|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Как появился праздник Рождества?
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — великий христианский праздник в воспоминание Рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 7 января по старому стилю. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе праздновался 25 декабря, под названием Natalis.
Рождество в трудах святых отцов
Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Рождества Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему именно Западная Церковь стала праздновать его в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской Ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. В Восточной Церкви праздник Рождество Христово считается вторым по Пасхе («трёхдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи.
К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, то есть сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды.
В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, в VII веке Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке святой Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, Патриарх Цареградский и др. написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми Церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (святой Феофил Александрийский, правило 1-е).
Царские часы и всенощное бдение
В навечерие издревле совершались царские часы, так называемые потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов Церковь воспоминает многоразличные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток.
Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором Церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог». В Православной Церкви Русской торжественность богослужения праздника возвышается ещё воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.
Апокрифы, легенды и стихи
К кратким евангельским сказаниям о Рождестве Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы. Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, «Памятники старорусской литературы», III; Калитовский, «Матер. до литер. апокр.» и др.).
В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже на древнехристианских саркофагах являются осёл и бык при Рождестве Христове.
Рождественские изображения
К IX веку на Востоке и Западе пользовались огромной популярностью следующие изображения Рождества Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос; над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте.
Известно, как традиционные осёл и бык послужили великим итальянским художникам, например, Корреджио. В Четьи-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осёл. Их привёл Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привёл на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Четьи-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского народа передается почти дословно.
А. Л.
Ночь тиха. По тверди зыбкой...
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, —
Вот пропели петухи —
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, —
И над Ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
Афанасий ФЕТ
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|