Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Как появился праздник Рождества?


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — великий христианский праздник в воспоминание Рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 7 января по старому стилю. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе праздновался 25 декабря, под названием Natalis.



Рождество в трудах святых отцов


Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Рождества Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему именно Западная Церковь стала праздновать его в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской Ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. В Восточной Церкви праздник Рождество Христово считается вторым по Пасхе («трёхдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. 

К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, то есть сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды.

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, в VII веке Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке святой Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, Патриарх Цареградский и др. написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми Церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (святой Феофил Александрийский, правило 1-е).

Царские часы и всенощное бдение


В навечерие издревле совершались царские часы, так называемые потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов Церковь воспоминает многоразличные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток.

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором Церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог». В Православной Церкви Русской торжественность богослужения праздника возвышается ещё воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.

Апокрифы, легенды и стихи


К кратким евангельским сказаниям о Рождестве Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы. Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, «Памятники старорусской литературы», III; Калитовский, «Матер. до литер. апокр.» и др.).

В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже на древнехристианских саркофагах являются осёл и бык при Рождестве Христове.

Рождественские изображения


К IX веку на Востоке и Западе пользовались огромной популярностью следующие изображения Рождества Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос; над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте.

Известно, как традиционные осёл и бык послужили великим итальянским художникам, например, Корреджио. В Четьи-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осёл. Их привёл Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привёл на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Четьи-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского народа передается почти дословно.

А. Л.




Ночь тиха. По тверди зыбкой...


Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, — Вот пропели петухи — И за Ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарён Марии лик. Звёздный хор к иному хору Слухом трепетным приник, — И над Ним горит высоко Та звезда далёких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан.

Афанасий ФЕТ

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх