|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Анатолий Козлов: «У нас очень умный народ, имеющий “чутье”»!
АНАТОЛИЙ КОЗЛОВ — во всех смыслах замечательный человек. Один только послужной список чего стоит! Согласно его биографии, он работал и слесарем, и дворником, и инженером, и грузчиком, и шахтёром, и охранником, и преподавателем в ВУЗе, и даже снимался в кино. Сегодня он — известный прозаик, автор многих книг и публикаций, поэт, драматург, член Союза писателей России. Конечно, литератору с таким жизненным опытом есть о чём рассказать, чем поделиться с читателем. Мы не могли пройти мимо человека с такой интересной судьбой и не задать ему интересующие нас вопросы.
Как я стал писателем
— Анатолий Юрьевич, как вы стали писателем?
— Писать я начал ещё в институте, после армии, будучи уже человеком относительно зрелым. Учась в институте, я играл в театре, закончил театральную студию. Потом, играя в театре, начал писать стихи, выступал с бардовскими песнями, а потом решил попробовать себя в прозе. Литературного образования у меня нет, тем не менее, меня приняли в Союз писателей.
— Сколько книг вы уже выпустили?
— Книг не так много: две книги прозы, роман, две книги по истории русской литературы, книга стихов. Но я регулярно печатаюсь в журналах, то есть пользуюсь старым дедовским методом. Печатаю свеженаписанные повести, рассказы в журналах, потом слушаю отзывы о них, смотрю замечания редакторов, дорабатываю написанное. Потом, когда книга собирается, туда уже входят отточенные, доделанные варианты. Так прозаики и работают.
— Какие свои книги вы бы особо отметили?
— Каждая книга по-своему дорога. «Десять веков русской литературы» была награждена премией Александра Невского, но сам я, почитав, выслушав мнения, понял, что нужно её доработать, что-то исправить и дополнить, и вот тогда вышла книга «Тысячелетний путь литературы». Из книг прозы можно отметить последний роман «Закваска фарисейская», он очень дорог, потому что описывается весьма мифологизированный период нашей истории.
Наша история идеологизирована
|
С СЕКРЕТАРЁМ Союза писателей России Николаем Коняевым | |
— Какую эпоху вы там описываете?
— Я описал эпоху потрясений России и начал с 1905 года. Я так определил для себя, что нужно понять, каковы причины русско-японской войны. И когда начал изучать эти причины, оказалось, что это была не просто война между Японией и Россией, а это было начало 1-й Мировой войны. Япония была авангардом, ударной группировкой, которую подготавливали европейские страны. Флот японский строили на европейских верфях, Америка давала деньги.
— Почему вас так привлекает история?
— Наша история была искажена, идеологизирована, особенно период мировой и гражданской войн, и мне хотелось открыть для себя правду.
— А наши школьные учебники, как вы считаете, соответствуют действительности?
— Сейчас очень много учебников. В учебниках по литературе, которые я видел, подобраны такие произведения, которые детям лучше бы не давать. Учебники по истории, которые я читал, содержат близкую к правде информацию, просто не обо всём говорят.
— Насколько сейчас велик интерес к исторической теме?
— Я так полагаю, что историческая тема сейчас очень актуальна. Особенно всё, что относится к началу прошлого столетия: 14-й год, 15-й, 16-й,17-й — роковой. Это не просто падение монархии, приход к власти большевиков.
«Народ становится мудрее!»
— А как вы думаете, насколько сейчас меняется весь мир?
— Вообще, весь мир меняется не в лучшую сторону. Что касается России, то в России, мне кажется, в какой-то части населения прозрение есть.
— Для некоторых сегодня становится актуальной идея монархии. Так или иначе, но темы ваших произведений затрагивают монархическое прошлое страны.
— Когда я писал, то не думал, что это будет настолько актуально. Когда в 2012-13 году роман был закончен, я вдруг понял, что я написал его к 400-летию монархии. Я для себя сделал вывод, что в России полноценной властью может стать только монархия или власть, близкая к ней. Не то, чтобы я монархист или позиционирую себя с какой-то такой точки зрения, но я просто ощущаю, что монархия в России — наиболее успешная форма правления.
— У нас генсеки были теми же монархами...
— Да, у многих искажённое понятие о монархии. У нас и сейчас есть единственный человек, на которого все смотрят, равняются, от которого ждут решения. Как сказал — так и будет. Это не значит, что наши люди — рабы. Как раз наоборот, свободолюбивее народа, чем русские, по-моему, нет. Наверное, главное для нашего народа — это поиск справедливости, правды. Демократия — это управление не народное, а какой-то кучки в своих интересах. У нас очень умный народ, имеющий «чутьё».
— Раньше царь-батюшка заботился о народе, а теперь менеджеры, наёмники...
— Да, менеджеры, которые приходят и уходят, и у каждого свои интересы.
— А как вы думаете, история чему-то учит наш народ?
— Судя по тому, как мы сейчас себя ведём, какое-то отрезвление есть. Понятно, что есть большое количество людей и стран, которые бы желали, чтобы у нас была гражданская распря. Но мы, с Божией помощью, держимся, не поддаёмся. Так что, в целом, народ становится мудрее!
Как я к Богу пришёл
|
С КОЛЛЕГАМИ по перу Сергеем Галицким и Юрием Сербом
| |
— Писателей, отражающих православную точку зрения, у нас в стране, к сожалению, пока ещё не так много. Интересно, а как вы к Богу пришли?
— К Богу я пришёл в результате многих исканий. Я принял крещение уже в 40 лет. Это было сознательное решение. До этого я всегда с пониманием и симпатией относился к православной вере. Крещёный человек, если он не исповедуется, он как бы и не православный человек. После серьёзных катаклизмов, когда жизнь моя зашла в тупик, нашёлся человек, который сказал мне: «А иди-ка ты в церковь креститься». Я понял, что у меня в жизни никаких выходов нет, а вот креститься — это единственное, что я могу сделать. В итоге я съездил на Валаам, поработал там трудником. Начал исповедоваться и причащаться.
— А были такие случаи, когда Бог вас от чего-то спасал, какие-то явные знаки давал, от чего-то предостерегающие?
— Вы знаете, я просто об этом не говорю и не пишу, но таких случаев у меня было очень много. В 2012-м году меня выселили из квартиры, безо всякой моей вины, просто дом наш приватизировали. Я переехал к родителям жены, и тут у меня погибла жена, и у меня не было работы, не было средств, не было дома своего, и имущества не было, потому что я всё раздал. Если бы я не был человеком верующим, я не знаю, чем бы это всё кончилось. Я понимал, что я в тупике полном! Я усердней стал молиться, стал ходить в церковь, причём я особо ничего не просил. Если бы Господь мне указал, что мне надо идти в монастырь или ещё что-то делать, я бы сделал. Но получилось так, что у меня появилась работа, потом — деньги, потом мне дали жильё, квартиру. Получилось так, что я зашёл в часовню Спиридона Тримифунтского, помолился ему, и у меня снова появилось всё с нуля. Это просто чудо!
— Как у Иова многострадального...
— Да, когда я рассказываю об этом, это действительно выглядит как чудо! Я нашёл женщину, с которой мы оказались близки по духу, ещё раз женился, венчался, и у меня всё сейчас есть. Бог мне всё вернул, это просто потрясающе! Был случай на моей даче в посёлке городского типа. Там во всей округе тля поела сливы, а у меня был хороший урожай. Я потом понял, почему. У нас все сливы были усеяны божьими коровками. А это произошло после того, как я крестился и повесил на даче икону Божией Матери. И вот просто в округе все сливы съедены, а у нас огромнейший урожай. А божьи коровки поедают тлю. Это необъяснимо, просто чудо. Это вот такой смешной случай. А, вообще, не помолившись, я не сажусь за руль, и бывают такие моменты, что ты явно видишь, что кто-то едет на тебя, а ты вовремя тормозишь, направляешь машину в нужном направлении, и даже руль поворачивается — в общем, таких случаев немало. Присутствие Божие постоянно ощущается, но надо быть только на это настроенным.
Мой положительный герой
— Вы написали книгу «Имеет значение». Расскажите о ней.
— Книга «Имеет значение» — это православная повесть. Она на конкурсной основе вошла в список литературы для внеклассного чтения в школах Санкт-Петербурга. Что удивительно, она победила в светском конкурсе. Мне эта повесть ещё дорога тем, что о ней сказали так: «Наконец-то, в нашей литературе появился положительный герой». Валентин Распутин незадолго до смерти говорил, что нет в нашей литературе положительного героя. Могу сказать, что у меня получился такой образ.
— Кто он такой? Как выглядит этот образ?
— Просто человек, который занимается фермерством. Преодолевает соблазны, препятствия: деньги, разврат, оккультизм. Он делает это не силой воли, а в результате дел, через которые он приходит к Богу. В конце концов, самые страшные моменты он преодолевает молитвой. Это очень важно, потому что у нас сейчас все герои бегают с пистолетами, у них — крепкие мышцы. Я не спорю, это всё, быть может, и нужно: для защиты Отечества воины нужны, но воин без молитвы — это еще полвоина. А в моей повести человек преодолел трудности посредством молитвы. Это взято из собственного опыта. Я, конечно, таких подвигов не совершал, но, когда ты находишься в тупиковой ситуации, молитва помогает очень. Она всегда нужна, а здесь она является единственным действенным инструментом.
— По-моему, Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России — больше, чем поэт». Наверное, и писатель — больше, чем писатель. Творческие люди иногда видят больше, чем другие. Как вы думаете, Россия возродится? Какой процесс она сейчас переживает?
— Сейчас, я думаю, она переживает что-то вроде Сталинградской битвы на духовном уровне. Выстоим мы или нет? Думаю, у нас есть и люди, и духовные ресурсы, чтобы выстоять. В этом смысле я, наверное, оптимист.
Иностранцы влюбляются в нас и в Россию!
|
«ЛЮБЛЮ я русскую природу!» На озере в Тюменской области
| |
— А что хорошего вы видите сейчас?
— Во-первых, люди обращаются к Богу. Люди начинают приходить в церковь, хотя я понимаю, что не все придут. Людей православных, фанатиков в хорошем смысле слова, много не должно быть. Для того чтобы сохранить пищу, нужно какое-то количество соли, но немного. Православные люди являются той необходимой щепоткой соли для того, чтобы Россия выстояла и выдержала. У меня нет такого чувства, что у нас страна какая-то недоразвитая. В материальном отношении, если сравнивать с Западом, у нас, конечно, не всё хорошо. Многие едут в Турцию или, скажем, в Париж, но, если их провезти по России, то они для себя сделают много открытий. Во-первых, какая она огромная, во-вторых, какая она разнообразная. У нас можно найти практически всё: горы, как Альпы, уникальные озера — Байкал и Ладога — это 2 пресных моря, таких в мире больше нет. У нас есть своё Мёртвое море, и не одно причём. Не далее, как этим летом, я открыл очередное Мёртвое море в Тюменской области. Вода в озере солёная, как в Чёрном море. Там есть грязи. Никаких лечебниц там нет. Люди просто приезжают и лечатся.
— Сделайте рекламу, и люди поедут!
— У нас есть стариннейший курорт Карачи на границе Омской и Новосибирской областей. Этот курорт известен с дореволюционных времён. Там есть лечебная грязь, эффект от лечения ею превосходит эффект лечения на Мёртвом море. Единственный недостаток — комары, но с другой стороны, что за жизнь без комара? У нас просто потрясающая страна! Есть девственные, нетронутые районы. Мы этого всего не знаем и не понимаем, а это, действительно, залежи богатств.
— А самое главное наше богатство — люди!
— Да, и их настоящие качества проявляются в критические моменты. Это не только моё субъективное мнение. Сколько иностранцев приезжает и остаётся жить в России! Просто влюбляются в нас и в Россию! Сколько иностранных звёзд, артистов и музыкантов принимают наше гражданство!
20-й век — век испытаний
— А чем вы объясните, что Запад в последнее время так ополчился на нас?
— Я думаю, что Запад и сам не может сказать, почему так получилось. Я думаю, что это происходит на духовном уровне, потом — это искушение нам. Для чего щука в озере? Чтобы карась не дремал! Мы в советское время как-то расслабились, хотя вроде бы все работали, всё кипело, но расслабление было: пьянство поголовное. 70-е и 80-е годы, 90-е — годы вообще был большой карнавал. Русский человек не может жить, когда ему долго хорошо. Ему нужно сузить пространство, дать что-то в руки, чтобы он что-то делал. Я думаю, что для этого, наверное, Господь посылает такие испытания. Нас пытались взять оружием, взять ещё какими-то средствами, теми же санкциями, и вот теперь идёт духовная война.
— Несправедливое отношение к нам вызывает недоумение.
— Да, но у нас вырабатывается отношение к ним, как к неразумным детям. Сначала удивление, потом шок, потом злость появилась, а теперь смотрим на них с иронией: «Ребята, вы сами себе жизнь портите и нам портите». Ничего, мы переживём. Петербург, когда был Ленинградом, блокаду пережил. Ну, чем его можно напугать, — людей, которые это всё помнят? Как можно Россию напугать санкциями? Паникёры и провокаторы могут этому поддаваться, но напугать весь народ этим невозможно. Страна наша такое пережила! Вообще 20-й век — это век испытаний. Когда наши люди жили хорошо? Не знаю, может быть, до 13-го года? А при Советской власти — уже нехорошо. С голоду разве не умирали? Умирали!
— Вы не сторонник теории мирового заговора?
— Я знаю такую теорию, и у меня в романе действительно какой-то мировой заговор прослеживается. Наверное, впадать в маниакальное состояние и видеть везде заговор — неверно.
— Может быть, это духовный заговор?
— Духовный заговор, похоже, есть, ведь с чего началась история человечества? Змей подговорил Еву съесть плод — это был заговор против Бога.
— Сначала был заговор на небе...
— Да, история человечества началась, опять же, с мятежников, с заговорщиков... Вот они ввели санкции, и они же сами тоже страдают от этого. Нужно без ненависти относиться ко всему этому, но быть строгими, не поддаваться на соблазны, не идти на поводу у мира.
За что нас ругают
|
С ЖЕНОЙ Ларисой
| |
— У меня знакомая побывала в Австрии. Жизнь там сытная и красивая, но вот пришла она в воскресенье в католический собор в центре Вены, а там на службе — несколько бабушек...
— На Западе мы видим только картинку красивую, а как всего этого достигло общество, мы же не знаем. Это самообман, духовная жизнь замещается этой красивостью. Наш человек на всё это прельщается, но красивым в действительности считаются нерукотворные вещи: водопад, река, озеро, лес...
— Даже грязь у нас «своя», родная...
— Да, это как что-то естественное, даже ландшафтный дизайн не нужен на приусадебных участках — у нас достаточно красивые ландшафты.
— Хорошо. А вот роман «Закваска фарисейская» — о чём он?
— Он о событиях нашей истории с 1905 по 1920 годы. Начинается с русско-японской войны. Написано в виде романа, но ничего романического здесь нет, только сюжет, наверное.
— В чём причина того, что мы так глупо сдали то, что имели? В том, что народ не был просвещён?
— Я здесь, в этом романе, попытался об этом рассказать. Конечно, это была долгая и упорная работа тёмных злых сил, и это было испытание. Вообще нам, конечно, помогли. В том числе, и наша интеллигенция этим тёмным силам поддалась, почему роман и называется «Закваска фарисейская». Нам предложили какой-то суррогат вместо нашей истории и веры. Христос предупреждал: «Не прельщайся, не принимай чужого!» Приняли! Да, искушение, сильное, мы расплатились за него войной, голодом, неисчислимыми жертвами.
— Как вы считаете, насколько важно сейчас в нашей стране отражение каких-то библейских, Божьих истин в работе журналистов, а также и в современном искусстве?
— В журналистике понятно — там кто платит, тот и заказывает музыку. А что касается искусства, литературы, тут у нас, я бы сказал, банковский такой тоталитаризм. Деньги играют важную роль, и литература у нас рекламирует коммерческое либо политически ангажированное, а настоящей хорошей художественной литературы, нет. То есть, она есть — но существует на полулегальном положении. От этого у нас проблемы с русским языком... К писателям вроде есть какой-то интерес, даже есть некое финансирование... Не сказать, что ничего не делается — нельзя. Какие-то шаги сделаны, положительные тенденции есть. Чтобы выправить ситуацию, необходимо внести «писателя» в реестр профессий. Необходима цензура для повышения уровня литературы.
Читайте классику!
— Какие у вас планы на будущее?
— Во-первых, конечно, продолжу встречаться с читателями, т. е. вести просветительскую деятельность. Есть желание описать состояние нашего народа, состояние нашей церкви в период Великой Отечественной войны, может быть, и до неё. Об этом периоде правду надо сказать. Материала много собрано, а систематизации нет. Это будет мой новый историко-документальный роман. Я хочу в таком жанре написать для широкого круга читателей, чтобы произведение было не сухо, а живо, и, в то же время, чтобы не было никакой отсебятины, а одна историческая правда. Я думаю, что надо рассказать о первой мировой войне, ну, а дальше как-то обобщить наше время.
— Чтобы вы пожелали нашим читателям?
— Читать классику. Один человек сказал мне на это: «И тебя тогда читать не будут». А я говорю: «Это не страшно, а вот если не будут читать классику, вот это будет действительно плохо.
— А что бы вы предложили читателю в качестве обязательного чтения? Два-три произведения?
— Я думаю, обязательно надо прочитать «Соборяне» Лескова, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Тарас Бульба» Гоголя — это наша классика 19 века. Хотя и в 20 веке есть что почитать. Я думаю, что эти книги — на все времена, и они очень сейчас актуальны.
Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|