Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Мифы общественного сознания: большие проекты манипуляции


МИФ — ОБОБЩЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, реальность с мистикой. Иногда миф есть способ заместить в сознании невыносимый образ страшной действительности, с которой сложно «ужиться».

Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением людей. Новые политические мифы никогда не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами».


МНОГИЕ МИФЫ рождаются средствами массовой информации, в том числе телевидением. Они безжалостно похищают у людей последние мозги
МНОГИЕ МИФЫ рождаются средствами массовой информации, в том числе телевидением. Они безжалостно похищают у людей последние мозги

(Продолжение публикации глав книги С. Троицкой «Информационный террор», нач. в №№ 12, 2014 – 1, 2, 2015 гг.)

Люди — жертвы мифов


Методы подавления и принуждения всегда использовались в политической жизни. Но властители не интересовались при этом чувствами и мыслями людей. Современные политические мифы действуют как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жертвами мифов без серьёзного сопротивления.

Мы не будем здесь касаться подробно таких мифов, как евpоцентpизм, как идея о непpеpывности пpоцесса культуp-ной эволюции и смены фоpмаций, как утверждение, что Запад, якобы, хpистианская цивилизация, пpодолжающий традиции античной цивилизации, и пр. О том, как буквально «лабоpатоpным способом» создаются эти мифы и легенды, написано много книг. Подробно и убедительно пишет о смысле таких мифов и Кара-Мурза. «Надо сказать, — пишет он, — что даже в самой западной мысли эти мифы, в большинстве своём опасные для судеб человечества, подвергаются резкой критике. Разные историки отрицают саму механистическую идею о существовании одной “правильной” цивилизации, путь которой должен быть принят за столбовую дорогу человечества.

Однако миф о развитии других стран по пути Запада эксплуатиpуется всё интенсивнее по меpе того, как всё более наглядным и очевидным становится невозможность его осуществления. На деле, не было и нет pазвития Запада с опоpой на собственные силы”, котоpое “отставшие” стpаны могли бы взять в качестве пpимеpа и воспpоизвести на своей почве. Непpеpывно повто-pяемое пpиглашение “следовать путем Запада” пpотивоpечит и pеальной политике самого Запада. Достаточно упомянуть тpуды истоpиков Индии и Египта, показавших, что именно евpопейские колонизатоpы целенапpавленно pазpушали стpуктуpы капитализма, возникавшие в этих стpанах».

Миф о гуманизме и правовом сознании Запада


Этот миф играл центральную роль во всей программе манипуляции в годы перестройки в СССР. Сейчас его приглушили, но в сознании среднего интеллигента он уже сидит как стереотип, и никакими бомбёжками сербов его оттуда не вышибло. И интеллигенция стала звать народ в эту «правильную цивилизацию Запада» так, будто отношение там к нам будет как к «своим», а не как к низшей расе.

Примитивным этот подлог можно назвать хотя бы потому, что никаких поводов рассчитывать на это сам Запад никогда не давал. Напротив, мириадами мелких знаков он показывал своё истинное отношение к «низшим расам» и, в частности, к русским людям.

Толпа и её искусственное создание


С конца XIX века одной из главных проблем психологии, философии и культурологии стало массовое сознание. Эта проблема особенно остро встала в ходе быстрой урбанизации в 60-е годы XX века, что и повлекло возникновение массового человека и массовой культуры.

Ле Бон в своей основополагающей книге «Психология масс» пишет:

«В толпе сознательная личность исчезает, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определённые черты... Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин, приходит скоро в состояние загипнотизированного субъекта... Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и оно дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не даёт волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе».

«В толпе всякое чувство заразительно»


Человек в толпе обладает удивительно высокой восприимчивостью к внушению: «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид легко приносит в жертву коллективу свои личные интересы. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы...

«Толпа никогда не стремилась к правде, — говорит Ле Бон, — она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если оно прельщает её. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой».

Ле Бон много места уделяет изменчивости толпы — её удивительной способности моментально реагировать на импульсы, получаемые от вожаков. Это показывает, что человек в толпе действительно обладает новым качеством, становится элементом новой системы. Он не обдумывает свои действия, а мгновенно подчиняется полученному каким-то образом сигналу. Такой человек легко сбрасывает с себя чувство ответственности, в чём ему активно помогают и политики всех мастей.

Безответственность как национальная ценность


Безответственность внушается средствами идеологии как национальная ценность! Чтобы снять возникающие иногда синдромы раскаяния, совершаются даже военные акции типа абсурдной агрессии. В 1977 году президент Картер сформулировал принцип, согласно которому «американцы не должны извиняться, испытывать угрызения совести и принимать на себя вину», поскольку они всегда действуют, исходя из благих побуждений.

В последние десять лет мы и в России видим целенаправленные действия по превращению народа в толпу — через изменение типа школы, ослабление традиций и осмеяние авторитетов через воздействие рекламы, телевидения и массовой культуры. Налицо все признаки технологий «толпообразования», на которые обращали внимание исследователи. Дело пока что идёт медленно, но если люди не осознают опасности, то их стихийные механизмы защиты не справятся с таким нажимом.

Разрешение аморальности


Автономия государства от морали — вот величайшая опасность, угрожающая западной цивилизации. Замена всеобщей этики контролем принятых в парламенте законов — кредо демократии западного типа. Эта демократия устраняет из политики понятие греха, а по сути, и совести, и заменяет его исключительно понятием права. «Разрешено всё, что не запрещено законом!»

Через устранение понятия греха современное общество «раскрыло» ниши порока, превратив его в морально приемлемый бизнес. Массовой и узаконенной стала в буржуазном обществе проституция, вплоть до того, что возникают профсоюзы проституток, они получают время на телевидении. В городах США «работают» 300 тысяч малолетних проституток в возрасте от 9 до 12 лет. Одним из важных видов туризма стали секс-туры с Запада в страны Юго-Восточной Азии. В Германии туристическая реклама приглашает в Шри Ланку как в «рай педерастов».

То же самое произошло буквально на наших глазах с оборотом наркотиков. Его рынок искусственно создается, в производство и распространение наркотиков вовлечены миллионы человек. Более того, и средствами культуры, и авторитетом науки общество готовят к легализации этого бизнеса.

Резкое расширение ниши аморальности и распространение её на всё общество необходимо для установления гегемонии «манипулятора». Человек с подорванной моралью легко манипулируем! Разрушение традиционной морали и перманентная «сексуальная революция» — важнейшее условие устранения психологических защит против манипуляция сознанием. Вот почему и в России так быстро возникает «индустрия аморальности», создающая и одновременно удовлетворяющая «спрос».

Сто лет назад пресса и литература могла «аморализовать» только читающую публику. Сегодня донести продукт индустрии аморальности до каждого взялось телевидение. Особенно эффективно снижает устойчивость сознания резкое изменение структуры и интенсивности «аморальности». Обычно оно и производится в тот момент, когда необходимо провести крупные манипулятивные воздействия (например, отвлечь общественное внимание от непопулярных социальных программ типа приватизации или конверсии промышленности). К привычным видам аморальности (порнографии, проституции, эротической рекламе и т. п.) общество довольно быстро адаптируется и «не замечает их», так что действенность снижается. Однако изобретательность творцов аморальности не иссякает.

Светлана ТРОИЦКАЯ, кандидат философских наук
(Продолжение в след. номере)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх