|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
С днём рожденья, дорогой поэт!
НИКОЛАЙ РУБЦОВ тридцати пяти лет от роду умер в Вологде. Умер нелепо, трагически...
Сейчас о нём много говорят, пишут. Критики с запоздалым жаром хвалят его стихи. Рубцовым заинтересовался «широкий читатель». Большими тиражами выходят его книги. Звучат песни на его стихи. Помните — «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «Улетели листья»?
Каким же он был, поэт Николай Рубцов? В канун 80-летия его рождения (3 января) и 45-летия смерти (19 января) мы публикуем воспоминания современника.
Познакомился я с Рубцовым в 1962 году. Мы — участники одного поэтического семинара в Литературном институте. В первый учебный сентябрь нас послали на работу в колхоз, расположенный под Загорском. В местном клубе мы дали литературный вечер. Самый большой успех выпал на долю Рубцова. Стоя на краю сцены, он читал громко, уверенно, и, отвергая жестом руки заслуженные аплодисменты, переходил от хохм о флотской жизни к любовной лирике, к стихам о Вологодчине.
Слушая его, я лихорадочно думал, с чем же выступлю я.
Когда Рубцов кончил и объявил мою фамилию, я сказал:
— Я не буду читать вам своих стихов, лучше я прочту вам стихи Есенина.
По реакции слушателей видно было, что я не ошибся...
Вечер кончился поздно. Нас искренне благодарили.
Рубцов подошёл ко мне радостный и хлопнул по плечу:
— Молодец!
Я ответил, что молодец Есенин, а не я. Но Рубцов всерьёз возразил:
— Брось! Ты надумал прочесть его, а не себя. Потому и молодец...
Небольшого роста, подвижный, Рубцов уже тогда не производил впечатления человека молодого и был готов, по собственному признанию,
О печали пройденных дорог
Шелестеть остатками волос.
Он многое успел повидать и испытать, за его плечами был значительный жизненный опыт. Но печатался редко. И случайные публикации его не удовлетворяли.
Стихи Рубцова поначалу на семинаре и в среде стихотворцев успеха не снискали. С благословения руководителя семинара Н. Н. они подвергались нападкам за «пессимизм», за «односторонность» изображаемого мира и тому подобное. Только со временем, когда стало известно, что в «Советском писателе» готовится к изданию книга Рубцова, Н. Н. изменил к нему своё отношение.
Щуря и без того маленькие, глубоко запавшие глаза, взмахивая рукой, Рубцов читал пронзительным голосом:
Трущобный двор. Фигура на углу.
Мне кажется, что это Достоевский...
Облик его — в потёртом пиджаке, с неизменным шарфом на шее — приобретал неожиданную значимость.
Стихотворение «Поэт», навеянное посещением квартиры Глеба Горбовского, ныне опубликовано в журнале «Москва». Тогда же с молодым задором и непониманием первокурсники упрекали товарища в «несовременности». Рубцов знал себе цену, он был вполне сформировавшейся поэтической личностью, и подобный приём задевал его.
Признание Рубцова началось в среде прозаиков. Они держались от поэтов обособленно. И вот допустили к себе поэта Николая Рубцова. Этому способствовала гармонь, на которой тот играл. Перебирая лады, он наклонялся к мехам, точно слушая само зарождение каждого звука, каждого вздоха. Рубцов играл и пел:
Ах, что я делаю, зачем я мучаю
Больной и маленький свой организм!
Ах, по какому же такому случаю —
Ведь люди борются за коммунизм...
Припев подхватывали дружно, хором, так, что стёкла дрожали от голосов:
Ах, замети меня, метель-метелица!
Ах, замети меня, ах, замети...
Эта песня сменялась другой, тревожной, сумеречной по настроению:
Потонула во тьме отдалённая пристань.
По каналам промчался (эх!) осенний поток.
По дороге неслись сумасшедшие листья,
Да порой раздавался (эх!) милицейскийсвисток.
Есть в песнях Рубцова обнажённая искренность, душевный надрыв, роднящий их с романсом. Что ни говори, они находили у слушателей мгновенный отклик понимания. За них Рубцова полюбили многие. Недаром Анатолий Передреев сказал мне, что, только услышав песни Рубцова, он по-настоящему оценил его талант.
Одно время мне пришлось с неделю жить с ним в комнате.
Рубцов как-то достал из-под кровати баул. А когда раскрыл его — я ахнул. Кроме зубной щётки и пары носков, он был весь заполнен кипами пожелтевших листков с ровными «кирпичиками» строф. С невольным уважением я сказал:
— Коля! Да тут, наверняка, на книгу наберётся.
А он меня серьёзно поправил:
— Нет, Миша, здесь на две книги.
Какой-то приятель Рубцова, ленинградец, работавший в типографии, набрал ему и переплёл в единственном экземпляре сборник. Его он мне и сунул тогда: «На, почитай...»
Сборник выглядел, как настоящий. На обложке стояло название: «Волны и берег» — или близко к тому. Я раскрыл наугад страницу... Рубцов ушёл и вернулся через несколько часов. У меня под вечер состоялся с ним, пожалуй, самый длинный разговор за всё время нашего знакомства. Вкратце он сводился к тому, что надо ему «что-то делать», что нельзя же всё время играть на гармони для друзей, следует разнести стихи по редакциям, пойти к какому-нибудь влиятельному писателю, пора издавать книгу, он ведь уже не мальчик...
Рубцов слушал меня, лёжа одетым на койке, с потухшей папиросой во рту. Мне было двадцать. Ему — лет двадцать семь, в его активе уже лежали десятки стихотворений, ныне хорошо известных. Вероятно, я подтвердил ему своим пылким выступлением многие из его обычных мыслей. Он соглашался со мной и казался серьёзным, сосредоточенным.
Шутка и смех — частые спутники молодости. Однажды Рубцов в перемену между лекциями прочёл следующие стихи о нашем житье-бытье:
Встретил нас Налдеев, встретил нас Шувалов,
Собралась весёлая семья:
Вадик Куропаткин,
Миша Шаповалов,
Роза Хуснудинова и я!
Вадик Куропаткин стать марксистом хочет —
Маркса поднимает он на щит.
Миша Шаповалов весело хохочет,
Роза Хуснудинова молчит...
Поясню: Налдеев — преподаватель, вёл спецкурс по текущей советской литературе; Шувалов читал историю КПСС. Вряд ли до них дошло это сочинение студента Рубцова, а мы, «весёлая семья», смеялись.
Два раза только видел я Рубцова с книгой в руках. Потому и помню: книгами этими были Библия и Пушкин. Рубцов никогда не стремился блистать эрудицией. Всё же по семинарским занятиям, по разговорам с ним я почувствовал: он любит русскую классическую поэзию, а в XX веке ему особенно близки Блок и Есенин.
Рубцов знал жизнь вологодской деревни. Знал — и с ранней юности мечтал вырваться из знакомого круга: дом, улица, околица, поле, лес... Вырвался. Сезонами плавал в море, ловил рыбу, лихо, по-матросски мотал заработанные деньги, так что и земля «качала» его основательно. Потом Рубцов оставил флот, жил в Ленинграде, работал на заводе. С годами «им овладело беспокойство — охота к перемене мест». Он стал по натуре своей «перекати-поле». Мог выйти из комнаты, покинув дружеское застолье, никому ни слова не сказав, уехать к трём вокзалам и, на ночь глядя, отправиться в деревню, в Вологду, в Питер. Проходит время. Замечают отсутствие Рубцова. Где же Коля?.. Никто не ведает.
В деревне он отдыхал от города и городских приятелей, в городе навёрстывал упущенное в те дни, когда он ходил с берестяным кузовком по болоту, собирая клюкву.
Меня же терзают грани
Меж городом и селом...
Что-то у Рубцова «не клеилось», не получалось. Ходил хмурый. Гармонь забросил. Пил.
Длинный коридор скупо освещён жёлтыми лампочками. В конце его — большой тёмный квадрат окна, в него сверху заглядывает иронический месяц. Откуда-то возвращаюсь и встречаю на шестом этаже Рубцова.
— Здравствуй, Миша.
— Здравствуй, Коля.
— Дай закурить.
— У меня нет, Коля.
— Ну все равно, погоди. Хочешь, я тебе новое стихотворение прочту?
Он щурит по привычке глаза и, широко разводя руками, с улыбочкой на мятом лице читает:
Среди такого окруженья
Живётся легче во хмелю.
И, как предмет воображенья,
Я очень призраки люблю.
Студент Р., прозванный за мужественную осанку и зычный голос «полковником», однажды разыграл Рубцова. Тот читал стихи в какой-то компании. Только он кончил, «полковник» ему и говорит:
— Так-так, гражданин Рубцов. По-вашему, выходит, колхозы наши живут плохо, народ нищенствует. Что же это получается, а?!
И грозно смотрит на Рубцова. Вдруг тот побледнел, но, пытаясь отшутиться, отвечает:
— Да что ты, Толя, нельзя же так буквально. Ведь стихи...
Но Р. вошёл в роль. Суровая непроницаемая маска на лице. Стукнул тяжёлым боксерским кулаком по столу:
— Молчать!.. Я давно слежу за вашим, так сказать, творчеством. Должен признаться: сочинения ваши наводят на серьёзные размышления...
Рубцов не выдержал, пулей выскочил за дверь. Благо был в шапке и пальто, — на улицу. Поймал такси, и — на вокзал. С первым же поездом уехал в Питер.
Р. стыдили. Он оправдывался: «Я же в шутку. Другие поняли. Не знал я, что он слабонервный».
«Звезда полей» — лучшая книга Николая Рубцова. Я прочитал её в Волгограде с неослабевающим вниманием.
Через несколько месяцев по приезде в Москву я остановился в «родном доме» на улице Добролюбова. Утром с полотенцем выхожу в умывальную комнату и застаю такую картину: перед зеркалом Рубцов огрызком гребешка старательно зачёсывает набок реденькую прядку.
Поздоровались. Он сразу:
— Ты видел мою книгу?
— Я купил её в Волгограде.
— Читал уже?
— Да.
— Ну и как тебе? — с вызовом, но и с живой нотой беспокойства.
— Очень хорошая, настоящая книга получилась. Поздравляю тебя.
— Нет, правда?
— Я правду говорю.
— Спасибо, Миша. Твоё мнение мне дорого...
Он ещё не совсем привык к похвалам, мои слова были ему приятны.
|
Ш. Алишева (Дагестан), В. Телегина и Н. Рубцов. Литинститут (Лита), 1968 г.
| |
...Он был в старых, растоптанных валенках, в распахнутом осеннем пальто и без шапки, каким я видел его в последний раз в общежитии. Значит, жив?!
— Коля! Ты?..
Он стоял молча передо мной и хитро улыбался.
Чувствуя волнение, я знал, что не надо говорить ему о его — теперь мнимой — смерти, о всех пустых разговорах, но не вытерпел:
— Вот это розыгрыш!
И в тот же миг Рубцов пропал.
Сон мой прервался.
Слышал новость?.. Ты хочешь сказать, Николай Рубцов... ах, замети меня, метель-метелица... Нет, здесь на две книги... Среди такого окруженья... Коля! Ты?..
Любая жизнь содержит в себе некую тайну. Пути человеческие неисповедимы.
Когда Лита потянется за гробом,
Ведь кто-то скажет:
«Он сгорел... в труде».
Михаил ШАПОВАЛОВ
(Печатается в сокращении)
Фото из архива В. Телегиной
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|