|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Как погребают православных христиан
У БОГА ВСЕ ЖИВЫ. И символично, что на всех этапах обряда прощания с покойным есть упование на радость вечной жизни с Богом.
Они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на Божьих откровениях, известных еще от Его Апостолов.
Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей и на смерть — как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.
Омовение
Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.
После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения.
На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном.
Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири — оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу. До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды.
Отпевание
Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (включая день кончины). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому.
Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Служба отпевания состоит из многих песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но, несмотря на множество грехов, Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток — в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от Запада (заката) жизни к Востоку вечности.
В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится крест — символ нашего спасения.
Поминовение
Смерть разобщает живых и усопших, но разобщает только физически, а не духовно — духовная связь и общение никогда не прерываются. Любовь, соединяющая людей на земле, продолжается и за гробом. Все верующие составляют одно духовное тело — Церковь Христову, главой которой является Господь Иисус Христос, у Которого все живы. Если душа не потеряла божественной любви, то где бы она ни была — за гробом или еще в теле и на земле, — она не может не принимать живого, деятельного участия в состоянии близких ей душ, где бы они ни находились. Усопшие всегда пребывают с живыми своим духом, слышат их молитву и откликаются на нее, невидимо подавая помощь и поддержку, а живые сочувствуют усопшим. «Мы можем облегчить муку для почившего брата нашего, — поучал святитель Иоанн Златоуст, — если будем совершать за него частые молитвы и раздавать милостыню». Все древние учителя и отцы Церкви единодушно утверждают, что поминовение усопших — это постановление святых Апостолов, учеников Иисуса Христа.
В каждом храме имеется канун — небольшой столик, на котором стоит изображение Распятия. На канун за усопших ставят свечи и оставляют продукты для церковной трапезы, перед ним служатся панихиды и заупокойные литии. После кончины за усопшего следует заказать сорокоуст, то есть сорок литургий, на которых он будет помянут.
Особые дни
С глубокой древности в Церкви, согласно апостольскому преданию, существует обычай творить поминовение усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой день по их кончине (день кончины входит в счет дней помина).
Третий день
Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему:
«В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».
Девятый день
После поклонения Богу, на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя всемогущего Творца. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
Сороковой день
Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай Ветхозаветной Церкви оплакивать умерших сорок дней. Поэтому у нас и совершается поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Ради Вознесения Спасителя в сороковой день по Его Воскресении Церковь молится, чтобы и усопший, воскресший со Христом, вознесся и всегда был с Господом.
Поминки
Кроме этого, особенно совершается родственниками память по усопшему в дни его рождения, именин и смерти в знак того, что его душа жива и бессмертна. Как при жизни усопшего в дни его рождения и именин мы особенно молились о его здравии, так и по кончине должны молиться о прощении его грехов и вечном спасении. День смерти христианина есть день его рождения для новой, лучшей жизни.
В дни памяти усопших принято поминать их за трапезой. Этот обычай известен очень давно, он описан еще у пророка Иеремии, который говорит о преломлении хлеба в печали, «в утешение об умершем». Словами «преломлять для них хлеб» пророк свидетельствует, что для умерших полезно, когда их поминают ядением хлеба — а тем более с молитвами. Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд. Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.
Составлено по реферату Е. КОРЧАГИНОЙ, Е. ИЛЬИНОЙ и материалам, опубликованным Трифоно-Печенгским монастырем
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|