Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Мы увидим Алые паруса


ИЗ ДОСЬЕ:

АЛЕКСАНДР ГРИН (Александр Степанович Гриневский) родился в Вятке. Русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений. Последние годы жизни жил в Крыму. Наиболее известное произведение писателя — «повесть-феерия» «Алые Паруса».


«АЛЫЕ ПАРУСА» — любимая книга множества юных мечтателей. Но есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей — молодых и старых. От молодых — потому, что они, воспринимая книгу мечтательным сердцем, не ведают особого духовного ключа, указывающего на её иносказательное значение; а от старых — потому, что, читая сердцем умудрённым и усталым, они только лишь отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам далёкой юности. Но прошу вас, присмотритесь к этой книге внимательней. Она наполнена особыми символами, указывающими на тайны духовной жизни, а ключ к пониманию этой сказочной феерии можно найти на страницах Евангелия.

И СЕГОДНЯ миллионы российских девушек мечтают об «Алых парусах»
И СЕГОДНЯ миллионы российских девушек
мечтают об «Алых парусах»
Позвольте, скажете вы: откуда в «Алых парусах» духовные символы? Да и как-то мало это похоже на Грина — сознательно сесть и написать книгу, доступную во всей полноте лишь христианину. Отвечу вам: подобной цели Грин, возможно, перед собой и не ставил. Но я нисколько не пытаюсь вас мистифицировать. Ведь книга предназначена прежде всего читателям, живущим в России; а всё лучшее, что есть в великой русской литературе, изначально духовной по своей природе, говорит о Боге и о душе. И что касается книги «Алые паруса», то поверьте, о Боге и о душе она рассказывает не меньше, но даже больше, чем многие другие.

Нетрудно предвидеть возражения: «Вовсе нет! Эта книга о мечте, о счастье и о любви! А о Боге там нет ни слова!» Но наберитесь терпения и задумайтесь. Ведь если книга говорит о любви, то она говорит и о Боге, поскольку сказано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). И Александр Грин, будучи русским писателем, не мог не писать о главных духовных и нравственных добродетелях: Вере, Надежде и Любви, именами которых нарекла своих дочерей премудрая София.

* * *

Для начала взглянем на ту страницу, где Грин так трогательно описывает простую детскую веру маленькой Ассоль. Вставая утром, она говорит: «Здравствуй, Бог», а ложась спать: «До свиданья, Бог». Но это не единственная причина, из-за которой я берусь утверждать, что «Алые Паруса» — это книга о вере. Все символы, которые можно в ней обнаружить, восходят к евангельским притчам и житиям святых. Нетрудно верить в то, что доступно зрению и пониманию. Но высшую ценность имеет вера в недоступное и невидимое: в то, что сокрыто от недостойных; это — особое таинственное устремление к тому, что ещё не познано умом, но уже открыто сердцу. Только такая вера достойна самой чудесной награды. И именно так верит Ассоль. Что это, как не образ души, которая, предстоя вечности, непрестанно вглядывается в неё, ожидая пришествия в мир Иисуса Христа — грядущего жениха праведных?

* * *

Контрастом мечтательной и невинной душе героини служит грубость и приземлённость нравов жителей приморского поселка. Знаменательна беседа маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который говорит ей: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»

Какие печальные эти слова! Мы и сами, заметьте, начинаем подменять сказки анекдотами, а поэмы и песни — частушками. А песни, которые звучат сегодня с нашей эстрады, — либо воровские застольные, либо откровенная пошлость. Возможно, так с нами происходит потому, что мы отучились мечтать об идеальном и совершенном и настолько в своих чувствах огрубели и измельчали, что не хотим или не умеем себе в этом признаться.

Один из самых значительных символов книги, — это, конечно, море. Море в «Алых парусах» — это не только то великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, но ещё и беспредельность пространства и времени того сверхъестественного мира, в котором только и может зародиться и совершиться то, что кажется невозможным для приземлённого ума. Море — образ того беспредельного и вечного бытия, которое то бурно и грозно, то почти неслышно воздыхает и плещется у самого порога нашего восприятия, оставаясь недоступным пониманию. Поэтому сказочный мир, в котором живёт Ассоль, — это мир чудесного, доступный лишь утончённому восприятию тех, кто умеет мечтать о вещах необычных и не свойственных рациональному миру. И главное свойство такого мира — идеальное совершенство. Но не стоит осуждать героиню за её идеализм. Подумайте только: достойно ли мечтать о вещах несовершенных, о которых нередко мечтают многие из нас? И станет ли человек хотя бы немного совершеннее, если будет мечтать о чём-то относительно доступном?

А белый корабль и алые паруса — это символы, указывающие верующим читателям на Церковь и Христа, поскольку уже с первых столетий христианства Церковь в учении святоотеческом была связана с символом корабля. Церковь и доныне для каждого из нас — корабль спасения, преодолевающий жизненные бури и приводящий верных к тихой гавани Божественной любви — Иисусу Христу. А цвет парусов указывает на Христа ещё яснее, поскольку цвет алый, обозначающий царскую порфиру, — знак власти и царственного достоинства Капитана, ведущего корабль. И мы с вами из самой книги знаем, что капитан корабля, плывущий навстречу Ассоль, — он и есть ожидаемый благородный принц и жених. До сих можно услышать насмешку в адрес девушек, осторожных в выборе спутника жизни: «Что-то разборчива девица с женихами — не принца ли ждёт? Хе-хе...» Впрочем, так судят именно те, кто относят невинность к неполноценности. Но думается, что если бы у нас невинность и сегодня почиталась за добродетель, то и принцев среди женихов было бы куда больше.

Однако в этом символе мы подразумеваем иного Принца, царского Сына и Наследника, в руках Которого власть и могущество Его царственного Отца: «...да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). Вспомним святую великомученицу Екатерину, отказавшую знатным и богатым женихам ради Жениха Небесного, счастье с Которым, как она знала, поистине неразрушимо и совершенно. Из жития святой известно, что Сам Господь, явившись в видении, вручил ей в залог обручения Свой перстень, и девушка, проснувшись, обнаружила этот перстень на своей руке. А теперь обратите внимание: такое же тайное обручение происходит и с главной героиней книги — Ассоль, которая, проснувшись в лесу, находит на своей руке кольцо, и с этого момента не только мечтает, но уже и твёрдо верит в предстоящую встречу. И жених, как видим, не обманывает её ожидания!

Спаситель, беседуя с учениками о грядущем Своем пришествии, часто в притчах сравнивал Себя с женихом, души праведников — с невестами, а будущее блаженство — с брачным пиром. Таким образом и вся сказочная феерия об алых парусах предстает как бы художественным переосмыслением ряда евангельских притч, рассказанных Самим Иисусом Христом. Причём такое переложение вполне оправданно, поскольку образы героев книги наиболее приближены к нашему восприятию.

Если мы осознаем это, то станет более понятно и то, что, являясь перед людьми на белом корабле — образе торжествующей и царственной Церкви, — жених в «Алых парусах» простирает руки навстречу невесте именно так, как говорит о том ветхозаветный евангелист пророк Исайя, указывая на знамение Креста, обращённое к миру: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному...» (Ис. 65:2). И что же дальше? «Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?» — спрашивает жених, поднимая Ассоль на руки. Как мало это похоже на первую встречу юных влюбленных, и как явно повторяет вопрос Христа, обращённый к миру и красной нитью пронизывающий Евангелие: «Вот Я пришёл. Узнали ли Меня?»

* * *

Итак, о чем эта сказка, написанная человеком, узнавшим так много разочарований и так немного счастья в своей жизни? Главная её мысль необычайно проста: «Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!» Не об этом ли говорит нам и Священное Писание? Но спросите себя: каждый ли, прочитав Писание, обретает веру? Писание вот уже тысячи лет назад дано человечеству, но отчего-то далеко не каждый из людей возгорается любовью ко Христу и Небесному Царству и мечтает о нетленной жизни. Спросите любого человека: «Хочешь ли ты иметь всё то, что обещает Христос любящим Его: вечную жизнь в совершенной радости? Желаешь ли ты жить среди неувядающих цветов и беседовать с Ангелами?» Большинство ответит вам: «Хотелось бы», но посмотрит на вас с недоверием, выискивая подвох в поставленном вопросе, или же вы получите ответ вопросом на вопрос: «А ты-то кто такой, чтобы об этом спрашивать? Или ты можешь всё это дать?» И только маленькие дети — «...таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14) — на вопрос ответят прямо: «Да, хочу». Но разве не мы сами читаем им сказки, в которых есть счастливый конец: зло бывает побеждено, а добрые герои воссоединяются, чтобы жить долго и счастливо? И если, рассказывая добрые сказки, мы сами не верим в то, что говорим, то мы — лжецы! Итак, отчего бы и нам самим, подобно маленьким детям, не научиться верить в возможность совершенного счастья?

Мы с вами приходим, наконец, к вопросу о том, для чего все-таки нужны иносказательные книги. Нет, не для того, чтобы нас запутать, но для того, чтобы научить. Познание сокровенных тайн — трудный путь, и чтобы не изнемочь, наша душа нуждается в ярких и понятных образах. К ним всегда прибегали пророки, чтобы открыть перед нами будущее. А о том, что «Алые паруса» — пророческая книга, свидетельствует слишком многое, чтобы оказаться просто совпадением. Вот её символы: море — символ вечности, корабль — Церкви, жених — Спасителя, простирающего к нам руки с Креста, а описание цветущей розовой долины — символ вечного блаженства и общения с небесными Ангелами.

* * *

В те дни, когда изгоняли и убивали священников и сжигали Евангелие на уличных кострах, в советской России человек писал книги. Писал где попало — на камне, на ящике, на чужих столах в нетопленной квартире. И вот в душе Грина разверзлась такая пустота, что он едва не кричал от страха. Мы не знаем — думал ли он в этот момент о Боге, но знаем, что Бог помнил о нём и вложил в его измученное сердце пророческие слова, обращённые к тем, кто ещё верил, что мир — это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтём её пророчество: «...Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Тогда ты увидишь храброго красивого принца: он будет стоять и протягивать к тебе руки. “Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали”. Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

Священник Пафнутий Жуков

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх