|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
«И только псы приходят зализать нам раны...»
ОДНАЖДЫ, стоя в очереди со своей собакой, я ожидал приема к ветеринарному врачу. В какой-то момент в нос ударил отвратительный, тошнотворный запах, и из кабинета вышел весьма неухоженный человек, именуемый у нас «лицо без определенного места жительства». Оказалось, местные айболиты иногда помогают бродягам, обитающим в этом районе. Неприятный запах долго выветривался. И первое, что вспоминалось — притча о богаче и Лазаре. Как много толкований и комментариев этой грустной истории, но почему-то почти не упоминаются в них персонажи, о которых я и собирался вести речь в этой заметке — «…и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:21). Я этим строчкам тоже не придавал особого значения, пока однажды не натер большую мозоль, а наутро проснулся от чувства, что эту мозоль лижет теплый мокрый язык… Непередаваемое ощущение… Кажется, Спаситель прямо указал на тех, кто ни при каких жизненных обстоятельствах не оставит нас в одиночестве, однако церковные и околоцерковные традиции приводят к другим выводам. И все же, слава Богу, многие житейские вопросы оставлены нам для факультативного рассмотрения, в том числе вопрос об отношении к домашним животным.
«Не лучше ли собаку пристрелить?»
В последние годы прилагательное «православный» часто стали использовать в спекулятивных целях, по коммерческим или идейным соображениям, а нам остается гадать, в чем отличие православного врача от обычного, и действительно ли минералка из универсама происходит из святого источника. Священнослужители с иронией относятся к этим явлениям, обусловленным, конечно, финансовой составляющей. Поэтому не будет удивительным, если через какое-то время появится словосочетание «православное собаководство», с учетом того, что заведение и содержание среднеразмерной собаки в городских условиях требует немалых денежных затрат, и, соответственно, кто-то может стяжать с этого немалые доходы. В некоторых монастырях давно существуют собачьи питомники, которые себя не афишируют. Наоборот, есть, например, «питомник в Сергиевом Посаде»: первая мысль — он при церкви, а это совершенно не так. Однако на данный момент хотелось бы разобраться, можно ли в принципе с точки зрения наших церковных традиций поставить рядом два слова — «православный» и «собаковод»? По правде говоря, бывает, что в воскресенье надо пойти на службу, а с собакой погулять некому. Специфика мегаполиса. И не правильно ли эту собаку пристрелить (усыпить, утопить), чтобы не мешала посещать богослужения? Это, конечно, шутка, но отцы Церкви много веков назад рассуждали именно в этом ключе — лучше потратить время на молитву, чем заниматься со зверюшками. Каковы же реалии сегодняшнего дня?
Вот мнения людей авторитетных
Сперва приведу мысли нескольких авторитетных людей.
Из беседы с митрополитом Смоленским и Калининградским, а ныне Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом:
— Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия.
Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда. (Пресс-конференция митрополита Кирилла, 23 мая 2006 г.)
Из книги дьякона Андрея Кураева «Почему православные такие?», стр. 263:
— Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя?
— Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен. Мол, «если дом освящен — поселяется Господь, а если пустили собаку в дом — благодать Святого Духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!». Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет. Библия не учит о несовместимости собаки и благодати. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5:17). И Ангела это не отгоняло и не смущало. Есть в Писании место, где собака оказывается символом блага: «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» (Сир. 13:21-22).
И только пес залаял!
Церковная история также позволяет молвить словечко в защиту собак: в 1439 году во Флоренции проходил собор, заключивший унию католиков с православными. В последний день собора, когда и зачитывался сам акт об унии, у ног византийского (православного) императора лежала собака. И вот когда начали читать этот документ, который с точки зрения православия был предательским, пес залаял так, что никто не смог его остановить. Дело, кстати, происходило в храме. И пес был единственным в тот день и в том месте, кто возвысил свой голос в защиту православия...
Так что не традиция, а невежественный модернизм стоит за противоположными наставлениями: «Если в частном доме живет во дворе собака, можно ли с ней общаться, гладить и кормить накануне своего причастия? — Накануне в день причастия к собаке подходить не надо. Также гладить нельзя, а если погладили случайно, вне причащения, сразу надо мыть руки с мылом и сполоснуть святой водой. — А что, если за день до причастия дотронулся до собаки, то, помыв руки святой водой, можно ли причащаться? — Нет, причащаться нельзя».
А что нам говорит «Исход»?
Да, в традиционном хозяйстве места животных были распределены разумно и ясно: пес охраняет дом снаружи, кот — изнутри. Но у наших квартир нет «приусадебных участков». Так что собаку приходится пускать внутрь. И польза от пребывания собаки в современном доме бывает вполне очевидной. Сегодня домашний пес стал средством ко вполне христианскому воспитанию детей. «Ты просил щенка? Так и заботься о нем и иди с ним гулять!» Столь же очевиден и вред от изгнания собаки «во имя веры».
Если бабушка, настроенная на борьбу с собакой каким-либо «духовным наставником», приедет домой и, пользуясь отсутствием дома детей и внуков, изгонит вон их любимого щенка, то что потом будут думать ее дети и внуки о вере самой бабушки, о том «наставнике», что внушил ей эту премудрость, и вообще о православии?
Ну, да что тем ревнителям до слез детей и до судьбы их душ: они ходят гордые тем, что отстояли «церковное предание»! Причем — мнимо церковное.
Церковь просто не стала спорить с этим языческим суеверием. Но по прошествии веков то, что Церковь просто терпела, вдруг стало выдаваться за то, к чему сама Церковь призывает!
И еще интересный рассказ, связанный с собакой, есть в раввинистическом предании. Текст из книги Исход — «мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его» (Исх. 22:31) — здесь поясняется так: это награда от Бога псам за то, что те не лаяли во время ухода евреев из Египта...
Детей учите милосердию!
Еще, пожалуй, современный взгляд Православной Церкви в педагогическом аспекте на домашних животных выразил священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Подавать ребенку пример жестокости в обращении с животными ни в коем случае нельзя. Напротив, следует приветствовать всякое проявление милосердия, хотя это может быть сопряжено с различными неудобствами. Абсолютного запрета на пребывание животных, в том числе и собак, в жилище человека нет, хотя превращать квартиру в филиал зоопарка не целесообразно ни с гигиенической, ни с духовной точки зрения. Если животное в семье появилось, напоминайте ребенку, что ответственность за его уход и воспитание лежит прежде всего на том, кто привел его в дом. Кроме того, христианская педагогика не приемлет духа сентиментальности, когда, например, умиляясь от заботы о четвероногом друге, ребенок забывает о недугах, немощах, заботах людей, живущих рядом с ним. Приучайте ребенка замечать, что рядом с ним всегда находятся люди, которые нуждаются в его помощи и которым он может помочь.
«И только псы приходят…»
Что характерно, ни в одном из вышеприведенных интервью не упоминаются псы, приходящие к Лазарю. Почему? Неужели в Новом Завете не все слова несут важное для нас содержание? Конечно, главная забота православных священнослужителей — души людские; чтобы вникать в «собачью жизнь», надо заниматься каким-то другим делом...
Но когда ранним утром, изо дня в день, в любую погоду, независимо от состояния здоровья идешь с четвероногим другом на прогулку, волей-неволей задумываешься: и все-таки зачем Господь сотворил это чудо, или чудовище (вариант зависит от количества часов, проведенных до этого во сне)? Наверное, всякий человек в этом мире хотя бы иногда чувствует себя Лазарем — не обязательно на материальном уровне, струпья могут образовываться и на душевных ранах. Другие проходят мимо тебя и не замечают. Это большой город, никто друг друга не знает и не хочет знать. И только псы приходят зализать нам раны...
* * *
В Тольятти есть очень необычный памятник — его назвали памятником Преданности. Собаке, хозяева которой погибли в автокатастрофе. Несколько лет, до самой смерти, она ждала их на месте аварии, возвращаясь туда, даже если кто-то хотел приютить ее у себя дома. Когда читаешь такие истории, особо чувствуешь собственную немощь... Господь, говоря про лилии, показывает красоту человека, а про псов, лижущих струпья — его эгоизм и себялюбие. Мы не можем, как собаки, подойти и полизать другому болячки, пусть и духовные — это, как мы себя убеждаем, ниже человеческого достоинства. Вот так и появляется в жизни многих из нас собака.
Недавно послушал песню Светланы Копыловой «Про собаку», слезы навернулись на глаза. Жаль, что не получается любить Бога так, как любят своих хозяев собаки...
Федор ХОДЮНОВ,
прихожанин храма Феодоровской иконы Божией Матери
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|