|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Артур Зильстра: «Без Православной Церкви нет будущего России!»
АРТУР ЗИЛЬСТРА — НЕОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. У него много званий и регалий. Он — философ, профессор, живет в Голландии. Может, поэтому он так любит Россию? Ведь мы, русские, в отличие от Запада, почти все — философы? Мы познакомились с ним в Голландии, а встретились, в очередной раз, в Санкт-Петербурге. Зашли в один из майских вечеров в пиццерию на Невском и там, за чашкой кофе, о том о сем стали философствовать…
Русские — мистики
— Артур, вы говорили как-то об отличии западного образования от российского, и вы сказали, что здесь, в России, философии больше внимания уделяют, чем на Западе. Так это или нет? И с чем это связано?
— Я считаю, что существует большая разница между Западной Европой и Россией. Эта разница заключается в том, что западная философия более систематична, аналитична. В русской философии больше мистицизма, она не так систематична. Русская философия имеет сильную метафизическую ориентацию, в то время как западная философия фокусируется на философию знания.
— Что вас больше всего удивляет в России? Что радует, что огорчает?
— Самое интересное для меня — это изменения, через которые вы проходите. Вы находились в такой ситуации, когда марксистско-ленинская философия доминировала во всех областях жизни. Теперь вы боретесь за систему плюрализма. Хотя многие русские политики, ученые, философы не понимают на самом деле, что такое плюрализм. Настоящий плюрализм требует критического обсуждения национальной идеи и того, что касается гражданского общества, потому что есть разные взгляды на этот вопрос.
Власть должна быть ограничена
|
АМСТЕРДАМ. Артур Зильстра демонстрирует гостю города местные достопримечательности | |
— Какая национальная идея, на ваш взгляд, существует в Голландии?
— Не так легко ответить на этот вопрос, существует разница между такой маленькой страной, как Голландия, и такой супердержавой, как Россия. Голландцы не так сильно гордятся собственной культурой, как русские. Голландцы смотрят с интернациональной точки зрения. Можно сказать, что национальный дух голландской культуры формируется тремя силами. Первая — это кальвинизм. Второе — это гуманизм, и третье — Римско-Католическая Церковь. Нидерланды — очень разнообразная страна (в духовном смысле). Если бы правительство попыталось сформулировать государственную идеологию, многие люди почувствовали бы неудобства от того, что свобода слова и свобода религии сужаются. Поэтому у нас нет определенной политики национальной идеи, но я согласен, что в каком-то смысле это слабость.
— Это было естественно у нас в России. Была идея: за веру, царя и Отечество. А сегодня нет никакой идеи. Я хотел спросить: может быть, кризис философии на Западе, в частности в Голландии, является причиной того, что принимаются какие-то антигуманные, антихристианские законы, например, легализация наркотиков, гомосексуализма? Это можно назвать кризисом культуры?
— Я думаю, что западная культура находится в глубоком кризисе, но мы не разрешим кризис, если будем создавать такую же структуру, как в России, потому что это как раз и есть одно из культурных различий. Голландцы очень критично относятся к такому иерархическому стилю мышления, они хотят как можно больше личной свободы, не только в доме, семье, но также и в работе. А в России все делается так, как скажет начальник, потому что у него есть власть. Если у вас такое иерархическое мышление, тогда в верхушке должно быть единство, но также должно быть единство и внизу.
— Я хочу заметить, что у Бога на небесах тоже есть иерархия. И это очень строгая иерархия. Здесь, на земле, этот закон также действует, и есть авторитеты, к которым надо прислушиваться.
— Да, я с этим согласен, потому что власть дана Богом, и многие христиане в моей стране в это верят. Но они также знают, что, поскольку люди испорчены злом, всякая власть требует контроля. Демократия — это способ контролировать политическую власть, потому что опыт показывает, что когда люди приобретают много денег, они развращаются. Это относится даже к христианам. Нужно организовать структуру, политическую систему таким образом, чтобы всякая власть была подконтрольна, и должен существовать определенный плюрализм власти в стране. Например, взять нашу монархию. Королева Нидерландов не является абсолютной властительницей, она не выше закона, она должна следовать конституции. Поэтому конституция действует как закон, который ограничивает власть королевы. То же самое касается и правительства. Таким образом, власть правительства должна быть ограничена. С библейской точки зрения, эти нормы приходят от Бога, это закон Божий.
Сохраните свою традицию!
— Если правительство не имеет нравственной основы, оно выполняет заказ общества. Народ желает легализовать проституцию, правительство выполняет заказ. Правильна эта система или нет?
— Я думаю, это является последствием демократии. Я это не одобряю, но в силу противоречий, которые мы называем проявлением теократии, закона Божьего, и демократии в светском пониманиии этого слова, здесь возникают некоторые вопросы. Но хорошо, что есть эти противоречия. Закон Божий — это не только то, что записано в Библии, но это есть определенный порядок в творении. Часто вы видите, что когда развитие заходит слишком далеко (как, например, с наркотиками или с проституцией), люди говорят: «Надо это остановить!» И так говорят не только христиане, а также неверующие. Люди заботятся о своих детях, и они начинают протестовать против слишком либеральной политики. Таким образом, в демократии есть такие самокорректирующие механизмы, которые каким-то образом связаны с законом Божьим, хотя это незаметно.
— Думаю, что не открою Америки, если скажу, что душе русского человека чужд чрезмерный рационализм. Некоторые вещи, происходящие на Западе, воспринимаются нами как карикатура на здравый смысл. Я хочу спросить, какие перспективы вы видите в развитии России, как философ?
— Мне кажется, вам нужно попытаться восстановить собственную традицию, собственную культуру. Нужно принять этот факт, что люди мыслят иерархически. Поэтому, если вы хотите изменений в области рыночной экономики, прав человека, общества, демократии, то нужно адаптировать культурный контекст. Это важный момент, с которого нужно начинать. Большая ошибка людей, которые приезжали в Россию с Запада, — в том, что они настаивали, чтобы была демократия. Они не понимают, что у России другая история культуры, не такая, как на Западе. В русской культуре не было Реформации, не было Просвещения. Нужно, чтобы поколение молодых людей научилось своим собственным русским традициям, старалось их развить, чтобы Россия стала важной страной в современном мире. Нужно, чтобы вы не только импортировали «Кока-колу» или «Макдональдс», но и сохраняли свою русскую еду, русскую традицию в кухне. Я думаю, что наш кризис на Западе может быть разрешен, если мы присмотримся к русским традициям. Конечно, частично ваши проблемы идут с Запада. Однако, если у нас будет обмен, дискуссия, восстановление русской духовной традиции и также духовной традиции Запада, если мы будем их обсуждать, развивать, мы сможем построить гражданское общество, которое принесет плоды для будущего России и Запада.
В чем ошибка Запада
— А какой вы видите роль Православной Церкви в построении этого гражданского общества?
— Я думаю, что не будет будущего России без Православной Церкви, потому что это было традиционно, это было силой в духовной жизни России. На Западе протестантская церковь должна быть более открыта к восточным православным церквям. Многие лидеры Церкви в моей стране думают, что Православная Церковь слишком консервативна. Но это показывает лишь их либеральный способ мышления, потому что они живут в либеральном обществе. На самом деле они не открыты к православной точке зрения. Это приводит к большим противоречиям во Всемирном совете церквей, потому что многие русские православные лидеры Церкви говорят западным лидерам Церкви, что они слишком либеральны. Я очень сочувствую этой критике, потому что там заключается важная истина. Но в то же время я думаю, что в Русской Православной Церкви слишком много консерватизма и слишком много националистической изоляции.
— Может, то, что вы сказали, объясняет неудачи, которые потерпели (и терпят) западные миссионеры, насаждающие в России свои церкви и категорически игнорирующие опыт Православной Церкви?
— Да, это плохо, потому что, если мы посмотрим на Новый Завет, Апостол Павел не начинал с церкви, а начинал с синагоги, то есть с уже существующей церкви, так можно сказать. Это большая ошибка западных миссионеров. Они ведут себя так, как будто никогда не было церковной истории России, и, таким образом, они пытаются утвердить монополию на истину, на Евангелие. Они не хотят потратить силы на изучение православной русской традиции, на русскую интерпретацию христианства. Хотя, с другой стороны, эти группы вольны так поступать, потому вы сейчас — свободная страна. И есть свобода Православной Церкви ехать в Америку, в Нидерланды для того, чтобы выражать свою собственную веру миссионерским способом. Кроме того, Русская Православная Церковь может сыграть очень плодотворную роль в социальной жизни, если она будет развивать свое собственное видение на моральные вопросы, таким образом сотрудничая с государством.
Церковь должна говорить пророчески!
— Я думаю, что будущее нашей Церкви — быть (в хорошем смысле этого слова) в оппозиции власти, провозглашая библейскую точку зрения на те или иные вопросы. Конечно, народ наш (имею в виду неверующую его часть) будет испытан Церковью, ее голосом, потому что авторитет ее огромен.
— Да, авторитет Русской Православной Церкви очень большой, но не нужно забывать, что нужно говорить пророчески, нужны пророки. Иногда пророки очень критически высказывались в Израиле. Я думаю, что в России должна быть такая Церковь, которая будет говорить пророчески.
— Да, безусловно. Из истории Церкви известно, что было много русских пророков. Были такие пророки, которые говорили правду в глаза царю, и цари боялись их. Их называли «юродивые».
— Нам, на Западе, тоже нужно, чтобы церковные лидеры были пророчествующими, и это может начинаться с простых, обыкновенных людей. Я согласен.
— Скажите, Артур, какие у вас пожелания нашим читателям, учитывая, что нас читают и в Государственной Думе, и люди на улице?
— Я хочу поддержать, стимулировать этих людей, чтобы они развивали способ мышления, который приходит из русской православной традиции, чтобы они читали Библию, чтобы они думали о последствиях социальной, политической, экономической реформы. Я хочу, чтобы мы продолжали говорить, обсуждать, чтобы приходили вопросы из разных традиций: православной, протестантской, католической, потому что мы можем много получить друг от друга. Это также библейская задача.
— Вы уже знакомы с нашей газетой, с ее направленностью. Какой вы видите перспективу развития христианской просветительской прессы?
— Я надеюсь, что ваша газета будет развиваться и превратится в такой национальный проект, который будет влиять на духовное мышление людей очень глубоко, который будет помогать людям поступать в обществе по-христиански. Я хочу, чтобы ваша газета стала частью социального движения христиан, которые действительно хотят изменить общество.
— Спасибо, успехов вам!
Вел беседу Сергей РОМАНОВ
Фото автора
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|