Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Вечное солнце


ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВ — преподаватель православных дисциплин, член Союза российских писателей.

Среди множества его работ мы нашли сочинение, посвящённое Пасхе. Нас оно тронуло своей глубокой поэтичностью и философичностью. Наверное, автор отразил чувства многих верующих людей, ожидающих и празднующих славный праздник — Пасху Христову.

Христос Воскресе!



Солнце... Это вечное чудо нашего детства. Взрослые уходят на всю ночь в церковь, и мать на прощание с улыбкой произносит: «Не забудь, нынче в четыре утра будет солнышко играть...»

Да как же забудешь об этом... С замиранием сердца ложишься в постель и сразу падаешь на дно сна после стольких предпасхальных треволнений и ожиданий.

Вот оно, вот оно: кто-то нежно дотрагивается до твоего плеча, озаряет тяжёлые от сна ресницы на миг. В сердце своём не сомневаешься нисколько — это твой Ангел-Хранитель.

Вскакиваешь и слепо бежишь к окну — к этой переполненной чаше света.

Таинственный обычай — смотреть на солнце сквозь облачную пелену яичного белка. Вглядываешься тревожно и сладостно — вот оно, солнце! Медленно начинает двигаться, играть. Плясать, пританцовывать. Ходить фиолетовыми, розово-атласными, лиловыми кругами. Вот так солнце!

«Пасха!» — выдыхаешь радостно ты, и всё оживает вокруг. Это пляшет солнце твоего сердца, жаждущее Праздника праздников. Это душа твоя празднует свет... И так от Пасхи до самой Троицы.

И даже сквозь тяжесть повзросления всё равно ты обращён к Вечному Солнцу праздников. Пасха начинается с родственников одуванчиков — цветов мать-и-мачехи. Больше всего их на так называемых деревенских улицах, там, где стоят ещё избы. И это своеобразное чудо города: среди коробок домов вдруг живительные островки тишины и вечного детства.

«Коза, выходи, коза, выходи!» — кричат дети, надеясь, что белый козлёнок вот-вот выйдет из-за своей загородки. Но он только тыкается лобастой мордочкой в загородь и не выходит. Я иду мимо, и так радостно смотреть на этот живой Божий мир...

Мы живём в виртуальное время, когда все живое как бы вторично, и необходимо большое духовное напряжение, чтобы выбраться в лес, к ледоходу на реке, а ночью выйти хотя бы на балкон и поднять свой взгляд к мириадам сверкающих звёзд.

Как же мы можем говорить о Воскресении, если уже почти забыли об этом царском чертоге Вселенной, как называл мироздание святой Григорий Богослов? Но это единственное, что животворит душу. Поистине через свет природы мы видим золотое сияние Воскресения.

Уже в начале Великого Поста изменяется нечто. Появляются солнечные зайчики в окнах. Сам Пост читаешь, как таинственную стеклянную книгу. С тобой происходит постепенное преображение, ты сам становишься прозрачным. Свет падает на забытые до этого книги. Начинаешь вдруг смахивать с них огневидную пыль. Тихо открываешь. Предвкушение Пасхи и здесь. И даже во всегда открытом томике любимой Ахматовой натыкаешься на такую обнажённую тему Воскресения: смерти нет. Это всем известно...

О бессмертии и стихотворение, посвящённое памяти Бориса Пастернака:

Словно дочка слепого Эдипа, Муза к смерти провидца вела, А одна сумасшедшая липа В этом траурном мае цвела. Прямо против окна, где когда-то Он поведал мне, что перед ним Вьётся путь золотой и крылатый, Где он Вышнею волей храним.

Письма Воскресения начинаешь обнаруживать в каждой строчке, в первых появившихся почках, но что удивительнее всего — вера в бессмертие сияет даже в стихах такого трагического поэта, как Владислав Ходасевич. Вчитайтесь — какая дивная Пасха с поэтами, птицами и зверями в стихотворении под полушутливым-полусерьёзным названием «Памяти Кота Мурра».

В забавах был так мудр и в мудрости забавен — Друг утешительный и вдохновитель мой! Теперь он в тех садах, за огненной рекой, Где с воробьем Катулл и с ласточкой Державин. О, хороши сады за огненной рекой, Где черни подлой нет, где благодатной лени Вкушают вечности заслуженный покой Поэтов и зверей возлюбленные тени! Когда ж и я туда? Ускорить не хочу Мой срок, положенный земному лихолетью, Но к тем, кто выловлен таинственною сетью, Всё чаще я мечтой приверженной лечу.

Вот чудо Поэзии! О самой реальности Воскресения говорят нам авторитетные отцы Церкви... Они-то знали, что придёт время, когда человечество, словно гадкий утенок из сказки Андерсена, превратится в прекрасного лебедя.

Они явственно видели очертания белоснежного Храма нового Творения, новой жизни.

Вот как понимает грядущее Воскресение святой отец IV века Григорий Нисский: «Воскресением Христа Смерть побеждена, но не прекращена, ибо все умирают и будут умирать, пока не завершится круг чувственного времени...»

Дальше святой отец проникновенно пишет о том, что тело наше не исчезает окончательно после смерти и благодаря душе, которая оставляет на теле, как на воске, особую печать, Бог восстанавливает каждого человека. Эта печать — неповторимое, идеальное лицо человека.

По печати души, по особому облику — пишет св. Григорий — в Воскресение душа «узнает своё тело, как отличную от других одежду».

Воскресение есть чудо Божественного всемогущества, но чудо, согласное с основными законами естества и природы — новое проявление всеобщего таинства жизни. По существу, это произрастание тела из праха.

Бог-художник (так изящно выражается византийский богослов) сохраняет не только индивидуальное торжество личности, но и непрерывность вещества. Цитирую: «Телесное покрывало, разрушенное смертью, — снова будет соткано из того же вещества... но не в грубом составе, а так, что его нить будет состоять из чего-то лёгкого и воздушного, почему он восстановится в лучшей и самой желанной красоте...»

Без сомнения, мы такую могучую веру потеряли, но тогда хотя бы прислушаемся к этим словам, словно сотворённым из золота. Ибо без ощущения чуда жизни нет и самой жизни...

Это хорошо понимаешь, стоя в православном храме, где светлые дни Пасхи празднуются до самой Троицы. В церкви всё горит, ликует изнутри, из открытого алтаря. На первой неделе — так называемой светлой — всё поется, даже часы, и сердце скачет от радости, как тот козлёнок, который всё-таки выбежал из-за загородки на зов детей...

Мы говорим «Христос Воскресе» до самого Вознесения.

И вот наступает праздник Пресвятой Троицы. Всё цветет на земле. Сам воздух благоухает и льнёт к разгорячённому лицу. В эти дни земля — именинница. В православный храм входит таинственный летний лес, по узорному полу ползут божьи коровки, яркие бабочки, прильнувшие к окнам, чутко, вместе с людьми, служат литургию. Это время, когда:

Птицы молятся, верные вере, Тихо светят речистые речки, Домовитые малые звери По-над норами встали, как свечки...

В этот день в храме, впервые после пасхального праздничного стояния, символизирующего радостную свободу человека, верующие встают на колени и после прочтения священником коленопреклонённых молитв просят о нисхождении на них Святого Духа.

И благодать Его действительно сходит. Веяние Святого Духа мы ощущаем в особом вдохновении этих дней, в глубине читающихся перед иконой Пресвятой Троицы молитв, а также в особой силе песнопений. Удивительно, что в эти дни цветения лета родился Александр Сергеевич Пушкин. Какая же это божественная рифма играющему солнцу!

Вячеслав Михайлов
Фото Ивана Лаврова


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх