|
|
— Игорь Леонидович, вы жили в разные эпохи. Как вы оцениваете то, что происходит сегодня? На ваш взгляд, что мы потеряли и что приобрели? — Знаете, мы потеряли больше, чем обрели. Разделив великую державу на так называемые независимые государства, мы потеряли все. Хотя и до этого проблемы с экономикой были большие, но с расчленением нашей экономики в разных республиках ситуация усугубилась. Встали огромные заводы, на которых работало большое количество людей. — А в духовном смысле что мы потеряли? — А в духовном смысле потеряли еще больше. Мы потеряли все то, на чем воспитывалось наше поколение: чувство патриотизма, любви к Родине, к ее литературе, интересу к ее истории. И теперь молодежь на вопрос «Кто такой Гагарин?» отвечает: «А в какой хоккейной команде он играет?». Однажды ко мне пришел для интервью из солидного телевизионного канала молодой человек 23 лет, так он не знал, кто такой Чкалов! Поверите или нет, но это факт. Я был просто потрясен до глубины души: как такое может быть? Еще Дмитрий Сергеевич Лихачев предупреждал, что падение уровня культуры, исчезновение национального русского литературного языка ведет к гибели государства. Такие примеры в истории человечества есть. Вот я и боюсь, что сейчас наступает серьезный критический момент, когда мы находимся совсем недалеко от края пропасти, в которую можем упасть. — На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы этого не случилось? — Нужно все имеющиеся силы бросить на реформу нашего образования. И, конечно, обязательно ввести во всех школах основы православной культуры. Не забывайте, что все умы и мысли молодых людей, которые находятся в стадии формирования, заполняет Интернет. Это очень опасно. Если в него попадет слово, которое несет православная культура, тогда юноша заинтересуется не только верой, но и историей, и культурой, и литературой. Вот тогда можно будет говорить о том, что мы еще можем возродиться. — А роль Церкви какая в этом процессе? — Самая первая, самая главная роль. Роль церковного, роль Божьего слова трудно переоценить! И что еще важно: все эти науки, которые проходят в школе наши маленькие ученики — они нужны, необходимы, чтобы найти себя в жизни, чтобы выбрать профессию, но важно загрузить их мозги потрясающими примерами из русской и зарубежной классической литературы. Нужен положительный герой— Скажите, вас устраивает подбор новостей в нынешних телепрограммах? Не кажется ли вам, что наблюдается засилье отрицательных роликов? — Мне не кажется, я просто от этого прихожу в ужас! — Почему так происходит, как вы думаете? — Дело в том, что, на мой взгляд, происходит американизация нашего образа жизни. Главное в зарубежных средствах массовой информации — сенсация. Мы к этому не привыкли. Мы все-таки старались в свое время не скрывать какие-то негативные стороны нашей жизни, но сообщали о них не в начале выпуска. Это самое главное, ибо, ударив человека по голове такой страшной новостью, что, скажем, погибли пять человек, из них трое детей, остальное рассказывать просто нет смысла: в одно ухо влетит, в другое вылетит. Это веяние времени, к сожалению, затронуло все каналы, если вы заметили. Даже «Евроньюс» и «Си-Эн-Эн» в последнее время изменили верстку своих программ. Конечно, если в Америке происходит такое событие, как, скажем, ураган «Сэнди», который сносит все что угодно и уничтожает все живое, то, естественно, это новость номер один. Есть такая пословица: «У соседа умерла корова, мне-то какое дело, а все-таки приятно». У нас сейчас с Америкой отношения нормальные более или менее, и акцентировать на этом внимание, мне кажется, тем более смаковать эту тему, не стоит. — Игорь Леонидович, вам не кажется, что у нас сейчас нет положительного героя? Почему так? — Да не кажется, все так и есть. А почему, не знаю... Раньше, когда мы вели репортажи с Красной площади, к микрофону подходили представители рабочего класса, крестьянства. Были, конечно, и ученые, были представители всех слоев населения страны, из разных республик... Не все они говорили хорошо по-русски, говорили с акцентом, но от души, все было понятно, они очень ясно выражали свои мысли, свое отношение к тому, что происходит в стране. Сейчас в России рабочего класса, крестьянства как бы вообще не существует. У нас есть бизнесмены, бизнесмены и еще раз бизнесмены. — Еще чиновники... — И чиновники, но можно даже дефис поставить: чиновники-бизнесмены или бизнесмены-чиновники. Поэтому это очень сложный и очень опасный переход от одного режима к другому. Без веры невозможно жить!— Должна же быть какая-то идеология, как вы считаете? — А как же, без этого невозможно! Поэтому основы православной культуры — это единственный, как мне кажется, шанс, чтобы пробудить в молодых умах, наконец, то, чего не хватает тем, кому сейчас 15, 17 и 20 лет — понятие Родины, понятие Отчизны, понятие патриотизма, понятие веры. А если веры нет — жить невозможно. Конечно, перейти от одного режима к другому, повернуть на 180 градусов движение нашей жизни — процесс сложный, и все старания наших руководителей, того же Путина и Медведева и других, не могут привести сразу к очень положительным результатам. Это очень долгий и трудный путь. — Что вы могли бы пожелать нашим читателям? — Я хочу пожелать вашим читателям читать вашу газету. Она называется так же, как назывался очень хороший телевизионный фильм «Вечный зов». Так вот, этот вечный зов должен отвлекать от нашей действительности и погружать нас в тот мир, который хотелось бы вернуть всем нам, особенно пожилым людям, уходящему поколению. Без веры в будущее, без надежды, любви просто жизни не представляю. Я думаю, что ваша газета может в какой-то мере помочь читателям разобраться в том, что нужно делать, как нужно жить и как надо относиться к окружающему миру. Я хочу пожелать успехов редакции, потому что вы делаете очень большое и важное дело. Пусть ваша газета по тиражу не такая большая. Хочу пожелать, чтобы и тираж ее был больше, чтобы она заняла достойное место среди других газет, которыми сейчас, к сожалению, заваливают наших читателей некоторые достаточно богатые редакции. Вел беседу Сергей РОМАНОВ Фото Сергея Арзуманяна | К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|