Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Безумие во имя правды и любви


БЛАЖЕННАЯ Ксения Петербуржская
БЛАЖЕННАЯ Ксения Петербуржская
ЕСТЬ ТАКОЕ СПЕЦИФИЧЕСКИ РУССКОЕ ЯВЛЕНИЕ — юродство, которое не прижилось ни в одной другой стране мира. Юродивыми на Руси называли людей, принимавших на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.

Заступники за народ


«Покушай, Иванушка», — сказал маленький человек в лохмотьях по имени Николка Салос и протянул кусок кровавого мяса самому жестокому из царей — Ивану Грозному. Этот нелепый на первый взгляд поступок тщедушного юродивого Николки спас в 1570 году тысячи жизней. Иван Грозный собирался сделать с Псковом то же, что и с Новгородом, — утопить в крови горожан. Первой жертвой, судя по всему, должен был стать Николка, предложивший Грозному отведать сырого мяса, но государь почему-то не трогает наглеца и спокойно отказывается от угощения. «Мясо я не ем, пост», — отвечает Иван Грозный. И тут Никола Салос ему говорит: «Ах, мясо ты в пост не ешь, а кровь человеческую пьешь! Вон отсюда, и если ты тронешь хотя бы одного человека здесь, то сдохнешь, как твоя лошадь». В это время вбегает бледный как полотно конюх и говорит, что пала его любимая лошадь.

Грозный ушел из Пскова, не тронув ни одного горожанина, подальше от нелепого оборванного человека и его обличающих речей.

Боялся и уважал Иван Грозный и другого известного на Руси юродивого — Василия Блаженного, который с удивительной точностью предсказал страшный пожар в Москве, а разбушевавшееся пламя в Великом Новгороде потушил тремя бокалами вина. Когда в 1552 году Василий Блаженный умер, Иван Грозный и бояре несли его гроб.

Таких, как Николка и Василий, было на Руси не много, сотня или две. 16 из них канонизированы Церковью, в масштабах страны — горстка, ничто. Но, возможно, именно эта горстка и сформировала менталитет целой нации.

Постепенно юродство проникло во все сферы нашей жизни, и сегодня, сталкиваясь изо дня в день с его проявлениями, мы даже не отдаем себе в этом отчет. И в этом смысле история юродства — это уникальное явление.

«Если человек ведет себя как юродивый, произносит какие-то грубые слова, совершает поступки, разрушающие все приличия, и при этом сообщает правду, то есть то, что люди хотят услышать, то он пользуется неимоверной поддержкой, — говорит помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Георгий. — Это есть отголоски культуры почитания и благоговения перед юродивыми». «Может ли обычный человек сказать правду царю в глаза? — вопрошает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. — Да что там царь, что там президент, давайте пониже спустимся — своему начальнику, если от этого начальника полностью зависит его жизнь? А если начальник очень силен и могущественен? Да Боже упаси. В лучшем случае надо держаться подальше. Как говорят, подальше от царей и голова целей. Ну а уж если поближе, то тут нужно соблюдать политкорректность, нужно прогибаться, и ведь все так делают, абсолютно все, и сто лет тому назад, и двести, и пятьсот, и сегодня. Для того чтобы говорить эту полную правду, нужно принять на себя образ юродивого. В юродстве всегда совесть народа, юродство позволяет говорить от лица народа. В юродстве обнаруживается всегда правда и народная совесть, и люди это сердцем понимают, и говорят: да, он юродивый (сейчас говорят: да, он ненормальный), но слушайте, он же правду говорит».

Невидимая суть вещей


Помимо канонизированных блаженных история донесла до нас немало упоминаний о людях, не совсем обычных с точки зрения нормального поведения, антисоциального, как сказали бы сейчас. Да и само слово «юродивый» скорее негативное (с древнерусского «урод»).

Юродивые действительно безобразничали — они ходили в чем мать родила, шокируя публику, но ходили круглый год, даже в лютые холода, отмораживая ноги, руки, как Василий Блаженный. Его часто называли Василием Нагим и даже на иконах изображали обнаженным, что совсем не в христианских традициях. Но и наготы было мало юродивым, иногда они дополняли свой облик пугающего вида металлическими устройствами. Монахиня Алипия Голосеевская носила цепи. Ростовский юродивый Стахий — железный камзол весом в 59 фунтов, а на шее — две четырехпудовые гири. Пелагея Дивеевская уже в просвещенном девятнадцатом столетии надела на себя железный пояс, который за 8 лет прочно врос в ее тело.

«Такие истязания страшнее и тяжелее всякого затвора, — считает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. — Потому что юродивый живет среди людей, каждый его может обидеть, каждый может покрутить пальцем у виска. Один может послушать, а другой может и не послушать. И сколько же было юродивых, в которых бросали камни. Есть и такая история про юродивого: он пытался пристроиться зимой в лютый холод к нищим, но они его прогнали. Тогда он нашел какую-то сараюшку, где прятались собаки, и пристроился к собакам, но даже собаки убежали от него. Вот какова была степень отверженности этого человека».

Подвиг юродства во Христе кардинально отличается от деяний других святых, чья логика жизни и поступки вызывают восхищение верующих и понятны нормальному человеку. А здесь все непонятно, противоречиво. Наш мир многосложен, многое в нем недоступно простому человеческому глазу, а блаженным удавалось заглянуть за тонкую грань, и это кардинально меняло их жизнь. Ведь многие юродивые до того, как стать таковыми, вели обычный образ жизни. Например, Василий Блаженный.

Василий родился в декабре 1469 года прямо на паперти, куда его мать пришла молиться о благополучном разрешении. Когда мальчик подрос, его отдали в ученики к сапожнику. Никто не знает, хорошая ли обувь выходила у подмастерья, зато до нас во всех подробностях дошла история про то, как Василий прослезился над купцом, заказавшим себе новые сапоги. «Отчего ты так убиваешься, Василий, над чем плачешь?» — забеспокоился сапожник. «Не над чем, а над кем. Человек обувь заказал, чтобы во век не сносить, он и не сносит, потому как завтра умрет», — отвечал ему подмастерье. И купец умер. После этого случая в мастерскую Василий больше не вернулся. Началась его бродячая жизнь.

Юродивые имели реальный опыт общения с Богом. Именно столкнувшись в своей жизни с определенной другой реальностью, с другим миром, они вдруг принимали решение кардинально изменить свою жизнь.

Ксении Петербуржской, которую в России уже двести лет почитают как святую, было двадцать шесть, когда ее муж неожиданно и скоропостижно скончался. Молодая вдова, не проронив ни слезинки, зачем-то переодевается в его одежду, называет себя его именем и начинает направо и налево раздавать свое имущество. Ее, естественно, сразу относят к числу сумасшедших, а родственники доносят на Ксению в полицию, где после долгой беседы ее все-таки признают вменяемой. Юродивая Ксения Петербуржская не спасала городов и не спорила с тиранами, за всеми ее странностями скрывалась только любовь. Известен рассказ одного жандармского офицера, который зимой в сильную метель сопровождал карету в Петербург. У городских ворот он заметил одинокий женский силуэт. Что заставило ее выйти из дома в такой день, куда она держит путь? Когда метель немного поутихла, изумленному взору офицера открылась картина: бескрайняя снежная равнина и стоящая на коленях хрупкая фигурка впереди. Женщина молилась, это была Ксения Петербуржская. Скрываясь за непогодой, она просила за жителей своего города, которые смеялись над ней, отмаливала у Господа их грехи.

Урок, который преподносит юродство, — это урок о том, что видимое глазу на самом деле обман, а истинная суть вещей кроется гораздо глубже.

«Странные» одиночки


ЮРОДИВАЯ Христа ради Паша Саровская
ЮРОДИВАЯ Христа ради Паша Саровская
12 лет назад тогда еще не очень известную писательницу Людмилу Улицкую попросили написать что-нибудь этакое, чтобы совсем-совсем про Россию. Так появилась пьеса «Семеро святых из деревни Брюхо», почти документальное произведение. Нечто подобное происходило под Нижним Новгородом в одной из деревень, только называлась она не Брюхо, а Пузо. Жила там провидица Евдокия, в просторечии Дуся, жила как умела, говорила что думала. За правду и расстреляла Дусю вместе с сельским священником в начале 20-х годов молодая советская власть, как враждебный простому народу церковный элемент. Большевики оказались куда менее терпимы по отношению к этим людям, чем хрестоматийно кровожадный Иван Грозный. Только-только придя к власти, они стали зорко следить за любыми странными одиночками. Советское руководство прекрасно понимало, что юродивые обладают огромной силой, но открыто истреблять их было бы ошибкой: русский народ всегда питал слабость к убогим.

Поэтому, чтобы не гневить народ, управой на юродивых стал не огромный репрессивный механизм, а система карательной психиатрии. «Помешательство» — так назывался труд одного из психиатров XIX века, практикующего врача Обуховской больницы в Петербурге, Малиновского, который обозначил восемь основных признаков, по которым можно было отличить помешанного от нормального человека: странность телодвижений, в одежде большей частью небрежны, корчат физиономии, то печальные, то важные, то горделивые, то радостные. По этим критериям в психиатрическую клинику при желании можно было упрятать любого.

Знаменитый психолог Уильям Джемс называл юродивых гениями в религиозной области. Он пишет: «Медицинский материализм воображает, что покончил со святым Павлом, объяснив его видение на пути в Дамаск как эпилептический припадок. На святую Терезу он накладывает клеймо истерии и в святом Франциске Ассизском видит только дегенерата».

Ученые, в большинстве своем психиатры, до сих пор склонны судить о юродивых как о людях невменяемых, но с большой оглядкой признавая их исключительность. Церковь осторожна не меньше: кто есть подлинный юродивый, она решает только после смерти, а при жизни, даже если вокруг человека происходят чудеса, то это еще ни о чем не говорит. На самом деле Церкви так же трудно распознать настоящего юродивого, как и ученым. Наряду с истинными всегда появлялось и огромное количество лжеюродивых, которые в корыстных целях использовали рост популярности этого явления.

В XX веке к лику святых Православной Церкви были причислены почившая Ксения Блаженная Петербуржская и блаженный Алексей Елнадский. На этом история юродства в России словно обрывается. Нынешнее столетие новых юродивых, по мнению историков, пока не принесло. В этом и заключается весь парадокс — по условиям этой тонкой игры, никто не должен заподозрить в оборванце, сумасшедшем и провокаторе святого, при жизни юродивый не может быть распознан и не может быть любим, он вызывает брезгливость, жалость, снисходительность, страх, но симпатию — никогда. Может быть, и сейчас живут люди, которые впоследствии, после их кончины, будут прославлены в чине юродивых, но кто же может это знать? Ведь юродство — не просто подвиг одного человека, не просто действия человека, но это содействие человека и Бога.

Подготовила Лариса ФОМИНА
(Источник: www.yakubnp.ucoz.ua)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх