|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Как рождался русский гимн
Воскресшие имена
|
РУССКИЙ КОМПОЗИТОР Алексей Фёдорович Львов, автор русского государственного гимна «Боже, Царя храни!» на слова Жуковского
| |
Когда мы всматриваемся в события чьей-то жизни, известной нам уже по книгам или рассказам, благая цель преображения человека и мира проступает явственно и закономерно, связывая и подчиняя все события таинственным образом.
Примечательна в этом отношении жизнь талантливого русского композитора Алексея Фёдоровича Львова, автора русского государственного гимна «Боже, Царя храни!» на слова Жуковского. Гимн имеет удивительную силу воздействия, вторгается в любое сердце. Известно, что при первых всенародных исполнениях его люди сами вставали и пели с тем необыкновенным воодушевлением, которое охватывает каждого и по сей день.
Алексей Фёдорович Львов происходил из известной русской аристократической фамилии. Он получил блестящее светское образование. Окончил курс в Корпусе Инженеров Путей Сообщения, служил под началом графа Аракчеева, затем Бенкендорфа. Придворная служба при особе Государя доставила ему высокое общественное положение и сильные связи в высших кругах.
Его отец был страстный любитель музыки и покровительствовал музыкальным занятиям сына, который в продолжение всей своей жизни хранил благодарную память об отце и говорил, что «музыка спасла его от многого, отворила ему многие двери, даже в доме царском».
Впоследствии Шуман с особой похвалой отзовётся о несравненном исполнительском таланте Алексея Фёдоровича Львова, напишет, что «его можно поставить наряду с первоклассными артистами, что он представляет явление как будто из другой сферы, из которой музыка выливается во всей сокровенной чистоте, и музыка настолько новая, своеобразная и свежая в каждом звуке, что её, как прикованный, хочешь слушать и слушать».
Поэтому не случайно, что государь Николай I именно ему предложил написать народный гимн. Государь хотел, чтобы в гимне дышало ощущение почивающей на лаврах империи. Вот как сам Алексей Фёдорович Львов напишет об этом знаменательном событии в своих записках: «Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспомнил о величественном гимне английском, об оригинальном гимне французов и умилительном гимне австрийском. Несколько времени мысль эта бродила у меня в голове. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от учёного до невежды. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан».
Но Алексей Фёдорович никак не решался узнать о нём мнение государя. В конце 1833 года, в последний вечер перед отъездом государя на Кавказ, где шла ожесточённая война, Львову было велено явиться во дворец.
— Знаете, что мы придумали? — обратилась императрица Александра Фёдоровна к композитору. — Как только мы заслышим шаги государя, запоёмте «Боже, Царя храни!». Я думаю, государя это порадует.
Послышался скрип деревянной лестницы под могучими ногами императора, Львов дал тон, и государыня Александра Фёдоровна запела вполголоса «Боже, Царя храни!». К её голосу присоединились свежие голоса великих князей, их сверстника графа Вильегорского и бас графа Орлова.
Николай Павлович склонил голову, дослушал гимн до конца, потом быстрыми шагами подошёл к своей супруге, поцеловал её руку, обнял наследника Александра Николаевича и сказал: «Ещё раз! Прошу, ещё раз...» И снова торжественно прозвучал гимн русского народа. Как вспоминает графиня Толстая, Алексей Фёдорович Львов даже на смертном одре не забыл об этом часе.
А тогда он получил повеление сопровождать императора Николая I в его поездке на Кавказ. Когда осенью в страшную бурю государь совершал переезд из Керчи в Редут-Кале, все, кроме него и Львова, ушли с палубы.
— Львов, — приказал государь, — пой «Боже, Царя храни!»...
— Я не имею никакого голоса!.. — возразил Львов.
— Неправда!.. — засмеялся император. — Ты пел гимн!.. Я это помню и не забуду! Ты молись только, чтобы этот гимн пели всегда с той же искренностью, с которой пою я...
И государь, завернувшись в старую свою шинель, чистым, свежим басом вполголоса запел: «Боже, Царя храни!»
Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй во славу, Во славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный, Боже, Царя, Царя храни! Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли, дай на земли. Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю Все ниспошли. Перводержавную Русь Православную, Боже, Царя, Царя храни! Царство ей стройное В силе спокойное, Все ж недостойное Прочь отжени. О, Провидение, Благословение Нам ниспошли! К благу стремление, Счастье, смирение, В скорби терпение Дай на земли!
Г. Р.
(www.pravpiter.ru/pspb/n097/ta011.htm)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|