Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, церкви и духовной жизни




Продолжение. Начало в №№ 12.2014 (194) — 1-2 (195-196), 2015 гг.

МИФ № 21. ПРАВОСЛАВИЕ — РЕЛИГИЯ РУССКОГО НАРОДА. НИКОЛАЙ УГОДНИК — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ РУССКИХ СВЯТЫХ.

Когда мы употребляем термин «восточные религии», то зачастую забываем, что к ним можно условно отнести и христианство (по месту воплощения и земной жизни его основателя — Богочеловека Иисуса Христа). Однако, христианство — транснациональная и транстерриториальная религия. В Россию благая весть о Спасителе была привнесена из Византии более через IX веков после Вознесения Христова. Фактически Православие и способствовало образованию Руси как самостоятельного единого государства, но пытаться монополизировать спасение рамками одной нации — грубейшее искажение Божественного замысла. Разве Христос желает спасения только русским?

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, почитается всею Вселенскою Церковью. Родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос») в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). Он служил епископом в г. Мира (совр. Демре).

МИФ № 22. ХРИСТИАНСТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОБЛЮДЕНИИ ПОСТОВ, УЧАСТИИ В ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ, МОЛИТВЕ.

В данном тезисе смешаны цель и средства её достижения. Хорошие мужья дарят жёнам цветы, общаются с ними, вместе гуляют, ходят в кино, театр, участвуют в воспитании детей, помогают им в домашнем хозяйстве. Но это всё не цель, а внешнее выражение любви, глубокого внутреннего чувства. Мы же не можем сказать, что цель брака — взаимные подарки и взаимопомощь, педагогика, цель брака — реализация любви, общения, единения с любимым человеком.

Цель жизни христианина — любовь ко Христу, стремление уподобиться Ему, пребывать в Его благодати, общаться с Ним. Средствами достижения этого и являются богослужения, пост и молитва. Православие — это образ жизни. Не только учение, не только богослужения и молитвы, нравственные нормы и традиции Богопочитания, но вся жизнь целиком.

В заключение приведу слова прп. Серафима Саровского: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её».

МИФ № 23. ХРИСТИАНЕ — ЭТО ТЕ, КТО КРЕЩЁН.

Желающий управлять автомобилем проходит курс обучения, затем получает водительские права. Получив их, он может стать профессиональным автогонщиком, а может спрятать права и забыть о желании управлять автомашиной. Права дают возможность, но не делают водителем автоматически.

Крещение — это важнейший этап воцерковления, которому предшествуют вера и покаяние и последует церковная жизнь. Крещение является духовным рождением, актом приобщения к Церкви. Для того, чтобы достойно прожить жизнь, реализовать себя, недостаточно просто родиться. Святые отцы сравнивают крещение с семенем, которое может вырасти и дать плод, а может засохнуть и умереть.

Благодать Крещения — это дар, который должен быть свободно усвоен (принят). Крещены были и Ленин, и Сталин, и Гитлер, и Берия, 70% россиян крещены, кто же тогда ворует, пьёт, изменяет? Крещение — начало пути преображения, перерождения, обожения, оно не происходит механически, это не индульгенция и не магический ритуал. Без духовной жизни крещение тщетно.

Таинство Крещения — залог вечной жизни, в нём человек омывается от скверны первородного греха, и ему прощаются все предыдущие личные грехи, человеку даётся благодать для последующего духовного роста и Ангел-Хранитель, помогающий ему в духовной борьбе. Образно говоря, человек как бы выходит из тюрьмы на свободу. Однако зачастую люди стремятся обратно в темницу греха, отвергая дар вечной жизни. Во время Таинства новокрещённый (или восприемник младенца) отрицается от сатаны и всех дел его, если же человек не реализует это обещание своей жизнью, то это будет лишь пустая декларация.

МИФ № 24. ХРИСТИАНСТВО ЛИШАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДЫ, НО ЗАТО И ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ГАРАНТИРУЯ РАЙСКИЕ БЛАГА.

Человек создан Творцом по Своему образу и подобию. Образ — то, что изначально вложено в нас Творцом, Его черты. Бог — Личность, и мы — личности, Бог свободен — и мы обладаем свободой, Бог разумен — и мы обладаем разумом, Бог вечен — и дал нам бессмертную душу, и т. д. Подобие — возможность уподобиться Богу, обретать святость.

Одной из черт образа Божьего в человеке является свобода. Богу ничего не стоило создать людей в виде рабов, машин, марионеток, которые были бы лишены свободы выбора. Но Господь создал нас по любви и для любви, а любовь невозможна без свободы.

Духовную жизнь можно уподобить шествию по канату: даже в конце пути канатоходец не застрахован от падения, требуется непрестанное внимание и духовное трезвение.

Духовная жизнь человека строится при посредстве Божественной благодати и свободных человеческих усилий. От человека требуются желание и усилие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в соработничестве Бога и человека. Духовная жизнь созидается в Церкви, поскольку в ней (в её Таинствах и богослужениях) пребывает и обильно изливается сама Божественная благодать.

В качестве примера приведём эпизод из жития преподобного Макария Великого.

Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: «О, какой славы сподобился ты, Макарий!» Святой отвечал бесам: «Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал». Затем те из бесов, которые находились ещё выше по пути следовавшей души Макария, вопили: «Действительно избежал ты наших рук, Макарий!» Но он сказал: «Нет, но надобно и ещё избежать». И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали: «Избежал нас, избежал!» Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней».

МИФ № 25. ЦЕЛЬ ЦЕРКОВНЫХ ПОСТОВ — НЕЯДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПРОДУКТОВ.

Пищевые ограничения — это лишь гастрономическая составляющая поста. По словам прп. Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы».

МИФ № 26. ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ — БОРЬБА С ГРЕХАМИ.

В аскетическом плане духовная жизнь христианина подразумевает два взаимосопряжённых аспекта: борьбы с грехами и возрастание в добродетелях. Целью же христианской жизни является богоуподобление, богопознание и богообщение.

По словам игумена Петра (Мещеринова): «Христианство имеет определённую иерархию ценностей, и главное в нём — Сам Христос, Его божественная Личность. Он есть “Альфа и Омега, начало и конец” (Откр. 1:8); Он есть “Путь, Истина, Жизнь и Воскресение” (Ин. 14:6), (Ин. 11:25); для верующего Христос — это всё (прп. Марк Подвижник). Цель жизни христианина — соединиться со Христом, жить Им и с Ним, и в Нём обрести спасение и мир, счастье и бессмертие. Именно для этой — ни для какой иной цели Бог основал на земле Церковь, в которой через Таинства Духом Святым и происходит приобщение верующей души Христу Господу».

Целью церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17:21) и святости Христовой (Мф. 5:48), (1 Пет. 1:15-16).

МИФ № 27. ХРИСТИАНЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ ИКОНАМ.

Догмат иконопочитания гласит: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». То есть мы поклоняемся личности, изображённой на иконе, а не доске и краскам. Так же как, рассматривая фотографии близких людей, мы используем саму фотографию как средство, а не как объект поклонения.

Чудотворные иконы — иконы, через которые Господь, по ведомым Ему причинам, особо преподаёт благодать.

МИФ № 28. СВЯТЫЕ — ЭТО ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНО КАНОНИЗИРОВАННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ ЛЮДИ.

По словам протодиакона Андрея Кураева, «канонизация — это не пропуск в рай (Господь туда Сам зовет), а урок для нас». Кроме того, к канонизированным Церковью святым мы можем обращаться с просьбой о ходатайстве за нас перед Богом. Что, несомненно, не исключает возможность прямого молитвенного обращения ко Творцу.

Всех Своих святых знает только Бог, а Церковь свидетельствует о блаженной участи лишь некоторых из них.

МИФ № 29. РЕШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАСПРЕДЕЛЕНО ПО ОПРЕДЕЛЁННЫМ СВЯТЫМ.

Всем известно, что, например, о благополучном морском путешествии молятся святому Николаю Чудотворцу, о нахождении потерянной вещи — мученику Иоанну Воину, об успехах в учёбе — преподобному Сергию Радонежскому. Не нужно воспринимать это грубо-буквально, любому святому можно молиться в любых нуждах. Однако мы не можем исключить того, что Господь может даровать некоторым святым благодать помощи в особых случаях.

МИФ № 30. СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ДОСТИГШИХ СВЯТОСТИ, БЛИЖЕ ВСЕХ К БОГУ МУЖЧИНЫ.

Из всего сонма святых угодников Божиих только Пресвятую Богородицу мы именуем как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть несравненно высшую даже двух ближайших к Богу ангельских чинов.

МИФ № 31. БОГ И СВЯТЫЕ НУЖДАЮТСЯ В НАШИХ МОЛИТВАХ И СВЕЧАХ.

Одно из сущностных свойств Бога состоит в том, что Он Всеблажен, то есть пребывает в высшей степени блаженства. Бог ни в чём не нуждается. Он желает, например, нашей любви, но наша любовь не является для Творца необходимостью.

Можно обойтись и без догматики для опровержения этого широко распространённого заблуждения. Если Бог сотворил весь мир, то зачем Ему наши свечи, они и так все Его.

Свеча же — это жертва на храм и вещественный символ молитвы.

МИФ № 32. МОЛИТВА БЕЗ СВЕЧИ — НЕДОСТАТОЧНАЯ МОЛИТВА.

Свеча отражает наш молитвенный настрой, но не является обязательным атрибутом молитвы. Странно было бы видеть идущих по улице православных со свечами в руках (ведь порой молятся не только дома утром и вечером, но и творят Иисусову молитву в течение дня). Но ещё более странно видеть людей, которые расставляют свечи в храме и уходят, не помолившись... Неужели они искренне верят, что фитиль с воском будут молиться за них? Или это разновидность огнепоклонничества?

МИФ № 33. МОЛИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ПО-ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИ И КАНОНИЧЕСКИМИ МОЛИТВОСЛОВИЯМИ.

В настоящее время богослужебным языком нашей Поместной Церкви является церковнославянский. Это лишь традиция, но не каноническая норма. Послушайте, как звучит Священное Писание на современном русском языке во время богослужения. Предположим, что русские завтра смешаются с китайцами. Ну, значит, богослужебным языком наших правнуков будет китайский, Господь его не хуже русского понимает.

Кстати, святых Кирилла и Мефодия мы восхваляем в составленном в их честь акафисте следующими словами: «Радуйтеся, славити Бога всеми языки завещавшии; Радуйтеся, триязычную ересь добльственно обличившии» (икос 6), «Радуйтеся, службу Божию совершати комуждо своим еси языком завещавшии (икос 12).

МИФ № 34. ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ ОГРАНИЧИВАТЬ СЕБЯ ВО ВСЁМ РАДОСТНОМ.

Благочестивая радость угодна Богу. Апостол призывает нас: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Сол. 5:16-18). В Прологе читаем: «Два инока однажды впали в тяжкий грех. Но по времени раскаялись и сказали: “Ну, какую же пользу мы получили, оставивши ангельский образ и впадши в скверное житие? Не ждёт ли нас за сие мука вечная? Пойдём опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние”. Сказавши сие, пошли в монастырь, открыли свой грех духовному отцу, и он наложил на них епитимью. Он повелел им целый год пребыть в затворе и посылал им туда только хлеб и воду, обоим в равной мере. Прошёл год, окончился срок епитимьи, и старцам монастыря было открыто, что иноки прощены. Отворивши келии, где они были заключены, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, и вышел в унынии, а другой был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности, тем более что иноки, как мы сказали, получали пищу одинаковую и в равной мере. И вот они спросили сначала скорбящего брата: “Как ты пребывал в келии своей?” Инок отвечал: “Я помышлял о содеянном мною зле и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти”. Спросили радовавшегося инока: “Ты о чём размышлял в келии твоей?” Сей сказал: “Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и паки приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился”. Тогда старцы сказали: “Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил”».

Покаянию не чужда радость. Сегодня прочитал из воспоминаний об архиепископе Гаврииле (Воеводине) (1869-1937 гг.) — он «часто говорил о покаянии, но покаяние у него никогда не было уныло, оно всегда соединялось с радостью...» Также беседы митрополита Сурожского Антония названы «Радость покаяния».

Радость — внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь являются признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.

МИФ № 35. ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СООБЩЕСТВОМ СВЯТЫХ, БЕЗГРЕШНЫХ ЛЮДЕЙ.

В истории Церкви действительно были такие раскольнические учения. Во 2 и 3 веках это были монтанисты и новациане. В 4 веке — донатисты. Они настаивали на том, что Церковь является обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников.

Святые отцы сравнивают Церковь с лечебницей, одно из имён Спасителя — Врач.

Святитель Тихон Задонский: «Прочитай Евангелие: кому отказал в ми¬лости и человеколюбии Тот, Кто на то пришёл, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришёл всех призвать к Себе? “Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас” (Мф. 11:28). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он “пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию”» (Мф. 9:13).

МИФ № 36. ХРИСТИАНСТВО ОТРИЦАЕТ МИСТИКУ.

Христианство глубоко мистично, но чуждо магизма.

МИФ № 37. ЦЕРКОВЬ СОЗДАЛИ ЛЮДИ.

«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её (Мф. 16:18)» — это слова Христа.

«С видимой стороны Церковь предстаёт как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой — это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви (живых, усопших и Ангелов)» — иерей Олег Давыденков.

МИФ №38. ГЛАВА ЦЕРКВИ — ПАТРИАРХ.

Если честно, то даже католики считают своего первоиерарха — Римского Папу лишь наместником Христа.

В православии единственным Главой Церкви является Иисус Христос, что основано на Св. Писании: (Еф. 1:22-23), (Еф. 5:23), (Кол. 1:18). Церковь — Тело, Христос — Глава.

«Радуюсь в страданиях моих о вас... за Тело Его, еже есть Церковь», — пишет о себе Апостол Павел (Кол. 1:24). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями,.. для созидания Тела Христова,.. дабы мы ...истинною любовью всё возращали в Того, Который есть Глава, Христос, из Которого всё Тело... получает приращение для созидания самого себя в любви...» (Еф. 4).

Патриарх имеет первенство чести среди епископов, он именуется предстоятелем Церкви, это не сан, а титул. Более того, Патриархов сейчас в автокефальных Православных Церквах девять.

МИФ №39. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ПРАВИЛЬНОСТИ В ЦЕРКВИ — ДРЕВНОСТЬ.

Далеко не всё из истории Церкви является для нас образцом. Церковь — не труп, а живой организм, возглавляемый Богом Живым. «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20) — эти слова Христа являются для нас не завещанием, а подтверждением личного опыта реальности Бога в нашей жизни.

Когда приходится слышать фразы типа «а в III веке такого не было», то хочется ответить: «Так в ранней Церкви и канонических икон не бы¬ло, и Литургии свт. Иоанна Златоуста, Евхаристия совершалась во время ужина, и даже Крест не сразу стал символом христианства»...

МИФ №40. В ЦЕРКВИ ОСОБО НЕЧЕМУ УЧИТЬСЯ, ГЛАВНОЕ — ЗНАТЬ, К КАКОЙ ИКОНЕ ПО КАКИМ НУЖДАМ ОБРАЩАТЬСЯ.

Сугубое попрошайничество не является идеалом христианского поведения. Срок подготовки ко Крещению в Древней Церкви достигал 3 лет, во время литургического возгласа «оглашенные, изыдите» некрещённые не просто выходили из храма, а шли на занятия.

Если лениться поднять взгляд в небо, находясь в аэропорту, то самолёты будут представлять собой объёмные металлические конструкции, прикованные к земле. Если же взглянуть вверх, то можно с удивлением заметить, что эта махина легко парит над облаками. По этому поводу вспоминается недавний диалог на радио.

М. Королёва: «Ну, раз уж вы сами об этом заговорили, вот тут есть вопрос от слушателя: “Не кажется ли вам, что Русская Православная Церковь превратилась просто в фирму по оказанию определённого рода услуг? А то, что люди называют храмами, — в офисы этой фирмы?”»

А. Кураев: «Это зависит от желания людей. Для тех, кто желает в Церкви видеть ритуальную контору, Церковь таковой является».

М. Королёва: «Ну, вот вы входите и видите прайс-листы».

А. Кураев: «Ну, я говорю, это для тех, кто желает в Церкви видеть именно это. Если у человека нет вопросов к священнику, нет интереса к Библии, если нет желания серьёзного участия в церковной жизни... Хорошо, если ты привык общаться через кассовое окошко, давай в привычном для тебя режиме будем общаться».

Источник: «Азбука веры»
(Продолжение следует)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх