Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Евангелие от Иуды: много шума из ничего!


В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ВЕЧНЫЙ ЗОВ» приходят письма с вопросами относительно так называемого «Евангелия от Иуды». Читатели спрашивают, что это за духовный источник и насколько ему можно доверять. Вот что говорит на этот счёт известный богослов и учитель, насельник Сретенского монастыря в Москве иеромонах Иов (Гумеров).

Немного истории


В начале 1970-х годов в районе египетского города Эль-Минья был найден кодекс, состоящий из 62 переплетённых в кожу папирусных листов. В 1983 году два торговца манускриптами (грек и египтянин) предложили кодекс Южному методическому центру. В Женеву, где должна была произойти сделка, прибыли специалист коптолог С. Эммель и немецкий специалист по папирусам Л. Кенен. Встреча проходила конспиративно. Двум учёным было разрешено в течение получаса, не фотографируя, ознакомиться с рукописями. Они были настолько ветхими, что С. Эммель не решался их даже переворачивать, а только приподнимал.

Продавцы затребовали за четыре манускрипта, упакованные в три коробки из-под обуви, три миллиона долларов. Это было совершенно недоступно для университетского бюджета. В 1990 году манускрипт, который в это время хранился в банковском сейфе в Нью-Йорке, был предложен специалисту по папирусам директору Калифорнийского института античности и христианства Дж. Робинсону. Сделка вновь не состоялась. В 2000 году рукопись выкупила Фрида Нуссбергер-Чакос за 300 тыс. долларов. По её имени настоящий папирус был назван Кодексом Чакоса. В 2001 году рукопись была приобретена частным швейцарским фондом Maecenas (Меценат).

В июле 2005 года стало известно, что ведётся работа по реставрации и переводу текста. Возглавил научную работу Родольф Кассер, бывший профессор в Университете Женевы, одним из ведущих исследователей коптской культуры. Со временем папирус вернётся в Египет и будет храниться в Коптском музее в Каире.

Загипнотизированный мир


Так называемое Евангелие от Иуды написано на саидском диалекте коптского языка. Слово «копт» (от араб. «кипт») произошло от слова Египет. Благодаря различным видам анализа эксперты определили возраст манускрипта — примерно 220-340 годы по Р. Х. Коптский текст, по-видимому, представляет собой перевод с греческого языка. Время написания — II век. Сообщение о предстоящей публикации так называемого Евангелия от Иуды (ЕИ) вызвало в СМИ много шума, который нарастал по мере приближения дня публикации. Мир оказался, как бы загипнотизированным. В СМИ было много легковесных и сенсационных утверждений и «прогнозов», что этот текст «может привести к реабилитации Иуды», «будут поколеблены устои Церкви», «будет нанесён удар по христианской доктрине» и много подобного этому.

Публикация показала, что история культуры пополнилась еще одним апокрифом на новозаветную тему, которых сейчас уже более 50-ти. В истории религиозно-философских идей появился ещё один древний источник, полнее характеризующий одно из направлений гностицизма. Если вспомнить сенсационные заявления и возбуждение, которое было в связи с ЕИ, то можно определённо сказать словами Горация: «Parturiunt montes, nascetur ridiculus mus» («Рожают горы, а родится смешная мышь»).

Мнение св. Иринея


КАРТИНА КАРАВАДЖО «Лобзание Иуды»
КАРТИНА КАРАВАДЖО «Лобзание Иуды»

Для христиан всё это время не было периодом тревожного ожидания. С большой степенью вероятности можно было предположить, что речь идет о гностическом тексте, о котором писал ещё св. мученик Ириней, епископ Лиона (+202 г.) в творении «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». В первой книге он подробно говорит о гностических ересях: «Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды» (1:31.1). 

Св. Ириней в данном месте характеризует одну из самых крайних сект сиро-халдейского гностицизма — секту, известную у святых отцов под названием «каиниты». Как и у представителей других гностических сект, у каинитов учение представляло собой соединение языческих верований с элементами христианства. Общими для всех гностиков являются идеи дуализма, докетизма и трихотомии. Они утверждали, что тело Иисуса Христа было призрачным, кажущимся (dokeo — греч. «казаться»). Это утверждение есть прямое следствие их воззрения на материю, как на зло. По их учению, пневматическому существу, каким был Христос, нельзя было стать в непосредственную близость к злой материи (сиро-халдейские гностики даже представляли материю в виде живого злого существа). Земную жизнь Христа гностики толкуют с точки зрения своего учения: 30 лет земной жизни Христа ставятся в связь с 30-ю идеями тридцати эонов. Словом «эоны» гностики называли посредствующие существа между Божеством и человеком. Это одно из существенных понятий их теософии. 

Каиниты выделялись резко отрицательным отношением к священной ветхозаветной истории. Они не только оценивали положительно отрицательных лиц библейской истории, но и пытались возвысить их, начиная от Каина вплоть до развращённых жителей города Содома. Тертуллиан писал о них: «Они славили Каина за ту силу, которая заключена в нём. Напротив, Авель был произведён низшей силой. Те, кто утверждал это, славили также и Иуду-предателя, поскольку он принёс многие блага человеческой расе... “Иуда, — говорят они, — заметив, что Христос собирался отказаться от истины, предал Его, чтобы истина не была низвергнута”. Другие возражают, говоря: “Поскольку силы этого мира не желали, чтобы Христос страдал, чтобы таким образом люди не получили спасения через Его смерть, он предал ради спасения людей”» (Tertullian, Adv. Omn. Haer. 2. — Е. В. Афонасин, «В начале было...» Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб, 2002).

Зоя и Барбелло


Опубликованное ЕИ не оставляет никаких сомнений, что данный текст принадлежит автору-гностику из секты каинитов. Для доказательства этого утверждения не нужны какие-то аналитические труды. Всё находится на поверхности. Автор приписывает Иисусу такие слова, которые Он якобы произносит, открывая Иуде тайны космологии: «Двенадцать эонов двенадцати светил (luminaries) составляют своего отца (constitute their father) вместе с шестью небесами для каждого эона, так что семьдесят два неба для семидесяти двух светил, и для каждого из них 5 небесных сводов, так что всего 360 небесных сводов. Им дадут власть и (великое) воинство Ангелов (без числа) для славы и поклонения, (а после того) чистых духов для славы и поклонения всех эонов, всех небес и всех их небесных сводов» (с. 50; пер. с английского текста). Одно из основных понятий гностической теософии — эоны — в ЕИ встречается 13 раз. В полном согласии с гностическим учением, что мир (включая человека) сотворил не Бог, а Ангелы, ЕИ сообщает: «Тогда Саклас сказал своим Ангелам: “Создадим человека по образу и подобию”. Они создали Адама и его жену Еву, которую в облаке зовут Зоя» (с. 51).

Кто такая Зоя? В гностической литературе Зоя — один из эонов, парный Логосу. В другом диалоге говорится: «Иуда ответил Ему: “Я знаю, кто Ты и откуда Ты пришёл. Ты пришёл из бессмертной области Барбело”». У гностиков Барбело — один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом на восьмом небе. Барбело встречается в гностическом Апокрифе Иоанна: «Это Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец. И он взглянул на Барбело светом чистым, который окружает незримый Дух, и его блеском, и она понесла от него. И он породил искру света светом блаженного образа. Но это не было равным его величию». Барбело встречается в трактате Зостриан, найденном в Наг Хаммади. Там Барбело — один из четырёх эонов: Барбело, Калиптос, Протофанес и Аутогенес.

Сплошной анахронизм


ОРИГИНАЛ СВИТКА Евангелие от Иуды
ОРИГИНАЛ СВИТКА Евангелие от Иуды

В тексте ЕИ нет мысли о бессмертии человеческого духа, которая так ясно выражена в священных новозаветных книгах. «Иуда сказал Иисусу: “Умирает ли человеческий дух”? Иисус сказал: “Потому и приказал Бог Михаилу давать духи людей им взаём, чтобы они могли предлагать услуги, но Великий приказал Гавриилу дарить духи великому роду без правителя над ним, что есть дух и душа”» (54 с.). Нет необходимости умножать цитаты. ЕИ является от начала до конца чисто гностическим трактатом. Он никакого отношения не имеет ни к историческому Иисусу, ни к реальным событиям евангельской истории. Не нужно доказывать и то, что Иуда (Искариот) никогда не писал ничего подобного. Мысли, термины и имена, которыми изобилует текст, стали появляться в другую эпоху, когда Иуды давно уже не было в живых.

Обычно учёные подложность текста определяют по анахронизмам, то есть по присутствующим в тексте реалиям, которые относятся к другой эпохе. В ЕИ их находить не нужно: весь текст относится к другому времени. Всё произведение представляет собой сплошной анахронизм. Трактат этот по идеям, языку и духу абсолютно чужд библейской традиции.

Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх