|
|
Словарь Ушакова отвечает: «туз» — слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого «диаболос» — рассеиватель клеветы. Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского «слуга»), еще ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестерок или до двоек в полной колоде — типичная иерархическая лестница от высших до низших. Иногда в колоду добавляется еще одна карта — Джокер. Легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики... А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки». В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. Карта «Джокер» выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь, господствующий в воздухе, символизирован не одним очком, а номером первым. Сакральное значение слова ДЖОКЕР кроется в истории Таро. Первым и главным арканом Таро назывался Пагад, он же соответствовал первой букве еврейского алфавита — алеф. В сниженном значении pagad означает — дурак. В английских колодах Пагад был назван Магом и смещен на второе место, а роль Фокусника, Шута и Дурака получил нулевой аркан. Мистики и герметики соотносили Пагада с образом Голема, персонажем из еврейской мифологии, человеком из неживой материи, глиняным болваном (ср. дурак, шут), который однако являлся потусторонним, всезнающим существом. Через него человек познавал не только самое себя, но и мир по эту и ту сторону бытия. А в пражской легенде о Големе легко улавливается мотив борьбы с несправедливостью. Итак, дурак — это не тот, за кого он себя выдает. Это хитрец, владеющий знаниями, которые скрывают от профанов, шут, который под маской глупца рассказывает людям правду. А в гетевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель. Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его» (Отеч. стр. 549). Познакомившись со структурой карточной колоды, давайте посмотрим, что представляют собой загадочные символы — «трефы», «вини», «черви» и «бубны». Модель господства князя мираВ разных странах эти символы называют по-разному и по-разному трактуют их значение. Так, «черви» представляются сердцем, чашей; «вини» — лопатой, желудем, мечом; «бубны» — бриллиантами, колоколами, монетами; «трефы» в большинстве стран несут на себе одно название — «дубинка». Но существуют и другие объяснения данной символики, по которым все четыре картежные масти подразумевают священные предметы — орудия страдания и смерти Божественного Искупителя. «Трефа» или «крести» — карта с изображением креста «трилистника», креста Христова, которому поклоняется полмира. В переводе с идиш «трефа» означает «скверный» или «нечисть». Задумываются ли увлекшиеся картежники, какой хулой на Господа оборачивается их «невинное» занятие! Картежная масть «вини», или, иначе, «пики» символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал в Своем провидении Господь, устами пророка Захарии, «что воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12:10), так и произошло: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34). Картежная масть «черви» подразумевает евангельскую губку на трости. Как сказал Господь, устами царепророка Давида, что воины «дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22), так и сбылось: «Один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48). Картежная масть «бубны» — графическое изображение евангельских кованых четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). «Козырные» карты, само их название, имеют свое особое назначение. «Кошерными», то есть «чистыми», называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картежных игр заключается в унижении наших святынь, ведь, покрывая крест «козырной шестеркой», игроки верят, что «шестерка» эта выше и сильнее Животворящего Креста! Итак, игральные карты — отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр. 2:24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните, кто выше карточного короля. Бывает часто с игроком: Сел богачом — встал бедняком. Кто карты взял, прельстясь наживой, Тому не знать игры счастливой. Игра азартная грешна: Она не Богом нам дана, — Ее придумал сатана! Себастиан БРАНТ, 1494 г. | К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|