Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Правда о воскресении мёртвых


ВРЯД ЛИ НАЙДЁТСЯ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫ ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ НЕ ЗАДУМАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ЖДЁТ ЕГО ПОСЛЕ СМЕРТИ. Нам не хочется умирать, смерть — наш враг, о котором ещё Апостол Павел сказал, что она однажды истребится (1 Кор. 15:26). Это произойдёт во время Страшного Суда. Символ веры, который читается во время Литургии, содержит такие слова: «Чаю воскресения мертвых». «Чаю» — значит, ожидаю. Смерть истребится. А что же потом?



Всеобщее воскресение мёртвых совершится в великий день Второго пришествия Иисуса Христа, при окончании жизни нашего мира. Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. По Слову Божию, тогда «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25, 29). Ещё в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мёртвых.

Что говорили ветхозаветные пророки


Вера в воскресение мёртвых была выражена Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11:17), Иовом, среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19:25-26); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19), пророком Даниилом, предсказавшим, что мёртвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2-3).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез. гл. 37).

Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14).

Слова Иисуса Христа


Сам Иисус Христос не раз говорил о воскресении мёртвых: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25, 29). Он подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).

Отвечая неверующим саддукеям на вопрос о воскресении мёртвых, Иисус Христос сказал: «Заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мёртвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22:29, 31, 32).

Когда Спаситель говорил о цели Своего пришествия на землю, Он указывал именно на желание Бога дать всем людям жизнь вечную: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15-16).

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мёртвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову Апостола Павла, первенцем из умерших (1 Кор. 15:20).

Что говорили святые Апостолы


Апостолы ставили истину воскресения мёртвых выше всякого сомнения и доказывали её самой тесной связью с воскресением Христовым.

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:20, 21, 22). Кроме того, Апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дёет ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15:35-44).

Тела воскресших людей по существу своему будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут ещё живы во время второго пришествия Спасителя.

Апостол Павел говорит: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное... не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор. 15:44, 51, 52). Также: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3: 20-21).

Мнение свт. Иоанна Златоуста и прп. Макария Великого


Св. Иоанн Златоуст говорит: «Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует Апостол Павел... то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечётся в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе». Однако образ воскресения праведников будет иной, чем грешников. Тела людей будут видимо отражать состояние их духа. «Одни уподобятся свету, другие тьме» — рассуждает об этом св. Ефрем Сирин.

Преп. Макарий Великий пишет о том, в каких телах воскреснут люди: «Что ныне душа собрала во внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится вне тела. Если душа предпрославлена ныне, и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении. А что души праведных соделываются светом небесным, — о сём сам Господь сказал Апостолам: вы есть свет мира (Мф. 5:14). Воскресение умерщвлённых душ бывает ещё ныне, а воскресение тел будет в оный день. Но как утверждённые на небе звёзды не все равны, и одна от другой отличаются светлостью и величиной: так и в духовном преуспеянии о том же Духе бывают по мере веры, и один оказывается богатее другого. И как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня воскресения, когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и самое тело грешников, так и царство света и небесный образ — Иисус Христос — таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых».

Что говорят другие святые


Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро — миром, радостью и пространством сердца. Здешнее же состояние наших душ предызображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в изменённом виде относительно степени его».

Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасённые получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье».

Преп. Ефрем Сирин: «Душа достоинством своим выше тела, выше неё дух, а выше её духа — сокровенное Божество. Но при конце плоть облечётся в красоту души, душа — в сияние духа, а дух уподобится величию Божию...»

Что касается грешников, то и их тела восстанут в новом виде, но получив нетление и духовность, они в то же время будут отражать на себе их душевное состояние. Тела нераскаянных грешников будут отражать те страсти, которым они угождали при земной жизни, будут темны и страшны. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению». Их тела, по слову преп. Макария Великого, не будут иметь на себе печати Духа, того знака, по которому Господь «поставит одесную Себя» праведников, оглашая как Своих: «Подумаем и о том, какой стыд нас охватит ещё до мучений. Тогда на наших глазах святые будут облачаться в великолепное, несказанное одеяние, сотканное из их добрых дел. А себя мы увидим не просто нагими и лишёнными этой блистательной славы, но тёмными, почерневшими и источающими зловоние — какими сделали себя сами в этом мире делами тьмы, роскоши и разврата». Всеобщий суд потому и называется Страшным, что то, в каком состоянии человек предстанет на него, решит его вечную участь, и приговор, полученный на нём, уже невозможно будет изменить».

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) пишет: «В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; “тогда будет скрежет зубов” — это бесплодное раскаяние. “Много званных”, то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но “мало избранных”, немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет — это наше дело».

Материал подготовил Михаил ЯСЕНЕВ

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх