|
|
К оглавлению
| К предыдущей
странице
| К следующей странице |
Владимир Дедянистов: «Без искры Божьей не пою!»
СПОСОБНА ЛИ МУЗЫКА ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ? Какими качествами должен обладать исполнитель истинно духовных произведений?
На эти и другие вопросы мы постарались получить ответы, побеседовав с экс-вокалистом ВИА «Поющие гитары», ведущим солистом театра «Рок-опера», композитором, автором-исполнителем Владимиром Дяденистовым и его коллегой – певицей Ксенией Зуден.
«Остановись, иначе сгоришь!»
— Владимир, в своём творчестве вы часто обращаетесь к теме духовности, христианства. Почему?
Владимир:
— Это пришло ко мне с годами. Я, как и большинство людей моего поколения, вырос в советской семье, отец был партийным работником, мама — из простых рабочих. Единственным верующим человеком у нас была бабушка, но об этом, естественно, никто старался не говорить. Я, как и многие советские дети, верил в светлое будущее, а о Боге никогда не задумывался. Помню, когда уже служил во флоте, пришёл в Никольский собор, ко мне подошла пожилая женщина и сказала: «Давайте я вас окрещу?», а я ответил: «Да вы что, я комсомолец!» Понятно, что в то время многие из нас ходили в церкви как на экскурсии по историческим местам и не понимали их истинного предназначения. Не понимали не потому, что не хотели, а потому, что об этом никто не рассказывал.
— Когда же именно к вам пришла вера?
— Одно время я активно занимался психической саморегуляцией, позволявшей, как мне казалось, лучше познать себя и возможности своего организма, параллельно изучал основы ушу, дыхательной гимнастики, йоги, — словом, больше занимался телом. Наверное, всё это нужно было пройти с тем, чтобы впоследствии прийти к мыслям о душе. Кстати, все эти увлечения я разделял с коллегой по ВИА «Поющие гитары» Валерием Ступаченко, который позже познакомил меня с моим будущим духовным наставником — протоиереем Василием Лесняком. Я окрестился и, прочитав Евангелие, понял, что оно не могло быть написано человеком — слишком много там моментов, идущих вразрез с человеческой природой («возлюби врага своего» и т. д.). Но на любые вопросы истинно верующего человека Бог всегда ответит, если вопросы эти заданы искренне. Когда я осознал, что могу общаться с Господом, и началось мое духовное творчество. Не сразу, конечно, ведь без труда результатов не добиться. Хотя я, наверное, всегда обладал каким-то внутренним стремлением к светлой стороне, и даже героев всегда играл положительных на сцене. Были, правда, небольшие исключения...
— И они оказались успешными?
— Мне показалось, что да, хотя и дались мне большим трудом. Однако об этом лучше судить зрителю и слушателю.
— А что это были за роли?
— К примеру, мне довелось играть Степана Разина, который, безусловно, является весьма противоречивым, в том числе и в духовном смысле, историческим персонажем: бунтарство, сложные отношения с родными и государством — всё это не могло не наложить отпечаток на характер данного героя. Поэтому мне пришлось играть очень глубокую и сложную роль и попытаться передать зрителю не только негативные, но и положительные черты Разина. Помню, мой духовный наставник, присутствовавший на премьере, сказал: «Володя, остановись, иначе сгоришь», — настолько серьёзно я погрузился в роль и переживал её на сцене. Я вижу свою задачу как актёра в том, чтобы не только показать все стороны жизни того или иного персонажа, но и в итоге подвести к чему-то хорошему и доброму, поэтому и Степан Разин, этот заблудившийся во тьме бунтарь, в финале у меня стремится к свету, даже когда его четвертуют.
Бог приходит в Своё время
|
С ПЕВИЦЕЙ Ксенией Зуден
| |
— Существует расхожее выражение о том, что зло разумнее добра. Может быть, поэтому голос последнего так нелегко услышать в современном мире?
— Я категорически не согласен с этим выражением. Просто, может быть, нужно подумать дважды, прежде чем приходить к такому выводу? Зло, конечно, разумно, поскольку ему очень много лет, но оно существует, прежде всего, в человеческих сердцах, и с этим можно и нужно бороться.
Ксения:
— Существует очень много острых тем, в которых зло выступает как более разумный выход из ситуации. Взять, к примеру, очень острую тему абортов: очень тяжело бывает переубедить будущую маму родить, к примеру, больного малыша, — как раз в таких случаях «разумность» зла часто побеждает. И я согласна с Владимиром в том, что просто надо подумать дважды, чтобы потом не жалеть о принятом решении всю жизнь.
Владимир:
— Ожидание ребёнка и материнство — это счастье, к которому, к большому сожалению, не готовы многие наши девушки и женщины, потому что их к этому не готовили. Кроме того, нужно помнить о том, что ни один человек не имеет права отнять жизнь у другого, это очень большой грех. Необходимо проговаривать тему материнства с будущими мамами уже в детстве.
— Считаете ли вы необходимым говорить с детьми о Церкви, о Православии, например, в школах?
— Конечно, обязательно. С девочками нужно говорить о материнстве, с мальчиками — о защите семьи и отечества. И всему этому прекрасно учит православная культура.
— Почему в таком случае многие, даже верующие люди, против введения в школьное расписание церковных предметов?
Ксения:
— Потому что истинно верующие люди поведут своего ребёнка в воскресную школу, где эти предметы преподают действительно знающие люди. В общеобразовательной же школе преподаватель ОБЖ вряд ли профессионально будет рассказывать об основах православной культуры. Кроме того, сегодня, в условиях многоконфессиональности, многие опасаются конфликтов между детьми, которые не слишком умеют управлять эмоциями и вести диалоги со сверстниками. И потом, к Богу ведь каждый человек приходит в своё время, и я не уверена, что введение подобных предметов в школьных учреждениях обязательно приведёт семилетних детей в храм.
Митрополит Иларион одобрил оперу
— Да, не всё православное общество единодушно в подобных вопросах. Как, кстати, и в вопросе о гениальном произведении Эндрю Ллойд-Уэббера «Иисус Христос Суперзвезда», заглавную роль в которой вы, Владимир, исполняете уже 25 лет. Почему эта рок-опера вызывает столько споров, и чем ваша версия этого произведения отличается от оригинала?
— Прежде всего, людей смущает слово «суперзвезда» в названии мюзикла. Если бы, к примеру, он назывался «История Иисуса Христа», я уверен, больше половины нынешних претензий к опере и её исполнителям не было бы. Кроме того, мы не устаём повторять, что наша версия серьёзно отличается от оригинала. Перевод Кружкова и Бородицкой, которым мы пользуемся, наиболее близок к Евангелию.
Ксения:
— Я могу привести одну строку в пример из арии Иисуса: в оригинале ария начинается словами «I only want to say» («Я лишь хочу сказать» (англ.)), у нас это звучит так: «О, Господи, скорбя, Я прошу Тебя». Кроме того, некоторые обороты напрямую цитируют Евангелие, например: «Душа моя скорбит смертельно». Я хотела бы сказать, что основные претензии к театру «Рок-опера» предъявляют те люди, которые не видели и не слышали именно эту версию произведения. И, наконец, самое главное, о чём мы говорим и пишем — в этой версии действия, в отличие от оригинала, есть сцена воскресения, — а это краеугольный камень христианской веры.
— Может быть, в таком случае имеет смысл каким-то образом указывать это на афишах и в анонсах?
— Всё это написано на сайте театра, в анонсах, но, как мы уже говорили, протестуют те, кто не утруждает себя вниканием в тему. Однако важно то, что многие священники поддерживают театр, и, побывав на представлениях, услышав эту прекрасную музыку, говорят о том, что она способна вернуть веру молодым людям. Кстати, я сама пришла к вере, посмотрев этот спектакль.
Владимир:
— Многие действительно осуждают нас, ни разу не побывав на спектакле. И, тем не менее, у меня есть официальное благословение Церкви на роль Христа от отца Василия Лесняка, а значит, это нужное и достойное дело. И каждый раз, исполняя свою роль, я в этом убеждаюсь, когда вижу и слышу реакцию зрителей — они плачут, когда видят муки Иисуса, искренне радуются Его воскресению. Многие приходят на наш спектакль уже с определённым предубеждением, — одним из таких зрителей был, например, Давид Голощёкин, который после просмотра действия изменил своё мнение.
Ксения:
— Официальную позицию Церкви по поводу рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» можно также уточнить у митрополита Илариона Алфеева, который сам является композитором, и, по его признанию, это произведение способствует приобщению людей к Церкви.
Любовь и добро — повсюду!
|
НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «Союз». В гостях у о. Анатолия Першина
| |
— Я могу с этим согласиться. Посмотрев арию Иисуса в исполнении Владимира, я увидел огромную разницу с западным оригиналом 70-х. Конечно, она была создана в то время, в том числе, с целью некоего эпатажа. В исполнении же Владимира чувствуется теплота и искренность взрослого человека, который знает то, о чём поет, и его светлая энергетика проникает в зрителя и, наверное, в его душу, — видимо, потому я не слышал и не читал ни одного негативного отзыва об этой версии, несомненно, великого музыкального произведения. Что ещё духовного есть в вашем репертуаре?
Владимир:
— Мы сотрудничаем с потрясающим православным композитором — Сергеем Гребенниковым, который создаёт действительно очень качественную духовную музыку, признанную православным миром. Также исполняем песни Светланы Копыловой.
Ксения:
— Регулярно выступаем на различных православных фестивалях, таких, как «Огидитрия» в Витебске, где Володя является почётным гостем. Надо сказать, что Владимир также сам пишет музыку. В прошлом году он выиграл целых три приза на конкурсе православной песни, который проводится в Александро-Невской Лавре, со своей песней «Ангел-хранитель».
Владимир:
— Эту музыку я написал в молодости, когда был очень влюблён, и вот теперь появилась возможность подарить её Богу, чему я очень рад. Любовь и добро повсюду, нужно только суметь услышать их голос.
— Но ведь мы живём в мире, где дети воспитываются на агрессивных мультфильмах, а отрицательные герои гораздо чаще вызывают восторг и восхищение у зрителей, нежели положительные. Добрым быть немодно?
— Мода проходит, а человеческие сердца остаются, и очень важно, что происходит в них. Конечно, нелегко воспитывать детей, когда на них обрушивается такое количество тёмной энергии, но важно не терять с ними связь, уметь разговаривать и учить доброте, которая, как и любовь, побеждает всё.
Вёл беседу Евгений РАЙ
Фотографии из архива Владимира Дяденистова
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|