Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Очередь к причастию: кто сказал, что мужчин надо пропускать?




ВСЕ МЫ ПРИВЫКЛИ К ТОМУ, ЧТО В ОЧЕРЕДИ К ПРИЧАСТИЮ МУЖЧИНЫ ИМЕЮТ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ЖЕНЩИНАМИ. Почему так повелось? Существуют ли канонические предпосылки для такого положения вещей? Протоиерей Александр Авдюгин попытался разобраться.

«Сначала дети, затем мужчины, а потом женщины!» Знакомо? Мне тоже. Сам так говорю, когда причащать прихожан собираюсь. И, наверное, не задумывался бы я над этим, казалось бы, всем знакомым правилом, да вот беда, раз за разом вижу, как замечания о «внеочерёдности» наши постоянные прихожанки иным, не столь частым посетителям храма делают, а иногда и из очереди к Чаше выдергивают. С ретивыми прихожанками разберусь, но данное усердие в соблюдении «правила» заставило задуматься: а откуда, собственно, оно взялось?

Вездесущий Интернет православной направленности лишь подсказал, что так якобы когда-то советовал святитель Игнатий Брянчанинов. Даже если и советовал, то это был лишь его совет и не более того. Доводить совет даже святого подвижника до канонической нормы нельзя, а искать consensum patrum (согласия отцов) о порядке очерёдности во время причастия или помазания елеем глупо.

Ясно и не вызывает сомнений лишь одно: что первыми причащаются монашествующие, а затем те, кто в стихарях и подрясниках. Апостольские постановления чётко говорят об этом: «...пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами — диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума». Именно «народ по порядку», а не изначально мужчины, а затем женщины.

По поводу очерёдности причащения детей, казалось бы (судя по вышеприведённой цитате), тоже вопросов нет, хотя среди священства мнения разнятся. Так, протоиерей Дмитрий Смирнов в одной из своих многочисленных передач подошёл к этому вопросу очень даже практически: «Дети первые. Для удобства. Гвалта меньше будет». И действительно, как бы ни любили мы своих чад, но благоговейно подходить к Чаше, когда рядом крик и плач, не у каждого получится.

Хотя священник Сергий Свешников, разбирая этот же вопрос, решает и здесь заняться воспитанием: «Если, например, какой-нибудь малыш капризничает, и маме или папе с ним трудно, а очередь к причастию длинная, то конечно, можно их пропустить вперёд... А родителям стоит задуматься о том, что если они постоянно своего ребёночка пропихивают вперёд, помимо взрослых людей, помимо престарелых людей, то это воспитывает в детях вещи совсем не добродетельные. А если же ребёночку объяснить, что нужно спокойно встать, уважая взрослых, пропустить их вперёд, а потом уже идти самому, то вот это будет правильное христианское отношение».

Воспитывать, конечно, надобно всегда, но всё же есть чёткое апостольское установление: после тех, кто в стихарях и чинах церковных, написаны именно «дети».

В некоторых храмах РПЦ можно наблюдать, к сожалению, забытую традицию, когда мужчины стоят с одной стороны храма, а женщины с другой. От этого и складывался чёткий порядок подхода к Чаше, к помазанию, к кресту. У старообрядцев данная расстановка (пришедшая из ветхозаветного храма) сохранилась по сей день, у нас же она редкость, только в монастырях можно увидеть, да и то не во многих. Традиция утеряна, а вот оставшийся принцип — первые мужчины — почему-то остался. Странно видеть, когда еле на ногах стоящая бабулька вынуждена ожидать из-за неизвестно кем придуманного «закона» своей очерёдности, пропуская вперёд вполне здоровых мужиков.

Мы прекрасно знаем, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, т. е. для Бога мы все одинаково дороги, так зачем же и здесь устраиваем гендерное деление? Странности иногда выходят. К Чаше молодые ребята в первую очередь, а две мои прихожанки, которые во времена хрущёвские книги церковные, иконы и сосуды евхаристические сохранили, за ними...

Смиряются, говорите? Нет. Иное тут. Очередь бессердечная, где во главе угла всего лишь неизвестно откуда взявшееся правило.

Священник Александр АВДЮГИН

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх