|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Советы Афонского старца
(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)
СТРАСТИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ
51. Братоненавидение есть смерть для души, а душа того, кто злословит, имеет в себе ненависть и ею движется.
52. Страстям предшествует себялюбие, а ему последует гордость.
53. От страсти себялюбия рождаются помыслы, влекущие к похоти.
54. Беспечность привела праотца к преступлению заповеди и, вместо отрады и вечной жизни в Раю, вызвала смерть.
55. Дело, приличное уму — не принимать никакой помысел, тайно злословящий ближнего.
56. Не сораспялся ещё Христу тот, в ком продолжаются естественные движения плоти, и не спогребся ещё тот, кто увлекается худыми воспоминаниями в душе. Как же он воскреснет со Христом для новой жизни?
57. Узда для гнева — молчание, которое хорошо в своё время, несмысленной похоти — умеренная пища, а жестокому и настойчивому помыслу — односложная молитва.
58. Не омрачай ум свой, соглашаясь с помыслами похотливыми и гневными, чтобы не утерять тебе действие молитвы и не охватил тебя дух беспечия. Тогда ум теряет дерзновение (близость) к Богу, если попускает пребывать в нём лукавым и нечистым помыслам.
59. Отчаяние происходит обычно от малодушия, когда душа, пленившись сластолюбием, теряет надежду.
60. Укрепляется душа трудами аскетическими, а когда всё делает в меру, прогоняет отчаяние и леность.
61. Когда Дух Святой находит ум, свободный от страстей, тогда научает всему, на что имеем упование.
62. Страстное состояние, в котором пребывает душа человека, истребляется постом и молитвой, сладострастие — бдением и молчанием, пристрастие — безмолвием и вниманием. Бесстрастие — конец и завершение всех благ — состоит в памятовании Бога.
63. Святым называется тот, кто чист от грехов и пороков, ибо очень многого достигла такая душа, да и Богу приятно, что нет в человеке таком никакой злобы.
64. Как ночь сменяет день, а зима — лето, так и тщеславие и сластолюбие сменяется скорбями и болезнями или в настоящем времени, или в будущем.
65. Если не хочешь, чтобы тебя постигло зло, не пожелай и ты его по отношению к другим. Что посеет человек, то и пожнёт, как говорит Писание. Когда по своей воле сеем дурное, а затем против воли пожинаем, должно нам изумляться Правосудию Божию.
66. Как не может летать связанная птица, так и ум влечётся к земле, будучи связан страстями.
67. Когда ум во время молитвы не беспокоится никаким помыслом об этом мире, он близок к свободе.
68. Чиста та душа, которая освободилась от страстей и постоянно радуется от любви Божественной.
69. Плоть восстаёт на нас несмысленно по причине невнимательности в молитве, в питании и в духовном распорядке. В нашем бедственном состоянии изменчивости и нестроений, в котором мы оказались после падения, обстоятельства постоянно влекут нас к дурным привычкам. Поэтому необходимо усилие, чтобы не поддаться нам насильному их пленению.
70. Если держишь зло на кого-то, помолись о нём и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти.
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|