|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Советы Афонского старца
(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)
Брак и семья
9. «Тайна сия велика» (см. Еф. 5:32). Но скажи мне, насколько велика? Ибо дева, проведя всё время в комнате и никогда не видя жениха, с первого же дня испытывает к нему сильное желание и приемлет как собственное тело, подобно же и муж её, который её никогда не видел, не беседовал с ней, и он полагает её с первого дня превыше всех: и друзей, и сродников, и самих своих родителей.
И родители, если лишатся богатств по какому-то другому случаю, расстраиваются, печалятся, влекут в суд тех, кто взял их, а человеку, которого зачастую никогда не видели, не знали, ему доверяют свою дочь и богатое приданое. И радуются при этом, не считая происходящее убытком, но, видя, как дочь их уводится далеко, не вспоминают о семейных узах, не печалятся и не расстраиваются, но благодарны и считают за благо видеть, как уводится из дома их дочь, а вместе с ней и богатства большие.
Следовательно, всё это имея в уме своем, то есть то, что оба, оставляя родителей, соединяются между собой, и союз этот от времени только крепче становится, понимая, что это не от человека, но Бог всеял такую любовь, и сделал так, что те, кто даёт и те, которые отдаются, с великой радостью то делают, Павел говорит: «Тайна сия велика».
10. На самом деле, поистине это тайна и тайна великая, потому что человек оставляет отца, который его воспитал, мать, что претерпела боли рождения и страдала — тех, кто столько ему благотворили, тех, с которыми был в дружбе, и прилепляется к той, которую не знал и у которой нет с ним ничего общего, и предпочитает её всем. Поистине это тайна.
11. Взыщем только одного: добродетели душевной и скромности поведения, чтобы наслаждаться миром и жить в согласии и вечной любви. Ибо тот, кто взял жену богатую, скорее взял госпожу в дом, чем супругу. И если и без того жёны исполнены гордыни и легко впадают в тщеславие, то как их будут сносить супруги, если сюда добавить богатство.
И напротив, тот, кто взял жену равночестную себе или беднее, взял помощницу и союзника и принёс в дом свой все блага. Потому что по причине бедности своей она подвигается к заботе о муже, во всём уступает и слушается, удаляет всякий предлог для разногласий и споров, а также чуждо ей высокомерие и необидчива она; так она связывается узами мира, единомыслия, любви и согласия.
Итак, не будем искать богатств, но мира, чтобы наслаждаться радостью. Не для того брак дан, чтобы дома наши стали полем битв и сражений, чтобы раздирали нас ссоры и несогласия, и мы приходили в столкновения друг с другом, сделав нашу жизнь невыносимой, но чтобы получать помощь и иметь пристанище, убежище и утешение во время опасности, и с приятностью беседовать со своей женой.
12. Держа всё это в уме, не будем думать о богатствах, но о благоприличном поведении, скромности и воздержании. Ибо жена разумная, скромная в поведении и воздержанная, пусть и бедная, бедностью своей сможет распорядиться лучше, чем богатством.
13. Ибо красота телесная, когда одновременно не сопровождается добродетелью души, сможет покорить мужа на двадцать-тридцать дней, далее же ничего не получится, потому что покажет всю свою злобу и разрушит любовь. Те же, кто сияет красотой душевной, сколько ни проходит времени, выказывают свое благородство и ещё горячей начинают любить мужей своих и зажигают их своей любовью.
И когда это есть, и между ними подлинная и горячая дружба, тогда удаляется всякий блуд, и даже никогда не приходит и мысль о распутстве тому, кто не только любит свою жену, но довольствуется всегда только ей; за своё воздержание получают они благоволение у Бога, и Он хранит весь их дом.
Так брали себе жён доблестные мужи древности, ища не богатства денег, а благородство души.
14. Так и ты: жениха ли ищешь, невесту ли — ищи прежде всего следующего: благочестива ли, имеет ли благоволение у Бога. Ибо, если это есть, последует и всё остальное. А если нет, то пусть у них земные блага будут в изобилии, нет в том никакой пользы.
15. Сказал я всё это не для того, чтобы вы слушали и, слушая, превозносились только, а чтобы подражали. Вы, отцы, подражайте мудрости патриарха Авраама, который взял жену простую. Не ища ни богатства, ни благородного происхождения, ни красоты тела, ничего другого, кроме благородства души. А вы, матери, именно так и воспитывайте ваших дев. Вы, женихи, которые хотите взять их, берите со всяким приличием... и всегда прося Бога быть посредником во всех ваших делах.
Если так будете поступать в жизни, никогда не будут иметь место ни разводы, ни прелюбодеяния, ни поводы для ревности, ни ссоры, ни пререкания, но насладимся многим миром и согласием. А когда есть это, непременно последуют и другие добродетели. Поскольку, если жена противоречит мужу, всё в доме происходит не так, пусть хоть всё в остальном благополучно. А когда есть мир и согласие, ничего неприятного не случается, несмотря на то, что каждый день возникают треволнения бесчисленные.
Если так будут заключаться браки, тогда мы весьма легко и детей сможем привести к добродетели. Ибо, когда мать скромна и разумна, имея всякую добродетель, она непременно и мужа сможет привести в свою любовь. А когда его приобретёт, он будет с великой готовностью помогать ей воспитывать детей, и от Бога получит помощь. Если муж помогает в этом благом деле воспитания детских душ, всё в доме пойдёт благополучно и ничего неприятного не случится, потому что хозяева его благочестивы.
16. Потщимся от начала взять такую жену, которая сможет легко к нам привыкнуть и жить так, как живём мы. Взяв такую жену, мы не только в том выигрываем, что с ней никогда не разведёмся, но и в том, что будем любить её с такой силой, как повелел Павел, сказавший: «Мужи, любите своих жён», — но не останавливается на этом, но указывает нам и меру любви, — «как Христос возлюбил Церковь».
Как же, скажи мне, возлюбил её Христос? «Предал Себя за неё» (см. Еф. 5:24). Так, что если понадобится умереть за жён, не откажемся от этого. Ибо, если Господь так возлюбил свою рабу (Церковь), что отдал за неё жизнь, намного более следует и тебе, как рабу Господа, возлюбить свою сорабу.
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|