕ СПИКЕРА ЗАКСа В. С. Макарова почётной грамотой
НАГРАЖДЕНИЕ СПИКЕРА ЗАКСа В. С. Макарова почётной грамотой

— Я сейчас подумал, почему ваш храм привлекает людей. Наверное, дело в личности Иоанна Предтечи, которая, как мне кажется, сегодня очень актуальна. Не секрет, экономический прогресс привёл к появлению нового вида человека — человека-потребителя. Мир настроен потреблять. А Иоанн Предтеча проповедовал другие ценности, довольствоваться малым. Поэтому его личность притягательна и очень ценна. Как вы думаете? 

— Я постоянно говорю людям, что нам нужно покаяние. И об этом же говорят все наши святые. Всё начинается с покаяния. Христос сказал: «Я есть Истина и Путь». Обрести этот путь и пойти по нему можно только, творя деятельные плоды покаяния. И требует это много времени, труда — так вдруг человек не преобразится. Иоанн Предтеча стал святым не потому, что так решил. О нём был особый Божий Промысел. Он пошёл по этому пути, хотя он не был лёгким. Господь не обещает Своим чадам мирских благ, а люди часто ждут именно их. Эта истина важна для любого человека, но не все хотят её признавать.

— Скажите несколько слов пожеланий читателям. Что бы вы им пожелали?

— Любви. Если у нас будет подлинная, настоящая любовь к Богу и ближним, то мы будем настоящими христианами, потому что всё остальное недейственно. 

— Но настоящей любви нас может научить только Бог. У нас, у людей, как мне кажется, своё понимание любви, а у Бога — другое.

  — Любовь к Богу и ближним своим предполагает, что мы стараемся жить по заповедям Божьим. Любовь — это не что-то абстрактное, это свидетельство о вечности. Каждый раз, когда мы говорим про любовь, мы говорим о вечности, потому что любовь никогда не перестаёт, она вечна. Всё остальное, то, что мы наблюдаем в мире — злоба и ненависть — это сатанинское, разрушительное. И только любовь является созидающей в подлинном смысле этого слова. Так сказано: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». 

Спасибо вам большое, отец Вадим! Спасибо за труды, которые вы несёте во славу Божью! Сил вам, мудрости и вдохновения!

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора и из архива отца Вадима Буренина


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх