|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Евангелие от Иуды: много шума из ничего!
В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «ВЕЧНЫЙ ЗОВ» приходят письма с вопросами относительно так называемого «Евангелия от Иуды». Читатели спрашивают, что это за духовный источник и насколько ему можно доверять. Вот что говорит на этот счёт известный богослов и учитель, насельник Сретенского монастыря в Москве иеромонах Иов (Гумеров).
Немного истории
В начале 1970-х годов в районе египетского города Эль-Минья был найден кодекс, состоящий из 62 переплетённых в кожу папирусных листов. В 1983 году два торговца манускриптами (грек и египтянин) предложили кодекс Южному методическому центру. В Женеву, где должна была произойти сделка, прибыли специалист коптолог С. Эммель и немецкий специалист по папирусам Л. Кенен. Встреча проходила конспиративно. Двум учёным было разрешено в течение получаса, не фотографируя, ознакомиться с рукописями. Они были настолько ветхими, что С. Эммель не решался их даже переворачивать, а только приподнимал.
Продавцы затребовали за четыре манускрипта, упакованные в три коробки из-под обуви, три миллиона долларов. Это было совершенно недоступно для университетского бюджета. В 1990 году манускрипт, который в это время хранился в банковском сейфе в Нью-Йорке, был предложен специалисту по папирусам директору Калифорнийского института античности и христианства Дж. Робинсону. Сделка вновь не состоялась. В 2000 году рукопись выкупила Фрида Нуссбергер-Чакос за 300 тыс. долларов. По её имени настоящий папирус был назван Кодексом Чакоса. В 2001 году рукопись была приобретена частным швейцарским фондом Maecenas (Меценат).
В июле 2005 года стало известно, что ведётся работа по реставрации и переводу текста. Возглавил научную работу Родольф Кассер, бывший профессор в Университете Женевы, одним из ведущих исследователей коптской культуры. Со временем папирус вернётся в Египет и будет храниться в Коптском музее в Каире.
Загипнотизированный мир
Так называемое Евангелие от Иуды написано на саидском диалекте коптского языка. Слово «копт» (от араб. «кипт») произошло от слова Египет. Благодаря различным видам анализа эксперты определили возраст манускрипта — примерно 220-340 годы по Р. Х. Коптский текст, по-видимому, представляет собой перевод с греческого языка. Время написания — II век. Сообщение о предстоящей публикации так называемого Евангелия от Иуды (ЕИ) вызвало в СМИ много шума, который нарастал по мере приближения дня публикации. Мир оказался, как бы загипнотизированным. В СМИ было много легковесных и сенсационных утверждений и «прогнозов», что этот текст «может привести к реабилитации Иуды», «будут поколеблены устои Церкви», «будет нанесён удар по христианской доктрине» и много подобного этому.
Публикация показала, что история культуры пополнилась еще одним апокрифом на новозаветную тему, которых сейчас уже более 50-ти. В истории религиозно-философских идей появился ещё один древний источник, полнее характеризующий одно из направлений гностицизма. Если вспомнить сенсационные заявления и возбуждение, которое было в связи с ЕИ, то можно определённо сказать словами Горация: «Parturiunt montes, nascetur ridiculus mus» («Рожают горы, а родится смешная мышь»).
Мнение св. Иринея
|
КАРТИНА КАРАВАДЖО «Лобзание Иуды»
| |
Для христиан всё это время не было периодом тревожного ожидания. С большой степенью вероятности можно было предположить, что речь идет о гностическом тексте, о котором писал ещё св. мученик Ириней, епископ Лиона (+202 г.) в творении «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». В первой книге он подробно говорит о гностических ересях: «Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды» (1:31.1).
Св. Ириней в данном месте характеризует одну из самых крайних сект сиро-халдейского гностицизма — секту, известную у святых отцов под названием «каиниты». Как и у представителей других гностических сект, у каинитов учение представляло собой соединение языческих верований с элементами христианства. Общими для всех гностиков являются идеи дуализма, докетизма и трихотомии. Они утверждали, что тело Иисуса Христа было призрачным, кажущимся (dokeo — греч. «казаться»). Это утверждение есть прямое следствие их воззрения на материю, как на зло. По их учению, пневматическому существу, каким был Христос, нельзя было стать в непосредственную близость к злой материи (сиро-халдейские гностики даже представляли материю в виде живого злого существа). Земную жизнь Христа гностики толкуют с точки зрения своего учения: 30 лет земной жизни Христа ставятся в связь с 30-ю идеями тридцати эонов. Словом «эоны» гностики называли посредствующие существа между Божеством и человеком. Это одно из существенных понятий их теософии.
Каиниты выделялись резко отрицательным отношением к священной ветхозаветной истории. Они не только оценивали положительно отрицательных лиц библейской истории, но и пытались возвысить их, начиная от Каина вплоть до развращённых жителей города Содома. Тертуллиан писал о них: «Они славили Каина за ту силу, которая заключена в нём. Напротив, Авель был произведён низшей силой. Те, кто утверждал это, славили также и Иуду-предателя, поскольку он принёс многие блага человеческой расе... “Иуда, — говорят они, — заметив, что Христос собирался отказаться от истины, предал Его, чтобы истина не была низвергнута”. Другие возражают, говоря: “Поскольку силы этого мира не желали, чтобы Христос страдал, чтобы таким образом люди не получили спасения через Его смерть, он предал ради спасения людей”» (Tertullian, Adv. Omn. Haer. 2. — Е. В. Афонасин, «В начале было...» Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб, 2002).
Зоя и Барбелло
Опубликованное ЕИ не оставляет никаких сомнений, что данный текст принадлежит автору-гностику из секты каинитов. Для доказательства этого утверждения не нужны какие-то аналитические труды. Всё находится на поверхности. Автор приписывает Иисусу такие слова, которые Он якобы произносит, открывая Иуде тайны космологии: «Двенадцать эонов двенадцати светил (luminaries) составляют своего отца (constitute their father) вместе с шестью небесами для каждого эона, так что семьдесят два неба для семидесяти двух светил, и для каждого из них 5 небесных сводов, так что всего 360 небесных сводов. Им дадут власть и (великое) воинство Ангелов (без числа) для славы и поклонения, (а после того) чистых духов для славы и поклонения всех эонов, всех небес и всех их небесных сводов» (с. 50; пер. с английского текста). Одно из основных понятий гностической теософии — эоны — в ЕИ встречается 13 раз. В полном согласии с гностическим учением, что мир (включая человека) сотворил не Бог, а Ангелы, ЕИ сообщает: «Тогда Саклас сказал своим Ангелам: “Создадим человека по образу и подобию”. Они создали Адама и его жену Еву, которую в облаке зовут Зоя» (с. 51).
Кто такая Зоя? В гностической литературе Зоя — один из эонов, парный Логосу. В другом диалоге говорится: «Иуда ответил Ему: “Я знаю, кто Ты и откуда Ты пришёл. Ты пришёл из бессмертной области Барбело”». У гностиков Барбело — один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом на восьмом небе. Барбело встречается в гностическом Апокрифе Иоанна: «Это Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец. И он взглянул на Барбело светом чистым, который окружает незримый Дух, и его блеском, и она понесла от него. И он породил искру света светом блаженного образа. Но это не было равным его величию». Барбело встречается в трактате Зостриан, найденном в Наг Хаммади. Там Барбело — один из четырёх эонов: Барбело, Калиптос, Протофанес и Аутогенес.
Сплошной анахронизм
|
ОРИГИНАЛ СВИТКА Евангелие от Иуды
| |
В тексте ЕИ нет мысли о бессмертии человеческого духа, которая так ясно выражена в священных новозаветных книгах. «Иуда сказал Иисусу: “Умирает ли человеческий дух”? Иисус сказал: “Потому и приказал Бог Михаилу давать духи людей им взаём, чтобы они могли предлагать услуги, но Великий приказал Гавриилу дарить духи великому роду без правителя над ним, что есть дух и душа”» (54 с.). Нет необходимости умножать цитаты. ЕИ является от начала до конца чисто гностическим трактатом. Он никакого отношения не имеет ни к историческому Иисусу, ни к реальным событиям евангельской истории. Не нужно доказывать и то, что Иуда (Искариот) никогда не писал ничего подобного. Мысли, термины и имена, которыми изобилует текст, стали появляться в другую эпоху, когда Иуды давно уже не было в живых.
Обычно учёные подложность текста определяют по анахронизмам, то есть по присутствующим в тексте реалиям, которые относятся к другой эпохе. В ЕИ их находить не нужно: весь текст относится к другому времени. Всё произведение представляет собой сплошной анахронизм. Трактат этот по идеям, языку и духу абсолютно чужд библейской традиции.
Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|