|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Когда мы были на войне...
ВОЙНА ОСТАЛАСЬ В ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ не только взрывами снарядов, горем и не проходящей болью. Кого-то война разлучила, а кто-то нашёл своё счастье. Кого-то война научила молиться. И даже в самом горьком горе люди продолжали верить и любить. И чудеса случались на войне! 12 маленьких историй, приведённых здесь — воспоминания о том, что было и какими были люди в те года. Судите сами...
Любовь во время войны
В 1943 году моей бабушке было всего 14 лет. Моя прабабушка работала в госпитале и мою бабушку брала с собой, чтобы она помогала ей.
Им привозили раненых, часто уже не жильцов.
И вот однажды мою бабушку отправили к таким «не жильцам», проверить, кто ещё жив, и доложить о состоянии. И там она увидела его — раненого солдата 19 лет. Того, кто впоследствии стал моим дедом. Держался он из последних сил, моя бабушка особенно его опекала. Каково же было удивление всех, когда через месяц он даже ходить смог!
После войны они поженились, вместе уехали совсем в другой город и прожили долгую и счастливую семейную жизнь, даже увидели правнуков!
А ведь когда-то деда считали уже почти мёртвым, вот как его подняла на ноги 14-летняя девочка.
(Александра Карелина)
Знакомство в радиоэфире
Мои прабабушка и прадедушка познакомились при очень необычных обстоятельствах. В радиоэфире во время Великой Отечественной войны, общаясь с помощью азбуки Морзе. Они оба были радистами.
Впервые встретиться они смогли только спустя несколько месяцев общения короткими сигналами. А поженились они после вывода войск из Маньчжурии в 1945 году, в Биробиджане, хотя оба были из западной части СССР.
(Алексей Подковыров)
Знак
Моего дедушку, Пётра Тимофеевича, забрали на войну осенью 1941-го... Дома, в Энгельсе, его осталась ждать беременная жена с полуторагодовалой дочкой.
Дело было зимой. 15 января 1941 года их поселили в одном деревенском доме, под Москвой. Среди ночи новобранцев разбудили и выгнали из хаты на улицу, объяснив это тем, что в доме у женщины начались роды. Через некоторое время им разрешили войти. Женщина благополучно родила сына — Володю.
А спустя какое-то время деду пришло письмо, в котором говорилось, что в Энгельсе, 15 января, в ночь его жена родила ему сына... назвали Володей!
«Это мне знак дали!» — говорил дедуля. С бабушкой они прожили 49 лет: 5 детей, 9 внуков. Сам дедуля, пройдя войну, пережив тиф, дожил до 93 лет! Мы гордимся своими прародителями!
(Татьяна Прокофьева)
Блокадные молитвы
В блокадную зиму 1941 года мне пришлось быть на Смоленском кладбище. Много печального и много скорбей можно было видеть там. Проходя мимо часовни Ксении Блаженной, я обратил внимание, как время от времени к ней подходят закутанные до глаз люди. Стоят, молятся, целуют стены и засовывают в щели записочки. Вьюжным ветром записочки выдувало из щелей, и они катились по снегу.
Я подобрал три из них. На одной было написано: «Милая Ксеня, устрой так, чтобы я получила рабочую хлебную карточку на 250 граммов. Маня». На второй записке: «Дорогая Святая Ксенюшка, моли Бога, чтобы немец не разбомбил наш дом на Малой Посадской, 4. И чтобы мы не умерли голодной смертью. Таня, Вадик и бабушка». На третьей: «Дорогая Ксения, проси Бога, чтобы Он сохранил моего жениха, шелапутного матроса Аркашку, чтобы он не подорвался на своём тральщике на мине в Финском заливе. Желаю тебе счастья в раю. Крепко целую тебя, Ксенюшка. Валентина. 27 октября 1941 года».
(Валерий Лялин)
Душегрейка
«Дорогой солдат! Посылаю тебе свою душегрейку. За меня не переживай! Бей врага!» Письмо, оставленное незнакомкой в кармане телогрейки, было потеряно. Но в памяти осталось имя Кати и название деревни. Он нашел её... и больше никогда не отпускал.
(Герой истории — Лев Николаевич Лапшин)
Под покровом ночи
Пятигорск был оккупирован немцами. В школьном дворе школы № 11 был организован лагерь пленных, люди сидели на земле день и ночь, ждали отправки в Германию. Каждую ночь местные жители, и русские, и армяне, и северяне, и другие, в том числе моя бабушка, потихоньку ходили и, отрывая палки забора, выпускали несколько человек и прятали у себя. Выпускали понемногу, иначе было бы заметно, люди не роптали, ждали следующей ночи. Бабушка спрятала у себя под кроватью девушку-еврейку. Пришли наши, освободили город.
Девушка, её звали Нонна, спаслась. Потом, уже после войны, она долгое время приезжала в Пятигорск к бабушке. Когда не стало ни бабушки, ни Нонны, приезжали уже её дети и внуки к моим родителям. Вот такая история!
(Вера Лунёва)
Бочка пива
Медведев Сергей — прадедушка по маминой линии. Пропал без вести.
Когда началась война, он лежал в больнице. Ничего серьёзного, но чувствовал себя не очень хорошо. И вот сказали, что война, и всех забирали на фронт. Его прямо из больницы призвали. Он только успел домой забежать на 5 минут. Бабушка говорила, что помнит, как он зашёл в дом, позвал детей, подкинул их на руках вверх, попрощался с женой и ушёл. Прабабушка (его жена) в тот день сварила бочку пива. Для него. Сказала, что откроет, когда он вернётся.
Дедушка так и не вернулся. Пропал без вести.
А пиво открыли только через 15 лет. Прабабушка всё ждала его...
(Юлия Силенко)
«Лучше Саши я уж не найду...»
Моя бабушка так и не вышла замуж после гибели мужа в Отечественную войну. Хотя лет ей было не так уж и много, она говорила: «Лучше Саши я уж не найду, а другие мне не нужны!» Так и поднимала сама троих детей...
(Елена Травина)
Военное меню
Моя бабушка приготовила для нас, внуков, блюда которыми она кормила мою маму и тёток во время войны. Я на всю жизнь запомнила. Для своей дочери я такой же показательный обед сделала. Просто, наглядно и впечатляет.
Меню: драники из мороженой картошки, жареные на воде с каплей рыбьего жира. Чай с травами. Суп капустный на свиных шкурках. Всё это можно кушать, только если действительно голодный. Бабушка даже в сытые годы готовила очень экономно, умудряясь на минимуме продуктов накормить ватагу внуков, которых ей сплавляли на лето. Я ей горжусь. Она всю войну работала. Рассказывала, что вместо зарплаты им выдавали облигации, эти облигации даже гасили до конца восьмидесятых. Крутились, как могли. Это было в Сибири, а не в Ленинграде, но лиха тоже хлебнули.
(Ирина Кошелева)
«Мы ещё потанцуем»
Наша бабушка работала в госпитале, она очень мало об этом рассказывала. Но однажды по радио прозвучала песня о солдате без ног, который сказал: «Мы ещё потанцуем». Бабушка услышала эту песню и прослезилась. У них в войну были танцы, туда ходили и раненые, кто мог. И она однажды танцевала с солдатом вальс, а все присутствующие расступились и смотрели, а потом зааплодировали, видно, так хорошо они станцевали. А на следующий день этого солдата принесли на носилках, у него оторвало ноги, он не чувствовал ничего, был в шоке. И он ей улыбнулся! Его увезли далеко в тыл, и больше она его не видела. Вот какую историю мне бабушка рассказала.
(Диана Мажитова)
Прощание славянки
Пожалуй, самая главная история моей бабушки — про День Победы. Мой дедушка был капитаном дальнего плавания. В годы войны он служил на Балтийском флоте. Бабушка жила там же, недалеко от Таллинна. В тот день он уходил на особо опасное задание, вся команда знала, что не выживут. Попрощались так, как будто больше не увидятся. Бабушке интуиция подсказывала, что это его последний уход. И вот дедушка ушёл, серого цвета, с опущенной головой.
И вернулся! Часа через 2 или 3. Объявили Победу! Задание отменили. Вот эта история каждый год вспоминается в нашей семье, в День Победы. К сожалению, в 1964 деда не стало. Бабушка никогда не могла слушать «Прощание славянки» без слёз. А я до сих пор слушаю этот марш стоя.
(Наталья Окулова)
Вырастет — найдёт!
Последнее время часто сижу возле окна. Слишком часто... За окном старый проезд К. Маркса. Кажется, вчера меня домой провожал тот рыжий парень-солнышко, тогда мой жених, мы шли в 4 утра от его друзей после празднования старого Нового Года! Было весело и немного боязно — мороз. Пусто кругом, и мороз нипочём... Мы шли и кричали, вызывая эхо, дома-новостройки стояли по бокам и пялились на нас пустыми глазницами окон (новостройка как-то шла наоборот — наш дом был заселён, а эти только ожидали пополнения).
А сейчас это почти центр города, я смотрю в окно уже в возрасте старше возраста того времени моей мамы, и я уже бабушка чудесного доброго внука, сына дочки-солнышка! Всё больше заглядываю в прошлое, и одно угнетает — так уж жизнь устроена — а вот Максиму моему не могу ответить на все его вопросы... Что была Великая Отечественная, он немного представляет. А в 2013 г. побывал он на могиле-памятнике павшим — прапрадедушке Мичурину Александру, пропавшему без вести в бою за Родину. Говорит, вырастет — найдёт... Мама всю жизнь искала. Я пыталась, но тщетно... Прав внук, вырастет — найдёт!
(Людмила Билалова)
Я Ангелом летал...
Я Ангелом летал и видел дым сражений.
Никто не виноват, что все хотели жить.
Там дед мой погибал от множества ранений,
Его накрыл крылом, не дал врагам добить.
Я Ангелом летал, тащил его в траншею,
Позвал сестру, чтоб кровь остановить.
Я пули отклонял, они летели к цели,
Но всех спасти не мог, где все хотели жить.
Я Ангелом летал, чтоб смог отец родиться,
Тащил я деда из последних сил,
Врача привёл, заставил помолиться,
Чтоб Бог помог, и я слетал за Ним.
Я Ангелом летал и видел дым сражений,
И Ангелом бы оставался быть,
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь.
(Николай Дмитриев, 10 лет)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|