|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Страх и трепет нового мира
НАШ «НАСТОЯЩИЙ, НЕ КАЛЕНДАРНЫЙ» ХХI ВЕК ворвался к нам одиннадцатым сентября 2001 года (как, однако ускорилось время — прошлый, согласно Ахматовой, начался аж в 1914-м). Первым же своим явлением он вдребезги сокрушил старый мир, мир, каким мы его знали, мир не то чтобы добрый, но, по крайней мере, со знакомым, привычным злом, хоть сколько-нибудь предсказуемым, мир успешной гуманизированной техногенной цивилизации, только что торжественно въехавшей в своё третье тысячелетие...
Это был торжественный и славный выезд: уже сокрушена Империя зла, пугавшая третьей мировой войной всех людей доброй воли и трезвого рассудка; уже громогласно заявлено о конце (то есть венце) Истории, уже свободный человек торжественно водружал над всей её многотысячелетней пирамидой светлое знамя гуманизма, уже брезжила вдали заря нового золотого (для золотого миллиарда) века...
Но ещё не отзвучали фанфары миллениума... Как будто кто-то невидимый и всесильный ковырнул ноготком, и весь этот мысленный конгломерат, вся эта немыслимая махина цивилизации задрожала и рассыпалась, открывая провал бездны, заглянув в которую, человек вдруг увидел себя снова маленьким и дрожащим, брошенным на самом краю вселенной, объятым вырвавшимся вдруг из бездны хтоническим ужасом древних...
И у ужаса этого был всё тот же невидимый лик и всё то же древнее имя — TERROR...
Старый мир уходил так же стремительно, как сползало довольство и самоуверенность с лиц, ещё вчера привычно упакованных в свои костюмы, офисы и банковские счета... Воцарялся мир новый, с его новым, неведомым ещё страхом... И за первым его ощущением приходило другое: как будто всё это уже было когда-то, давным-давно...
Растерянная Америка, растерянный президент, носящийся (как дух над бездною) на правительственном самолёте над царящим внизу хаосом, растерянные дикторы новостей, рас-терянные лица в метро... Растерянный мир...
Но прошли первые несколько дней, рассеялся первый дым от дымящихся развалин, и грошовая медь новостей заглушила безмолвный ужас, и обычная суета растревоженного человеческого улья успокоила трепет... И зияющая бездна, наспех залатанная рекламными щитами, отходила всё дальше и дальше, и мир нёсся дальше, всё так же кружась по своим торным дорогам, и всё как будто возвращалось на круги своя...
Но всё же было ясно — мир этот, словно потерявший какую-то былую свою девственность, уже не будет таким, как раньше, будто что-то узрел он сквозь разорванную эту ткань и те зияющие пробоины в сознании — их уже никто не мог залатать...
Орел парит в зените небес,
Стрелец и Псы стремятся по кругу.
О вечное круговращенье созвездий,
О вечная смена времён года,
Весна и осень, рожденье и умиранье!
Бесконечный цикл от идеи к поступку,
Бесконечные поиски и открытия
Дают знанье движения, но не покоя;
Знанье речи, но не безмолвия;
Знанье слов и незнанье Слова.
Знанье приводит нас ближе к незнанью,
Незнанье приводит нас ближе к смерти,
Ближе к смерти, не ближе к Богу.
Где Жизнь, которую мы потеряли в жизни?
Где мудрость, которую мы потеряли в знанье?
Где знанье, которое мы потеряли в сведеньях?
Циклы небес за двадцать столетий
Удаляют от Бога и приближают к Праху.
Что-то было главным во всём этом кошмаре, что-то было действительно важным. Будто кто-то невидимый занёс и опустил свой серебряный серп над миром и отсёк часть его, его крайнюю плоть, и мир, очнувшись на мгновение, вскрикнул...
Тьма, тьма, тьма. Они все уходят во тьму,
В пустоты меж звёзд — пустое в пустое.
Полководцы, банкиры, знаменитые писатели,
Меценаты, политики и правители,
Сановники, председатели комитетов,
Промышленные магнаты и мелкие подрядчики — все уходят во тьму;
И темны Солнце и Луна, и «Готский альманах»,
И «Биржевая газета», и «Справочник директоров»,
И холоден дух, и действовать нет побуждений,
И с ними уходим мы все на тихие похороны,
Похороны без покойника — ибо некого нам хоронить...
Один знаменитый композитор-авангардист, склонный к масштабным действам, назвал происшедшее в Нью-Йорке — самым грандиозным в истории перформансом... Кто его осудит? Он лишь высказал то, что видел всякий, но боялся признаться себе... Как в своё время великий насмешник Ницше, посмевший сказать слова, которые всякому били в лицо из любой витрины, из ежедневной газеты, из каждого образа этого мира: «БОГ УМЕР...»
«Зачем нам ХХ век, если есть уже ХIХ век?» — вопрошал Поэт, век, который (как уверял он же) перепутал «Бог умер» с «Буги-вуги»... А зачем, скажите, нам век ХХI? Затем ли только, чтоб, наконец, расплатиться по всем его счетам? Не все ли тоталитарные национал-патриотические проекты века ХХ нашли своё глобальное воплощение в бессмертных идеях ваххабизма? И не все ли поиски его либерального гуманизма увенчались в Новом мировом порядке Американской мечты?..
...Что там за звуки с небес?
Тихий плач материнский.
Что там за орды несутся
По иссохшей безводной равнине,
Коей нет ни конца и ни краю?
Что за город там над горами
Рассыпается в лиловом небе?
Падают башни.
Иерусалим, Афины, Александрия,
Вена, Лондон.
Фантом...
Мир испугался, и испугался всерьёз. Удар был раcсчитан точно, по самой уязвимой, самой гордой, самой сладостной его точке — по его самолюбию. По «самому совершенному из обществ», самому гордому из городов, самой надменной из его башен. Пощёчина, полученная на глазах всего мира, страх и бессилие, позор, ответом на который могла быть только ярость и месть. Маятник зла качнулся и тут же понёсся обратно, накачанный энергией новой обиды, нового зла и новой ненависти...
Могло ли быть иначе? Когда-то, еще 200 лет назад, обратив свой проницательный взгляд на Америку, Пушкин написал: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму; богач, одевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами».
За прошедшие 200 лет с рабством негров стало получше, с образованностью и свободой — похуже, в остальном мало что изменилось в Америке.
Когда-то первые переселенцы со Старого Света шли на Запад, огнём и мечом проходя по девственной, дикарями населённой земле... Спустя четыре столетия их потомки шли обратно, всю техногенную мощь Света Нового обрушивая на первобытный мир Востока. «Конец истории» плевал огнём в своё Начало, неся ему Страх и Трепет...
Запылала древняя, как сам мир, земля... Запылали Афганистан и Ирак, запылал древний Вавилон с развалинами библейской Башни-Зиккурата, запылал Багдад, город мира, запылали Тигр и Евфрат... А невидимый Эдем, откуда брали они своё начало, был всё так же недостижим, как и в первый День изгнания...
...Возвращается мрак; но теперь я знаю,
Что каменный сон двадцати столетий
Был прерван качанием колыбели,
Что ныне зверь, дождавшийся своего часа,
Ползёт в Вифлеем к своему рождеству,
— писал Уильям Батлер Йейтс в своём знаменитом «Втором пришествии». Писал так, как свойственно поэтам, лишь то, что видел своим пророческим зрением...
Так что же было сказано нам в тот день 11 сентября 2001 года? В День Усекновения главы Иоанна Предтечи? Перед самым началом нового индикта, на самом рубеже новой эры, 3-го тысячелетия от Рождества Христова?
Свидетелями чего мы стали? Что увидели? Воплощённый сон Голливуда? Первый Перфоманс Миллениума? Дикую пляску Иродиады? (Удивительно, но недавние взрывы в Лондоне прозвучали тоже в день Иоанна Предтечи, день его рождества).
Так что же услышали мы 11 сентября 2001 года? Последний Глас вопиющего Пророка?
Угрожающий рык Великого Зверя? Грозный Трубный Зов Ангела?
Страх и трепет старой тщеславной души, всё ещё думающей скрыться от окликающего её Божьего гласа за последним кустиком мировой пустыни...
Владимир МОЖЕГОВ
http://radonezh.ru/monitoring/10533.html
(В статье цитируются стихи Т. С. Элиота и У. Б. Йейтса в пер. А. Сергеева и С. Степанова).
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|