|
|
— Обращаясь к теме творчества, задам следующий вопрос. Леонардо да Винчи как-то сказал: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства». А что для вас истинное искусство? — Леонардо не новатор в этом плане. Еще древние греки считали, что высокое поэтическое искусство осуществляется вследствие вдохновения. На человека сходит дух. Какой — не уточняется. Человек в это время находится в исступлении, выходит из себя, в каком-то безумии находится. Искусство — область пограничная, потому что вдохновение может быть разной природы. Талант — дар Божий, без сомнения. Но творческое вдохновение — это состояние, когда душевное начало в человеке активизируется. А душа человеческая неоднородна, в ней много чего есть. И душа стремится выйти за очерченные ей границы в сферы духовного. А если дух человека не освящен и не развит, то тогда он попадает в духовные области, населенные самыми разными сущностями. — Которые могут его подчинить и над ним властвовать? — Естественно! Они сначала вдохновляют творческую личность, дают ей почувствовать свободу и мощь стихии. Потом эта стихия может очень далеко унести. Может быть, вас удивлю, но в качестве подлинного искусства я понимаю не только то, что является совершенно чистым и святым. Независимо от того, какой у произведения искусства вектор, я его признаю великим, если там есть талант. Талант художника заключается в способности говорить о своем внутреннем мире, о своих переживаниях и открытиях, независимо от духовного содержания. Выдающимся произведением искусства может быть и такое, которого лучше бы не было. Талант — это мощное средство убеждения. Если он стоит в истине, то помогает утвердится истине. Если талант заблуждается, то убеждает во лжи. — Какое произведение искусства, на ваш взгляд, является носителем темных идей? — Далеко за примером ходить не надо. В повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» есть прекрасный эпизод. Два культурных деятеля, находясь в сталинское время за решеткой, обсуждают фильм «Иван Грозный». Один из них говорит, что этот фильм — позор трем поколениям русской интеллигенции, потому что Эйзенштейн воспел тиранию. «Иван Грозный» — это апология сталинизма. Страшно не то, что режиссер вдохновился этим историческим персонажем. Художник влюбляется в свой образ, начинает творить, и не вздумай ему встать поперек. Эйзенштейна можно понять в этом плане. Создавая тот фильм, он не просто обслуживал Сталина. Холуйский момент, наверное, был — угодить тирану и получить возможность дальнейшего свободного творчества, но, я думаю, будучи гениальным режиссером, он лишь слегка придерживался этого, а основное в его работах, в том числе и в фильме «Иван Грозный», — натура художника, который вдохновенно творит. Но что Эйзенштейн натворил? Он создал образ, который действительно завораживает, увлекает и убеждает в своей нравственной оправданности. Режиссер оправдывает такой тип личности и такие способы обращения с людьми. Фильм внушает зрителям, что Иван Грозный — это здорово, это наше, родное, то, что нас оберегает от гнилого либерализма. Вот это страшно! — Манипуляция общественным сознанием? — Да, фильму удалось пагубно повлиять на сознание очень многих людей, и это преступление! При этом «Иван Грозный» — это гениальное произведение кинематографа — и режиссура, и операторская работа там великолепны. Его создателей можно уважать как художников, но как людей — не знаю... Ценный совет врача
— Как и автора «Джоконды», вас отличает широта интересов: изобразительное искусство, богословие, философия, медицина... Ведь вы в юности хотели стать врачом? — Было такое желание. Я уже на первых курсах института начал практиковать массаж. У меня самого были проблемы со спиной, и мне помог хороший специалист — Павел Леонтьевич Кланг. Он не просто исцелял, но еще и объяснял принцип своих действий, учил находить больные места и выправлять, так что потом я смог практиковать его методику на других. Когда видишь результат, это вдохновляет. Я продолжал учиться в художественном институте, но все больше склонялся к мысли, что искусство — это, конечно, прекрасно, но лучше делать то, что конкретно людям помогает. — Результат работы врача сразу очевиден? — Может, и не сразу, но, по крайней мере, он является реальным. Произведения искусства ведь жизни не спасают. — Но бывают ситуации, когда больные люди после созерцания прекрасных картин возвышаются духом и быстрее выздоравливают на фоне положительных эмоций. — Да, случается такое. Вы немного предвосхитили то, что я хотел сказать. Я после третьего курса хотел уйти из художественного института и готовиться к поступлению в медицинский. Меня отговорил мой преподаватель. У него был очень верный с психологической точки зрения довод. Он, что называется, «взял меня на понт», сказав: «Ты просто идешь по пути наименьшего сопротивления. В искусстве у тебя сейчас кризис, и ты решил заняться тем, что у тебя хорошо получается — медициной. Будет правильно, если ты сначала преодолеешь все свои проблемы, закончишь художественный институт, а потом решишь, что делать дальше». А незадолго до этого ценный совет мне дал один врач, ведущий нейрохирург Молдавии. Он привел интересный аргумент: «Да, я провел операцию, спас человеку жизнь. Он рад, его родственники благодарны мне — и все. А ты создал талантливую картину — и эстетическое удовольствие получило множество людей. Ты своей работой способен сделать больше добра, чем я». Конечно, я не полностью с этим согласился, потому что спасение жизней дороже всего, но мне понравился аспект, в котором этот врач представил профессию художника. Чудесное исцеление— Академик Наталья Бехтерева часто направляла больных людей в Церковь. Вы замечали, как в результате посещения святых мест крепнет физическое здоровье людей? — Могу даже привести пример собственного исцеления после поездки во Псково-Печерский монастырь. Приехал я туда на Корнильевские чтения. Для нас проводили также экскурсию по пещерам и, в частности, рассказали об отце Симеоне Желнине — недавно прославленном преподобном, образце христианской любви. Мы узнали, что у его захоронения происходит много исцелений. А я туда приехал с болью в лучепястном суставе, он все хуже двигался, и у меня были очень скверные предположения. Когда подошли к месту пещеры, где захоронен отец Симеон, я ненадолго приложил к стене больной сустав. Возвратившись домой, почувствовал облегчение, а через день серьезная проблема, которая долгое время меня беспокоила, полностью исчезла. Я был свидетелем исцелений, происходящих с тяжелобольными, приговоренными людьми, когда они возрождались к жизни, и иного объяснения, кроме Божией помощи, не находилось. По всем медицинским показателям эти больные не должны были выздороветь, там нечему было жить, но они чудесным образом исцелялись. — Отец Игорь, как происходит, на ваш взгляд: здоровое тело формирует здоровый дух или, наоборот, сильный дух подчиняет себе тело, исправляя его несовершенства? — Римляне говорили: «Здоровый дух — в здоровом теле». То есть первичным был все-таки дух. Можно сказать так: «Здоровому духу — здоровое тело!» — А в советское время на первое место ставили тело... — Но я еще в детстве замечал, что как-то оно не так. Иногда здоровый парень ведет себя как патологический трус, а его хрупкий ровесник оказывается волевым, смелым и устраивает здоровяку хорошую трепку. Уже в школьные годы мне было понятно, что если человек не знает, что такое страдания и болезни, то откуда у него что-то возьмется внутри? А если ты постоянно преодолеваешь испытания, то при этом закаляешься. Господь может явиться каждому— Люди говорят: «Не увижу — не поверю». Бог говорит: «Не поверишь — не увидишь». Как можно помочь уверовать человеку, чей пытливый ум жаждет доказательств существования Бога? — Апостол Павел сказал: «Вера — от слышания». Человек должен услышать слова, которые тронут его сердце. Ум откликается на сердечный восторг. Первым делом мы что-то принимаем сердцем, а уже потом ум начинает подбирать аргументацию. Что касается вопросов «расскажи» да «покажи», здесь все зависит от того, что лежит в их основе. Кто-то, подобно Апостолу Фоме, хочет поверить не суеверно, а всем своим существом. Рассудок — составная часть нашего существа, поэтому человек хочет получить опору для своего разума, чтобы не оказаться богоотступником, когда после того, как в порыве души уверовав, не вынесет испытания, требующего терпеливого перенесения искушений, когда, казалось бы, все будет свидетельствовать против бытия Божия, против Его благости и так далее. — Каждый ли человек может увидеть Бога? — Бог может явиться любому призывающему Его. Фоме Иисус явился именно потому, что Апостол любил Его и всей душой желал верить. Господь многое нам не показывает воочию по той простой причине, что для нас это может быть неполезно. Не случайно подвиг веры является необходимой частью христианства. Вера предполагает доверие, исходящее из сердца. Господу нужно наше сердце, а не холодный рассудок. Допустим, человек увидел что-то сверхъестественное и поверил по той причине, что признает могущество Бога и покоряется Его силе, сердцем при этом не сочувствуя Божьим заповедям, а исполняя их из страха наказания. Но истинное послушание исходит от сердца. Бог не хочет себе рабов, Он хочет чад! Мы рабы Господни весьма условно, в том смысле, что искуплены, освобождены и защищены Божьим покровительством, трудимся на Его ниве, но никак не в смысле лишенности воли. Понятие «раб Божий» — это обязательство не становиться рабом никогда, никому и ничему, утверждать свою свободу и быть свободным в общении с Богом. — Зажечь огнем веры другие сердца может только человек, в чьем сердце горит этот огонь. Какие священники особенно нужны Церкви? — Когда выпускался наш семинарский курс, на службу пригласили отца Иосифа, который прошел 27 лет соловецких лагерей, страдая за веру. Он посмотрел на нас своим орлиным взглядом и сказал: «Желаю вам бесстрашия!» Пожилой священник знал этому цену. Он не боялся никого из людей. Богобоязненность — лучший способ обретения бесстрашия. Человек, боящийся оскорбить Божью к нему любовь и надежду, не испугается никаких трудностей. Помните, в сказке «Волшебник Изумрудного города» Лев дал отпор саблезубому тигру? Когда стали хвалить его смелость, он сказал: «Я не смелый, просто я за вас очень испугался!» — Испугался не за себя, а за друзей! — Действительно, страх, диктуемый любовью, способен превратить в смельчака даже робкого человека. Нам нужно знать свою культуру!
— Отец Игорь, тема вашей диссертации очень актуальна. Каким, на ваш взгляд, должно быть преподавание религиоведческих дисциплин в современной школе и к какому результату при этом нужно стремиться педагогам? — Считаю, что в основу следует положить принцип культуросообразности. Его стараются придерживаться наиболее последовательные теоретики и практики преподавания в России основ православной культуры. Этот принцип предполагает в первую очередь приобщение учащихся к культурным корням, потому что человек, не знающий свою культуру, не может уважать чужую. Следующий момент — введение учащихся в культурную среду страны проживания, если это не их историческая родина. И, конечно же, затрагивается область мировой культуры. Важно также знакомство с христианским мировоззрением, но именно как изучение мировоззренческих основ, а не обучение им. Изучение предполагает знание и понимание, а вопрос приобщения остается на усмотрение самих учащихся, тогда как обучение изначально предусматривает приобщение к этим взглядам. Такой подход уместен в воскресной или конфессиональной школе, а в общеобразовательной нужно знакомить школьников с основами христианского вероучения, но при этом ничего не навязывать. Результатом такого ознакомления должно стать знание и понимание учащимися духовных корней своей культуры. А в дальнейшем молодые люди смогут распорядиться полученными знаниями по собственному усмотрению. Важно поддержать Патриарха!— Что вы думаете о духовной жизни в современной России? — Российская духовная жизнь сейчас переживает период кризиса. Но кризис — это время надежды. Он говорит и о болезни, и о возможности выздоровления. В какую сторону будет развиваться ситуация, зависит от людей, потому что Господь дает силы творить добро, но Он может попустить зло, если человек настойчиво и последовательно выбирает его своей свободной волей. Бог как бы чуток отходит в сторону и позволяет ему коснуться того, к чему стремится, разумеется, не отворачиваясь и не отрекаясь от него. Человек может вразумиться, а может вновь сделать ложный выбор. Господь не насилует его волю, а позволяет, попускает — дает ему возможность испытать зло, к которому стремится, чтобы осознать ложность своего жизненного пути, порочность своего состояния души. Это и есть попущение. — За что боролись, на то и напоролись... — Да, хотя люди сами себе не дают в этом отчета. Каждому человеку важно осознать свою ответственность за происходящее в нем самом и вокруг него. Церковь — это мы все во главе со Христом. Если кто-то считает себя немощным и устраняется от борьбы с ложью и несправедливостью, он потворствует злу и в мирской жизни, и в духовной. Важно стараться поступать по совести независимо от обстоятельств. — Бог открывает врата Небес всем, кто открывает Ему свое сердце. Но порой гордому человеку бывает так непросто довериться Богу! — Это на самом деле очень сложно. Иногда человек думает, что он предоставляет всего себя в Божью волю, но он сам себя обманывает. Все наши несчастья оттого, что мы не умеем предавать себя в руки Божьи. Как сказал Блаженный Августин, «люби и делай, что хочешь». Подразумевается не абы какая любовь, а любовь духовная. Важно, чтобы человек имел совесть, просвещенную верой и основанную на христианских заповедях. Основополагающая христианская добродетель — смирение. Если человек хочет, чтобы его сердце открылось навстречу Богу, он должен научиться смиряться, но не со злом, а с волей Божьей. Жизненные трудности нужно принимать с благодарностью Богу, как лекарство. Благоразумный разбойник, распятый на кресте рядом с Христом, укорил другого, обратив его внимание на то, что «достойное по делам нашим приняли», и, обратившись ко Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Это и есть смирение: человек воспринимает свою скорбь как то, что следует если не за темными делами, то за греховным состоянием души. Преодолевая невзгоды, необходимо не допускать богопротивных чувств в своем сердце. Главное — доверять Божьей воле. Господь всегда помогает доверившимся Ему. — Отец Игорь, чего бы вы пожелали читателям «Вечного Зова»? — Быть осторожными с манипуляторами самых разных лагерей. Не поддаваться на провокации, подрывающие доверие к Церкви, к тому курсу, который сейчас в ней наметился. Суть этого курса — в оживлении церковной жизни. Если в определенный период наверх всплыла гниль, это не значит, что тот, кто в данный момент Церковью руководит, эту гниль распространил. Наоборот, именно потому, что он начал бороться с негативом, недостатки и проявились на всеобщее обозрение. Это следствие того, что идет процесс очищения. Патриарх взбаламутил болото, которое ему за это спасибо не говорит и заинтересовано в том, чтобы его дискредитировать. Теперь вопрос только в том, поддержат ли человека, стремящегося очистить и возродить Церковь, или будут злословить в его адрес. Мы не святые, но делаем святое дело ради торжества веры Христовой. Беседу вела Вера МУРАВЬЕВА Фотографии из архива протоиерея Игоря Прекупа | К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|