Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Кто мы такие и куда идем,
и где наш дом?




КАК УЖЕ СООБЩИЛИ МНОГИЕ СМИ, Владимир Путин выступил с авторской статьей «Россия: национальный вопрос». Он, в частности, пишет:

«Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет “нацменов”, а принцип распознания “свой-чужой” определяется общей культурой и общими ценностями.

Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь».

Между тем, отмечает Regions.Ru, в законах РФ эта особая роль русского народа и русской культуры никак не закреплена, а все попытки ввести в юридические документы само слово «русский» наталкиваются на сопротивление.

«Следует ли, на ваш взгляд, законодательно закрепить государствообразующую роль русского народа? Чем вы объясняете то неприятие, на которое наталкивается эта идея?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ, настоятель домового храма МГУ, считает, что законодательно закрепить статус русской традиции, культуры, историко-религиозной традиции, было бы благоразумно с точки зрения интересов государства.

«Действительно, мы живем в государстве, которое сформировалось вокруг русского этноса, его ценностей, его исторического пути. Такое государство может нравиться или не нравиться, — в любом случае, для того, кто стоит во главе его и хочет сохранить это государство, хочет его выращивать, другой опоры быть не может. Потому что другая опора будет означать переориентацию уже на какие-то иные — внероссийские приоритеты», — сказал он.

«Беда только, что обращаясь к наследию Достоевского, премьер-министр, видимо, запамятовал, что для того было невозможным говорить о русском человеке вне православия. Классической стала фраза, вложенная Достоевским в уста одного из героев: что без Бога русский человек — дрянь. Не стоило бы этого забывать. Религиозная составляющая не может быть усечена или редуцирована при формировании Русского мира», — отметил отец Максим.

«Идею, высказанную В. В. Путиным, приветствовать, конечно, можно. Странно, однако, что звучит она только теперь, хотя во главе нашего государства уже так много лет стоит один и тот же круг лиц и, казалось бы, можно было бы эту идею давно реализовать», — добавил протоиерей.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также напомнил мысль Достоевского, что «русский» и «православный» — синонимы: «Отберите у русского Православие, и останется дрянь».

«Речь идет о духовной брани. Негативное отношение ко всему русскому связано именно с тем, что для врагов русский — синоним православного. Духовное зло находит приверженцев и обрушивается на русский народ как на носителя православной духовности. До сих пор русский народ все-таки остается православным, хотя очень многое утрачено. Если Православия нет, то и русского народа нет. И сейчас непонятно, сможет ли он сохранить то, что его формировало, что формировало нашу государст¬венность на протяжении тысячелетия», — сказал он.

«Я не юрист и не политик, мне трудно судить, будет ли полезно ввести в законодательство положение о государствообразующей роли рус¬ского народа. Важно, что из этого последует. Не останется ли это только на бумаге? Ключевой момент — чтобы государство официально поддерживало православную веру, которая сформировала русский народ», — считает протоиерей.

«Русская культура, о которой говорит Владимир Владимирович, — православная по своей сути. И если русский народ будет хранить веру православную, то, само собой, он будет оставаться и государствообразующим народом», — уверен отец Александр.

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ПРИВАЛОВ, заведующий канцелярией Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами, предупредил, что оценивать мнение больших людей в политике — дело неблагодарное.

«Комментировать предложения первых лиц государства должны все-таки депутаты Госдумы, то есть по определению лучшие люди страны, избранные народом. Не думаю, что решение такого сложного вопроса, как национальный, входит в компетенцию священнослужителя. Это дело специалистов. Им решать, следует ли пожелания руководства превращать в законодательную инициативу. Могу лишь высказать свое частное мнение», — предупредил он.

«Лично я не думаю, что принятие закона о государствообразующей роли русского народа в нашей ситуации что-то принципиально изменит. Русские составляют более 50% только в 74 из 89 субъектов Российской Федерации. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Доля русских в общей численности населения неуклонно снижается», — перечислил отец Сергий.

«В Русской Православной Церкви национального вопроса нет как такового. В храмах служат священники разных национальностей. И причащаем мы из одной чаши представителей разных национальностей независимо от их языка, традиций и культурной самоидентификации. Важно только их отношение к Богу и принадлежность Православной Церкви», — напомнил протоиерей.

ДИРЕКТОР ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ НОВИЧКОВ, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сравнил русский народ с человеком при смерти. «Когда умирающий попадает в “скорую помощь”, то вопрос, следует ли делать ему реанимацию, для людей, исполняющих свой долг, не стоит. Долг перед теми, кто оказался в нашей стране на грани выживания, — в том, чтобы вернуть русских на должное место в российской действительности. Причем сделать это надо не только формально, закрепив это в каких-то правовых актах, — что, безусловно, тоже необходимо. Это должен быть процесс, имеющий существенный, всеобъемлющий характер, когда будут даны ответы и на главные вопросы: что есть русский народ, откуда он пришел и куда он идет, что его делает русским», — сказал он.

«Когда этот процесс пойдет, тогда мы получим желаемый результат, получим восстановленную жизнь в Российском государстве и перспективу на будущее. А если за этими нормативными актами не последуют существенные процессы, то, боюсь, что русский народ будет уже окончательно похоронен», — заключил отец Алексий.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что неприятие слова «русский» в законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала: «По сути, эти события совершили насилие над русским народом и культурой».

«Я был бы очень рад, если бы законодательно была закреплена государствообразующая роль русского народа. Но не надо этого добиваться любой ценой, лишний раз “дразнить гусей”, чтобы в очередной раз разжечь огонь ненависти», — говорит он.

«Думаю, сегодня принятие подобного закона не увенчается успехом, поскольку межнациональные отношения крайне напряжены. Да, я считаю, что государствообразующим народом является русский, а религией — Православие. Но сегодня внести это в Конституцию, по-моему, невозможно. Поэтому сейчас мы должны работать на укрепление нашей государственности, — ведь “блаженны миротворцы”. Все остальное — возрастание роли нашей русской культуры — приложится, если не давать повода для межнационального конфликта тем, кто его ищет», — подытожил отец Александр.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что закрепить законом государствообразующую роль русского народа можно и нужно.

«Исторически именно так всегда и было — русский народ объединял вокруг себя другие народы, благодаря этому мы сейчас живем в России. Но тут есть один момент, требующий конкретизации: что именно является общими ценностями русского народа? Демократия и либерализм или ценности христианские и православные?» — спрашивает он.

«Ценности, выраженные в культуре и традициях, — понятие довольно абстрактное. На мой взгляд, пока более конкретно не определят, что является этими общими ценностями, говорить о статусе русского народа рано», — считает священник.

«Почему до сих пор законодательно не закреплена государствообразующая роль русского народа? С самой революции он всегда подвергался дискриминации, причем именно как носитель христианских ценностей. Кому-то до сих пор это не дает покоя, поэтому в законе старательно избегают упоминания слова “русский”», — заключил отец Андрей.

(Источник: «Русская линия»)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх