|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Мы увидим Алые паруса
ИЗ ДОСЬЕ:
АЛЕКСАНДР ГРИН (Александр Степанович Гриневский) родился в Вятке. Русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений. Последние годы жизни жил в Крыму. Наиболее известное произведение писателя — «повесть-феерия» «Алые Паруса».
«АЛЫЕ ПАРУСА» — любимая книга множества юных мечтателей. Но есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей — молодых и старых. От молодых — потому, что они, воспринимая книгу мечтательным сердцем, не ведают особого духовного ключа, указывающего на её иносказательное значение; а от старых — потому, что, читая сердцем умудрённым и усталым, они только лишь отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам далёкой юности. Но прошу вас, присмотритесь к этой книге внимательней. Она наполнена особыми символами, указывающими на тайны духовной жизни, а ключ к пониманию этой сказочной феерии можно найти на страницах Евангелия.
|
И СЕГОДНЯ миллионы российских девушек мечтают об «Алых парусах»
| |
Позвольте, скажете вы: откуда в «Алых парусах» духовные символы? Да и как-то мало это похоже на Грина — сознательно сесть и написать книгу, доступную во всей полноте лишь христианину. Отвечу вам: подобной цели Грин, возможно, перед собой и не ставил. Но я нисколько не пытаюсь вас мистифицировать. Ведь книга предназначена прежде всего читателям, живущим в России; а всё лучшее, что есть в великой русской литературе, изначально духовной по своей природе, говорит о Боге и о душе. И что касается книги «Алые паруса», то поверьте, о Боге и о душе она рассказывает не меньше, но даже больше, чем многие другие.
Нетрудно предвидеть возражения: «Вовсе нет! Эта книга о мечте, о счастье и о любви! А о Боге там нет ни слова!» Но наберитесь терпения и задумайтесь. Ведь если книга говорит о любви, то она говорит и о Боге, поскольку сказано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). И Александр Грин, будучи русским писателем, не мог не писать о главных духовных и нравственных добродетелях: Вере, Надежде и Любви, именами которых нарекла своих дочерей премудрая София.
* * *
Для начала взглянем на ту страницу, где Грин так трогательно описывает простую детскую веру маленькой Ассоль. Вставая утром, она говорит: «Здравствуй, Бог», а ложась спать: «До свиданья, Бог». Но это не единственная причина, из-за которой я берусь утверждать, что «Алые Паруса» — это книга о вере. Все символы, которые можно в ней обнаружить, восходят к евангельским притчам и житиям святых. Нетрудно верить в то, что доступно зрению и пониманию. Но высшую ценность имеет вера в недоступное и невидимое: в то, что сокрыто от недостойных; это — особое таинственное устремление к тому, что ещё не познано умом, но уже открыто сердцу. Только такая вера достойна самой чудесной награды. И именно так верит Ассоль. Что это, как не образ души, которая, предстоя вечности, непрестанно вглядывается в неё, ожидая пришествия в мир Иисуса Христа — грядущего жениха праведных?
* * *
Контрастом мечтательной и невинной душе героини служит грубость и приземлённость нравов жителей приморского поселка. Знаменательна беседа маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который говорит ей: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»
Какие печальные эти слова! Мы и сами, заметьте, начинаем подменять сказки анекдотами, а поэмы и песни — частушками. А песни, которые звучат сегодня с нашей эстрады, — либо воровские застольные, либо откровенная пошлость. Возможно, так с нами происходит потому, что мы отучились мечтать об идеальном и совершенном и настолько в своих чувствах огрубели и измельчали, что не хотим или не умеем себе в этом признаться.
Один из самых значительных символов книги, — это, конечно, море. Море в «Алых парусах» — это не только то великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, но ещё и беспредельность пространства и времени того сверхъестественного мира, в котором только и может зародиться и совершиться то, что кажется невозможным для приземлённого ума. Море — образ того беспредельного и вечного бытия, которое то бурно и грозно, то почти неслышно воздыхает и плещется у самого порога нашего восприятия, оставаясь недоступным пониманию. Поэтому сказочный мир, в котором живёт Ассоль, — это мир чудесного, доступный лишь утончённому восприятию тех, кто умеет мечтать о вещах необычных и не свойственных рациональному миру. И главное свойство такого мира — идеальное совершенство. Но не стоит осуждать героиню за её идеализм. Подумайте только: достойно ли мечтать о вещах несовершенных, о которых нередко мечтают многие из нас? И станет ли человек хотя бы немного совершеннее, если будет мечтать о чём-то относительно доступном?
А белый корабль и алые паруса — это символы, указывающие верующим читателям на Церковь и Христа, поскольку уже с первых столетий христианства Церковь в учении святоотеческом была связана с символом корабля. Церковь и доныне для каждого из нас — корабль спасения, преодолевающий жизненные бури и приводящий верных к тихой гавани Божественной любви — Иисусу Христу. А цвет парусов указывает на Христа ещё яснее, поскольку цвет алый, обозначающий царскую порфиру, — знак власти и царственного достоинства Капитана, ведущего корабль. И мы с вами из самой книги знаем, что капитан корабля, плывущий навстречу Ассоль, — он и есть ожидаемый благородный принц и жених. До сих можно услышать насмешку в адрес девушек, осторожных в выборе спутника жизни: «Что-то разборчива девица с женихами — не принца ли ждёт? Хе-хе...» Впрочем, так судят именно те, кто относят невинность к неполноценности. Но думается, что если бы у нас невинность и сегодня почиталась за добродетель, то и принцев среди женихов было бы куда больше.
Однако в этом символе мы подразумеваем иного Принца, царского Сына и Наследника, в руках Которого власть и могущество Его царственного Отца: «...да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). Вспомним святую великомученицу Екатерину, отказавшую знатным и богатым женихам ради Жениха Небесного, счастье с Которым, как она знала, поистине неразрушимо и совершенно. Из жития святой известно, что Сам Господь, явившись в видении, вручил ей в залог обручения Свой перстень, и девушка, проснувшись, обнаружила этот перстень на своей руке. А теперь обратите внимание: такое же тайное обручение происходит и с главной героиней книги — Ассоль, которая, проснувшись в лесу, находит на своей руке кольцо, и с этого момента не только мечтает, но уже и твёрдо верит в предстоящую встречу. И жених, как видим, не обманывает её ожидания!
Спаситель, беседуя с учениками о грядущем Своем пришествии, часто в притчах сравнивал Себя с женихом, души праведников — с невестами, а будущее блаженство — с брачным пиром. Таким образом и вся сказочная феерия об алых парусах предстает как бы художественным переосмыслением ряда евангельских притч, рассказанных Самим Иисусом Христом. Причём такое переложение вполне оправданно, поскольку образы героев книги наиболее приближены к нашему восприятию.
Если мы осознаем это, то станет более понятно и то, что, являясь перед людьми на белом корабле — образе торжествующей и царственной Церкви, — жених в «Алых парусах» простирает руки навстречу невесте именно так, как говорит о том ветхозаветный евангелист пророк Исайя, указывая на знамение Креста, обращённое к миру: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному...» (Ис. 65:2). И что же дальше? «Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?» — спрашивает жених, поднимая Ассоль на руки. Как мало это похоже на первую встречу юных влюбленных, и как явно повторяет вопрос Христа, обращённый к миру и красной нитью пронизывающий Евангелие: «Вот Я пришёл. Узнали ли Меня?»
* * *
Итак, о чем эта сказка, написанная человеком, узнавшим так много разочарований и так немного счастья в своей жизни? Главная её мысль необычайно проста: «Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!» Не об этом ли говорит нам и Священное Писание? Но спросите себя: каждый ли, прочитав Писание, обретает веру? Писание вот уже тысячи лет назад дано человечеству, но отчего-то далеко не каждый из людей возгорается любовью ко Христу и Небесному Царству и мечтает о нетленной жизни. Спросите любого человека: «Хочешь ли ты иметь всё то, что обещает Христос любящим Его: вечную жизнь в совершенной радости? Желаешь ли ты жить среди неувядающих цветов и беседовать с Ангелами?» Большинство ответит вам: «Хотелось бы», но посмотрит на вас с недоверием, выискивая подвох в поставленном вопросе, или же вы получите ответ вопросом на вопрос: «А ты-то кто такой, чтобы об этом спрашивать? Или ты можешь всё это дать?» И только маленькие дети — «...таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14) — на вопрос ответят прямо: «Да, хочу». Но разве не мы сами читаем им сказки, в которых есть счастливый конец: зло бывает побеждено, а добрые герои воссоединяются, чтобы жить долго и счастливо? И если, рассказывая добрые сказки, мы сами не верим в то, что говорим, то мы — лжецы! Итак, отчего бы и нам самим, подобно маленьким детям, не научиться верить в возможность совершенного счастья?
Мы с вами приходим, наконец, к вопросу о том, для чего все-таки нужны иносказательные книги. Нет, не для того, чтобы нас запутать, но для того, чтобы научить. Познание сокровенных тайн — трудный путь, и чтобы не изнемочь, наша душа нуждается в ярких и понятных образах. К ним всегда прибегали пророки, чтобы открыть перед нами будущее. А о том, что «Алые паруса» — пророческая книга, свидетельствует слишком многое, чтобы оказаться просто совпадением. Вот её символы: море — символ вечности, корабль — Церкви, жених — Спасителя, простирающего к нам руки с Креста, а описание цветущей розовой долины — символ вечного блаженства и общения с небесными Ангелами.
* * *
В те дни, когда изгоняли и убивали священников и сжигали Евангелие на уличных кострах, в советской России человек писал книги. Писал где попало — на камне, на ящике, на чужих столах в нетопленной квартире. И вот в душе Грина разверзлась такая пустота, что он едва не кричал от страха. Мы не знаем — думал ли он в этот момент о Боге, но знаем, что Бог помнил о нём и вложил в его измученное сердце пророческие слова, обращённые к тем, кто ещё верил, что мир — это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтём её пророчество: «...Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Тогда ты увидишь храброго красивого принца: он будет стоять и протягивать к тебе руки. “Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали”. Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».
Священник Пафнутий Жуков
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|