Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Советы Афонского старца


(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)

Брак и семья


17. «Мужи, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь». Видел, каково послушание? Выслушай же и о любви. Хочешь, чтобы была послушна тебе твоя жена, как Церковь Христу? Заботься о ней, как Христос о Церкви: или душу свою должен будешь положить за неё, или тысячи раз будешь уязвляем, либо пострадаешь и потерпишь, не уклоняясь, что бы то ни было.

Не отвращайся от жены своей, если она некрасива. Слушай, что говорит Писание: «Мала пчела среди насекомых, но плод её сладок» (см. Сир. 11:3). Жена — творение Божие, и не её хулишь, а Того, Кто её сотворил.

18. Не говори так, что тебя сотворил Бог, а её кто-то нижайший Его. Один и Тот же вас обоих привёл в бытие. И если ни за что другое, то хотя бы люби её за это.

19. И не только за то мы должны любить свою жену, что она — член нашего тела и от нас создана, но потому ещё, ради чего Бог установил закон, говоря следующее: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (см. Еф. 5:31). Для этого именно и привёл нам Павел этот закон, чтобы подвигнуть нас всячески любить её. И заметь премудрость Апостола: ни от Божественных и ни от человеческих только законов увещевает нас любить жён, но как от первых заимствуя, так и от вторых.

Так что тот, кто выше и которому больше доверяют, из законов Бога берёт, а более слабый из законов человеческих и природы.

20. Тот, кто действительно любит свою жену, даже если она ему и не очень послушна, все снесёт. Трудно и тяжело достичь согласия супругам, если не соединены они «тиранией» любви.

21. Вот, ты говоришь, что она страдает от неизлечимой болезнии, несмотря на то, что ты весьма о ней заботишься, продолжает сохранять свои привычки. Но даже в этом случае не прогоняй её, потому что даже неизлечимо больной член тела не отсекают. А это твоего собственного тела член, потому что сказано: «И будут двое одна плоть» (Еф. 5:31).

Когда от болезни член тела не поддаётся врачеванию, мы ничего не выигрываем от лечения его. Но с женой, если она даже и больна неизлечимо, когда мы научаем её и наставляем, нас ждёт великое воздаяние. И, если она ничего не приобретёт от нашего учения, мы за наше терпение примем от Бога великую награду, ибо из-за страха Божьего мы показали столь большое терпение и с кротостью переносили её злобу, сохранив этот член. Поскольку жена — это нужный нам член, потому мы должны весьма любить её. Именно этому уча, Павел снова говорит: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, и от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:28-30).

22. Но муж, как имеющий власть, в порыве гнева пусть не подвергает жену оскорблениям, не бьёт её, но пусть наставляет, советует, убеждает словами, как более немощную. Рук, чтобы ударить её, никогда да не простирает — неприлично это душе свободной, но вразумляет её, никогда не используя ни оскорблений, ни брани, ни упрёков.

23. Молитесь вместе, и пусть каждый идёт в церковь и из того, что там читалось или говорилось, соответственно, требует исполнения дома — муж от жены, жена от мужа. Если вы бедны, возьмите пример Петра и Павла, которые прославились более царей всех и богачей и как жили — в голоде и жажде. Научи её, что не стоит ничего бояться в жизни из того, что случается, но единственно, если кто противится Богу.

24. Если муж не может воздерживаться, а я хочу воздержания? Ты должна последовать ему. Ибо, если не хочешь делать это, то цепочка, которой ты привязана браком, привлекает тебя и приводит к тому, с кем связана изначала.

Та, кто упражняется в воздержании без воли мужа своего, не только лишается награды за своё воздержание, но и повинна в прелюбодеянии его, неся большую, чем он, за это ответственность. Почему так? Да потому, что она столкнула его в эту погибельную бездну, лишив законного плотского союза. Если даже немного не позволяется того делать без воли мужа, какое прощение получит та, что лишает его полностью этого утешения?

25. Итак, когда был полностью создан весь этот мир, и всё подготовлено к нашему покою и пользе, сотворил Бог человека, ради которого и привёл в бытие весь мир. Когда человек был только сотворён, он жил в раю, и в браке не было никакого смысла. Даже когда понадобился ему помощник и был дан Богом, брак не был необходимостью. Первые люди в раю жили без брака, как на небесах, наслаждаясь общением со своим Творцом. Похоть к плотской связи, зачатию, боли, роды и всякий вид порчи были чужды их душам. Как вода, что течёт из чистого источника, так и они, украшенные девством, жили в этом месте.

По причине же преслушания заповеди Бога стали землёй и пеплом, утеряли вместе с той блаженной жизнью и красоту девства, которое их оставило, как и Бог. С той самой минуты, когда они стали пленниками диавола и свергли с себя царское облачение и убранство небесное, восприяв порчу смерти, проклятие, страдание, жизнь в трудах, тогда вместе со всем этим в их жизнь вошел брак, это тленное и рабское одеяние. Ибо сказано: «Женатый заботится о мирском» (1 Кор. 7:33). Видишь откуда берёт начало брак? Из-за чего он стал необходим? Из-за преслушания, проклятия и смерти. Где есть смерть, там и брак. Если бы не было смерти, не было бы и брака.

26. Естество мужа и жены сотворено подобным, равны и дела обоих, и награды, и осуждение. Пусть не приводит оправдание жена, что она более немощна, душа её имеет равную с мужем силу. И жена не менее мужа есть по образу и подобию Божию, но в перенесении страданий и терпении жена намного превосходит мужа.

27. Добродетель обща и мужу и жене, как равночестно и творение обоих, так что и награда та же самая. Послушай, что говорится в книге Бытия: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). У кого общая природа, общие и действия, у кого равное дело, у тех равно и воздаяние.

Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх