Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

О чём пророчествовал Достоевский?


КТО МЫ ТАКИЕ? Откуда пришли и куда идём? Почему мечемся, почему не найдём покоя? Чего хотим от себя и этого мира? В чём наша миссия, наша всемирная роль и наша идея? И есть ли она вообще, эта роль и эта идея? Многие русские писатели, философы и мыслители с давних времён искали ответы на эти и другие вопросы. Они предвосхитили многие события, произошедшие с нами, в том числе октябрьский переворот 1917 года, отступление русского народа от веры и последующее за этим Божье наказание. И сегодня, когда страна так мучительно ищет выхода из того тупика, в котором она оказалась, есть смысл обратиться к ним, русским гениям и пророкам, слышавшим Бога и знавшим Его высшую о нас правду

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881 гг.) считал, что миссия России — просветить все народы светом Христовым
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881 гг.) считал, что миссия России —
просветить все народы светом Христовым

Сила русского братства


Достоевский пророчествовал о всечеловеческой, объединяющей в братство «все души народов» способности русского народа. Он видел, что и русский народ духовно болен: не смертельно, но болен; «хотя главная, мощная сердцевина его души здорова, но всё-таки болезнь жестока... Как она называется? Жажда правды, но — неутоленная. Ищет народ правды и выхода к ней беспрерывно и всё не находит... Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нём присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения...»

Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нём, в отличие от духовно мёртвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями «царства мира сего» — деньгами, где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием людей — «живых мертвецов»), жив ещё идеал правды, добра и красоты. «В народе, — говорил Достоевский, — целое почти идеально хорошо (конечно, в нравственном смысле...), хотя, несомненно, довольно есть и зверских единиц... зато, повторяю, целое всего народа... и всё то, что хранит в себе народ как святыню, как всех связующее, так прекрасно, как ни у кого...»

Достоевский выдвинул идею спасения мира силой русского братства, которое есть не что иное, как, по его определению, «духовное единение... взамен матерьяльного единения». Эта идея всемирного «братского единения», по Достоевскому, — не есть исключительно русское достояние, но «великая дорога», путь к «золотому веку» для всех без исключения народов, для всего человечества.

В мире, преклонившемся перед «зверем» Апокалипсиса, в мире чистогана, муравейника, пользы (выгоды); в мире отчуждённости, разъединения, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» (по выражениям Достоевского); в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, — в этом расколотом мире, по словам Достоевского, «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено». Русскому человеку, говорил Достоевский, непременно нужно, чтобы всё человечество пошло за Христом, и именно эта сторона русской души — основа истинно христианской молитвы за весь мир. «Христос был от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек», — утверждал Достоевский.

Развивая мысли Достоевского, преподобный Иустин (Попович) говорил об историософской миссии славянства: «Только освящённое и просвещённое Христом славянство обретает своё непреходящее значение в мировой истории и через всеславянство ведёт к всечеловечеству».

«Миссия славянства — предложить человечеству «вместо безликого “глобального человечества” — многоликое, ибо Христоликое, всечеловеческое. Либо мёртво-однообразный глобализм, основанный на дехристианизированных, точнее, антиправославных, постмодернистских антропологемах, либо живое братское всечеловечество, основанное на бесконечном многообразии национальных культур. Всеславянский идеал — это попросту христианская проповедь, обращённая ко всем народам во все времена и эпохи. “Служить каждому человеку и всем людям ради Христа — радость над радостями для славянского всечеловека-труженика”, — говорит преподобный (Иустин. — Авт.). И поэтому так определенно резюмирует свои размышления философ-святой: “Проблематика славянского человека, в сущности, исчерпывается Православием”. Единство людей может быть реальным только во Христе, всё остальное — утопия; единение людей не может быть ни в какой идее, пусть даже самой гуманной и возвышенной. Единение в гуманистической идее привело к обратному — страшной дегуманизации. А если произойдёт единение в глобалистской идее — исчезнет человек вовсе» (В. Варава, «Преподобный Иустин (Попович)»).

Миссия России


«На Западе... царство антихриста, — считал Достоевский. — Не в промышленности, а в нравственном перерождении — сила». Призвание России — «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада» (духом отчуждённости) — со «всемирным пауком» (по выражению Достоевского), апокалиптическим зверем.

«Словом живой жизни», которое скажет — и говорит уже! — Россия всему миру, должно стать именно слово о всечеловеческом единстве и о всемирной ответственности. Иначе говоря, новое слово России — это её проповедь всемирного покаяния (вспомним пророчество преподобного Серафима Саровского). В просвещении всего мира проповедью всемирного покаяния и заключается миссия России в предконечные времена.

Сегодня с новой силой должен прозвучать в России знаменитый призыв великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». Эта идея наилучшим образом воплощена в иконе преподобного Андрея Рублёва «Живоначальная Троица», которая отобразила неизреченную взаимную любовь Трёх Божественных Лиц (Личностей) — Отца, Сына и Святого Духа, Их безконечное единение Друг с Другом. Эту икону справедливо считают самым лучшим наглядным изображением русской национальной идеи; и именно эта чудотворная икона в своё время фактически спасла истерзанную Русь, помогла собрать её воедино.

В одном из писем Достоевского есть такие слова, пламенные, как пророчество: «Христос же знал, что хлебом единым не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрёт, с ума сойдёт, убьёт себя или пустится в языческие фантазии. А так как Христос в Себе и в Слове Своём нёс идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в душу (человека. — Авт.) идеал Красоты...» Отсюда ясно, что для Достоевского идеал Красоты — Христос, Сын Божий. Вот этот идеал и вселён в душу человека, что и называется образом Божиим в человеке. За счёт этого человек и обрёл непостижимое вечное устремление вперёд, к Идеалу, к Истине, т. е. к той абсолютной любви, к тому личному общению и единению, какое есть у Лиц Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа (Ин. 14:11: «Я в Отце и Отец во Мне», — говорит Христос).

Только в таком раскрытии становятся понятными слова Достоевского — «Красота мир спасёт». Красота во Христе, а Христос — Спаситель. Если мы будем исходить из такого разумения Красоты, тогда нам станет понятным и высочайшее призвание русского народа. Вся русская национальная культура, основанная на Православии, подвигала мир к идеалу Красоты, к Истине. Это была становая идея русского народа, равно как и национальная идея — показать миру настоящего Христа как идеал Красоты, как Истину. Явить современному человечеству Христа, поставить перед человечеством идеал взаимной любви и единения Лиц Святой Троицы, указать (посредством созидания подлинного, духовного единения) путь, ведущий к этому идеалу — вот высочайшая миссия и одновременно национальная идея русского народа.

«Надо, — говорит Достоевский устами князя Мышкина в романе “Идиот”, — чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать перед ними... Откройте жаждущим и воспалённым Колумбовым спутникам берег “Нового Света”, откройте русскому человеку русский “Свет”», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумлённым миром...».

Для всего мира Россия должна стать центром духовного возрождения и просветить все народы светом Христовым. Тогда-то и прозвучит, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия (ср. Мф. 24:14: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец») — Благой Вести о духовном единстве — Царстве Божием, в которое призывает всех нас Господь. Наступит тогда на Святой Руси Пасха. Откроется в России проповедь всемирного покаяния, с которой выступит Церковь Христова, предлагая современному человеку истинную всемирность, в противоположность ложной всемирности — глобализации. И эта проповедь всемирного покаяния уже началась в России — с призыва к соборному, всенародному покаянию в грехах русского народа: в грехах вероотступничества, попущения цареубийства и предательства нашей Православной Державы.

Со всего мира устремятся к России те, кто не желает во мраке антихристовой глобализации, в тёмном царстве апокалиптического зверя терять свой человеческий облик, кто осознаёт себя личностью, созданной по образу Божию.

Исполнится тогда предсказание блаженной памяти старца Паисия Афонского (†1994) о теснейшем духовном единении христиан в последние времена перед кончиной мира: «...Через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдёт отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой, и тогда осуществится на деле “едино стадо и един Пастырь” (Ин. 10:16)... Видим, что это отчасти уже осуществляется: христиане... уже начали чувствовать, что они находятся в нездоровом климате, и стараются избежать болезненных ситуаций и при¬текают тысячами в монастыри и церкви. Скоро увидите, что в городе существуют две части людей: те, кто будут жить блудной и далеёкой от Христа жизнью, и остальные, которые будут притекать на бдения и в места поклонения. Среднего состояния, как теперь, не может более существовать».

Тогда же исполнится и известное пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что славянские народы в предконечные времена объединятся, сольются в единый народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные. О новом союзе братских славянских народов предсказывал и старец Серафим Ракитянский (Тяпочкин; †1982).

Будущее зависит от нас


На грядущее возрождение России есть указания в Апокалипсисе. Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, был убеждён в том, что Апокалипсис говорит о необыкновенной славе России в предконечные времена. 6 октября 1861 года он написал следующее: «...предопределений Промысла Божия о России не изменит никто. Св. Отцы Православной Церкви в толковании на Апокалипсис (гл. 20) предсказывают России необыкновенное (государственное) развитие и могущество» (Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Черемецкому. Письмо 11).

В 20-й главе Апокалипсиса упоминается «стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20:8), который обороняется от сатанинских полчищ до самого конца времён и возносится Господом на Небо. Этот «стан святых» — несомненно, Церковь, вернее её малая часть, которая от неё останется к тому времени. Следовательно, упоминаемый наряду с нею «город возлюбленный» — это не Церковь. Но и явно не географический Иерусалим, поскольку именно там, в восстановленном третьем храме, воссядет антихрист. В этом «городе возлюбленном» можно видеть некое последнее государственное образование, сопротивляющееся антихристу и завершающее удерживающую миссию Третьего Рима.

Иеромонах Серафим (Роуз) в лекции «Будущее России и конец мира» говорил о том, что в Апокалипсисе есть указания на возрождение России в предконечные времена: «В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова, подробно описываются события перед концом мира: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8:1). Некоторые объясняют это место Св. Писания как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно — краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнётся с России — и это есть то «последнее и окончательное слово», которое, согласно Достоевскому, Россия принесёт миру»...

«Всё будущее зависит от нас, — подчёркивал о. Серафим (Роуз), — если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может изъять Свои обещания. Архиепископ Иоанн (святитель Иоанн Шанхайский. — Авт.) закончил свой доклад на Соборе (имеется в виду Архиерейский Собор Зарубежья 1938 года — Авт.) пророчеством и надеждой, что там наступит истинная Пасха, которая просияет целому миру перед концом всего существующего и перед началом всемирного Царства Божия: “Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу её страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстани, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдёт с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки!”»

Священник Андрей ГОРБУНОВ
(В сокращении)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх