|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
От начала мира людей мучает одна проблема
ОТ НАЧАЛА МИРА людей мучит одна проблема. Это проблема отношений «Я» и «Мы» и ценности того и другого. Почти все проблемы человечества сводятся к этой теме.
В начале Господь сотворил одного человека, одну личность в тварном мире. И ценность той единственной личности Творец определил словами: «Да будет господин всего», поставив человека над всем сотворённым миром. Другими словами, пусть всё будет под человеком, а человек — под Богом. Этим с самого начала было определено отношение человека к Богу. От этого отношения зависели все остальные отношения человека, такие, как отношение к самому себе, к природе, к Ангелам. Как отражение Личности Триединого Божества, человек имел право с достоинством называть себя «Я». Какое счастье!
И всё-таки Господь решил: нехорошо, что человек будет один, и сотворил ему жену из его ребра с тем, чтобы двое были одна плоть. Таким образом, рядом с именем «Я» появилось имя «Мы». Две личности, но одно тело. И одно, и двое — одновременно.
Здесь начало и личности, и общества. При сотворении человеческого рода Господь навсегда решил мучительную проблему отношений «Я» и «Мы» без конфликта. «Я» Господь признал за образ и подобие Божие, а «Мы» было велено быть одной плотью. Этим было ясно подчёркнуто значение личности и значение общества.
Но как только грех нарушил отношения между человеком и Богом, сразу же нарушились и отношения людей между собой.
Да, нарушились отношения между братьями, и хотя их было тогда всего двое на всём земном шаре, одному из них стало тесно, и напал Каин на Авеля, брата своего, и убил его, чтобы освободиться от уз общества, чтобы лишь его личность действовала на свете, то есть быть без «Мы». И остался он без брата, но и без Бога и без истинной личности — скорее демон, нежели человек. Ибо истинную полноценную личность человека невозможно представить без Бога, своего Первообраза, и без связи с Богом.
Этот случай из первого столетия человеческой истории страшным эхом отозвался в восемнадцатом столетии в двух противоположных теориях, у Ницше и Маркса. Обе эти теории появились в Германии на немецком языке. Ницше стоял на позициях «Я» без «Мы», а Маркс на позициях «Мы» без «Я». Оба они были яростными безбожниками. В наше время корабль человечества пытается пройти между этими двумя острыми голыми скалами.
Своеволие личности и безволие личности — вот две крайности нашего времени. И та, и другая крайность марширует, стиснув знамёна. Против кого они выступают? Против человеколюбия и боголюбия, против любви. Обе эти крайности имеют одну общую отправную точку — отрицание Бога. Отвергая Бога, они тем самым отвергают и любовь, ибо исток любви в Боге. А отвергая и Бога, и любовь, они создают в душах страшный вакуум, пустоту, которая быстро заполняется адским дымом ненависти. Ненависть разлагает и индивидуума, и общество и весьма запутывает отношения между «Я» и «Мы».
Если бы ненависть могла правильно выстроить эти отношения, тогда было бы логично считать: чем больше ненависть, тем легче решение проблемы. Согласно этому, нужно было бы стараться увеличивать ненависть в мире. А это всё же противно и разуму, и сердцу, и опыту людей, и, думаю, и опыту животных.
* * *
Остаётся, следовательно, любовь. Даже под властью ненависти люди мечтают о любви. Ибо любовь и во тьме светит, и тьма не объяла её. И под тёмной властью ненависти любовь имеет множество сторонников. Победа любви есть и Божья победа. Ибо любовь — это не прилагательное к слову Бог, но имя Бога. Разве не сказано: Бог есть любовь? Поэтому любовь в вечности с победой венчана, а во времени она прежде всего победительница в стычке с ненавистью.
Ненависть в состоянии ставить вопросы и отражать проблемы, но никогда не решает их. Под ненавистью мы подразумеваем злорадство, зависть, мстительность, эгоизм и все остальные отравы душевные, которые, если бы превратились в микробов, заразили бы все воды в мире. Любовь уже решила проблему «Я» и «Мы». Бог-Любовь поднял единственно человека, хотя и грешного, до заоблачных высот неба, а душу человеческую превознёс выше ценностей всего материального мира.
Как пастырь добрый, Он оставил 99 овец и пошёл искать одну заблудшую овцу.
Как лекарь милостивый, Он лечил прокажённых, и слепых, и расслабленных, и увечных, очищал их и мыл, кормил и украшал, и ставил их в ряд найденных и спасённых. Отвергнутых и презираемых Он призывал к Себе и сажал среди первых за трапезой Своей.
Как царь могущественный, Он и мёртвых считал Своими гражданами, как и живых. Давно умерших и списанных со всех человеческих счетов Он заносил в Свою Книгу живых.
Как добрый садовник, Он каждое отдельное дерево окапывал, подрезал, поливал и выпрямлял.
Как добрый зодчий, Он каждый камень отдельно тесал и шлифовал до тех пор, пока под Его рукой Мастера этот самый нестоящий и всеми другими строителями отброшенный камень не получал правильного облика и светлой окраски.
Не обращая внимания ни на благодарность, ни на неблагодарность человеческую, Он заботливо спешил каждого обратить и поправить. Он страстно желал, чтобы никто из людей не пропал в хаосе безличности.
Так Бог-Любовь решил проблему «Я».
А общество?
Общество, которое Он создал, является скорее организмом, чем организацией. Какая организация на свете тождественна организму тела человеческого? Он сотворил общество, которое представляет единое тело: «Да будут двое едина плоть». Это семья Божья, составленная из малых богов с целью быть совершенными, как Отец Небесный.
Мы говорим о христианском обществе, об обществе Христовом, которое имеет истинную картину жизни и точную карту пути к своей цели. Это есть Церковь Божия, единственное рациональное общество на земле, которое постоянно говорит о рае, но и не ищет, и не обещает рая на земле.
Только в обществе-семье, а не в обществе компаньонов, в семье, где и умерших считают своими активными членами, ясно определены отношения между «Я» и «Мы». Все члены этого общества помогают друг другу только для того, чтобы их сообщество обрело большую силу и помогало бы каждому в отдельности и давало бы ему возможность возвысить свою личность до наивысших высот и красот, чтобы любой индивидуум был достойным членом бессмертной семьи Божьей в Небесном Царстве.
В этом новом, всегда новом, обществе не теряется и не уменьшается ценность личности, как в обычном обществе людей, но как раз увеличивается. Общество — Церковь даёт возможность каждому индивидууму развивать свои заповеданные добродетели, которые составляют ценность личности. Ибо где ещё человек может показать добродетели, если не в обществе? Где проявятся милосердие, терпение, жертвенность и, превыше всего, человеколюбие, если не в обществе своих ближних? И как ещё человек дошёл бы до познания самого себя в других и других в себе?
Свят. Николай Сербский
(Из книги «Земля недостижимая»)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|