Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Советы Афонского старца


(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)

Монашеская жизнь


Невидимая брань

1. Внимание — это постоянная тишина в сердце от каждого худого помысла; это когда мы непрерывно держим имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и только им дышим и непрестанно призываем Его на помощь.

2. Трезвение есть постоянное состояние ума, находящегося в преддверии сердца, когда он слышит и с осторожностью наблюдает, как приходят разбойники-помыслы, то есть что говорят и делают с помощью различных изображений бесы.

3. «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф. 7:21). Воля Отца такова, чтобы «вы все, кто возлюбили Бога, ненавидели зло». Итак, вместе с призыванием имени Его, возненавидим и худые помыслы и тогда на деле исполним мы волю Божию.

4. Пример совершенный для подражания, и образец для человеческого рода, и прародительского греха упразднение — Господь и Бог наш, восприявший плоть и как на картине предложивший нам Свою совершенную жизнь. Вместе со всем, что Господь сделал для нас, после того как вышел в пустыню, было и следующее: Он постом начал мысленную брань с диаволом, который пришёл так, как если бы пришёл к какому-нибудь простому человеку. И Своей победой Господь научил и нас, негодных, сражаться с духами злобы смирением, постом, молитвой и трезвением. И всё это при том, что не имел в этом никакой нужды, будучи Всемогущим Богом.

5. Один из видов трезвения — блюсти воображение, то есть следить за прилогами, потому что сатана не может произвести помыслы и предложить их уму, чтобы обольстить, без участия воображения.

6. От прилогов рождаются многие другие помыслы, а от них — греховные действия.

7. Другой вид трезвения — держать в сердце глубокое молчание и безмолвие для сокрушения помыслов и молиться.

8. Третий вид — непрестанно молиться со смирением Господу, дабы пришёл на помощь.

9. Четвёртый вид — постоянное памятование о смерти и вечном осуждении грешников.

10. Подвизающийся внутренним подвигом должен в любое время иметь смирение, крайнее внимание, сопротивление дурным помыслам и молитву.

11. Начало жизни практической, то есть преуспеяние в Боге, есть воздержание в зависимости от сил каждого.

При воздержании ум пребывает свободным от плена плоти и попечений. Он легко обращается к Богу и связывает каждый помысел послушанием Христу, потому что и Царство Небесное «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

12. Любой помысел входит в сердце чувственным образом. Если мы не обличаем его в сердце своём, тогда он распадается на непристойные образы и молитва оставляется. Без неё мы сами по себе ничего сделать не можем. Когда лукавые бесы в помыслах нападают на нас, тогда будем с силой настойчиво призывать Бога, чтобы отогнать их. Эту нашу обязанность подчеркивали и богоносные наши отцы, говоря: «Имя Иисуса да прилепится твоему дыханию, и тогда узнаешь пользу безмолвия», и «именем Иисуса прогоняй неприятеля».

13. Нужно приложить многие труды, чтобы сохранить то драгоценное, что имеем. Труды эти суть хранение ума, непрестанное призывание Иисуса Христа, совершенная непопечительность сердца, которой равно удерживается и помышление. В этом утомительном деле может поболеть немного сердце, но благодатное утешение не замедлит явиться.

14. Тогда помрачается ум человека и пребывает без плода, когда он принимает в сердце своём помышления о мире и обсуждает их, или тщетно занят чувственным своим телом и умом, или если сам предался суете. Тотчас человек теряет теплоту сердца, настроение подобающее, дерзновение пред Богом и знание Божественное. Потому, когда блюдем ум — просвещаемся, а когда нет — помрачаемся.

15. Если случится, что восстанут на тебя непристойные помыслы во множестве и ты отступишь и победишься ими, знай, что временно оставила тебя Божественная благодать. Потому и попущено тебе было падение справедливым приговором. Итак, подвизайся, чтобы никогда тебе не удаляться по собственной беспечности от Божественной благодати, даже ни на минуту. Если ты можешь многократно победить свой грех и перепрыгнуть стену страстных помыслов, не окажись неблагодарным перед Богом, давшим тебе этот дар. Потому и Апостол говорит: «Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

16. Радуйся более тогда, когда над тобой смеются, чем когда тебя хвалят, потому что, как говорит Писание, хвалящий тебя ничем не отличается от того, кто тебя проклинает.

17. Бесы проявляют свою ярость особенно во время праздников и Божественной Литургии, и, конечно же, когда кто хочет приступить ко Причастию. Они производят великое смущение, и даже чувственные члены наши, не колеблясь, раздражают. Неопытные от этой бесовской злобы подвигаются (то есть отступают — прим. ред.), потому что полагают, что это их самих вина, впадают в растерянность и разочаровываются. Мы же не будем считать это сатанинское коварство своей виной, но дерзновенно придём к Господу нашему, Который с нами обходится отеческой любовью, а бесов этих презирает.

18. Если кто-то, сражавшийся стойко, будет побеждён, пусть не унывает и не разочаровывается, но встав, вспомнит слова пророка Исайи, говоря: «Могущие покоряйтеся, лукавые демоны. Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь, яко с нами Бог» (cм. Ис. 8:9-10), Бог, Который восставляет сокрушённых, когда мы каемся о грехах, и Который вызывает плачь и печаль у наших врагов.

19. Всей своей крепостью ограждай себя, да не падёшь, ибо не подобает падать сильному подвижнику. А если случится тебе упасть, вскочив, встань снова на брань и, если даже бесчисленное количество раз падаешь, когда отступает благодать, столько же раз вставай, и делай так до самой смерти.

20. Подстерегает нас враг — диавол, как лев в своем логове, и скрывает, чтобы уловить нас, западни и сети нечистых и непристойных помыслов. Но и мы, если не дремлем, можем поставить ему больше страшных ловушек, западней и сетей. Потому что молитва, псалмы, бдение, смиренномудрие, служение и милость ближнему, благодарение, поучение в Божественных Писаниях становятся по благодати и с помощью Господа нашего западнёй, ловушкой, рвом, бичом, верёвкой и сетью для врага.

Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх