Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Константит Ковалёв: «Времена не выбирают — в них живут и умирают!»


КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ — глава Муниципального образования Лиговка-Ямская. В свое время он закончил архитектурный техникум, философский факультет ЛГУ, высшие академические курсы Академии МВД. На территории округа, подведомственного ему, находится храм Феодоровской иконы Божией Матери. Константин Ковалев является его прихожанином, принимает самое деятельное участие в его судьбе. Пути Господни неисповедимы. Храм Феодоровской иконы Божией Матери — один из первых православных приходов, ставший распространять газету «Вечный Зов». Сегодня Константин Иванович — друг газеты, активно ей помогает.

Мы утрачиваем чувство патриотизма


— Константин Иванович, как вы пришли к вере?

— Взрослел я в годы разгула атеизма, но знал всегда, что Бог есть. Во-первых, мама меня крестила сразу по рождении в Спасо-Преображенском соборе осажденного Ленинграда. Родился я не в больнице, а дома на Литейном проспекте. Это было в 44-м году. Старший брат пришел с работы, а ты, говорит, кричишь.

— Как мама вас выносила в блокадный период?

— Она и сама удивлялась вместе с отцом: «Чего мы наделали-то?» Отец воевал на Волховском фронте, был ранен, попал домой. Мама была верующим человеком. В отношении веры отца не могу сказать ничего, но к маминой вере он относился спокойно, с уважением, хотя был членом партии, куда вступил на фронте.

— Когда вы подросли, говорила вам мама о Боге?

— Говорить-то говорила, да вот только слушал ли я ее? Она никогда не читала мне нравоучений, я рос самостоятельно. Когда отец умер, мне всего было 14 лет, нужно было помогать семье. Старшие брат и сестра жили отдельно своими семьями, а мы с мамой — вдвоем.

— А вы чувствовали, что в том, о чем тогда говорили в школе, в обществе, в СМИ, была какая-то ложь?

— Да ничего я такого не чувствовал, рос как все дворовые дети, со своими детскими радостями и бедами. Вопросы возникли позже, и далеко не такой форме, как мы об этом говорим сейчас. Я не сторонник беспредельного охаивания времен, в которые мы жили. Есть такие строки у Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Мы жили в то время, а иной-то жизни не было. Лишь к началу 80-х годов стало очевидным, что страной управляют люди, которые и руководить-то уже не могут. По своему физическому и нравственному состоянию, если хотите. Вот тогда и появились мысли, что живем-то мы не по правде.

— Ходили анекдоты про Брежнева, членов Политбюро... Люди многое критиковали, над многим смеялись, но реально протеста своего не выражали. Как вы думаете, почему?

— Тогда бытовала устойчивая формулировка: лишь бы не было войны. Пусть это спокойствие будет эфемерное, скудное, ограниченное какими-то рамками, главное — знать, что тебя не отправят в тюрьму, на фронт, не лишат пищи, что о тебе все-таки государство заботится и создает какой-то минимум условий для получения образования, медицинских услуг, работы.

— У многих ностальгия по тому времени...

— Не по времени, а скорее по молодости, когда ты был силен, здоров, когда все, за что бы ты ни брался, тебя интересовало. Так было во все времена. Многие, и я в том числе, видели вокруг много ханжества и лицемерия, но я был молод, здоров, и все еще было впереди. Что-то было лучше в те времена, что-то — хуже.

— Но вот какая-то мораль все же была! Был Моральный кодекс строителя коммунизма, и, в принципе, неплохой был кодекс: человек человеку — друг, товарищ и брат.

— Во многом совпадающий с библейскими истинами.

— Была какая-то нравственность, было понимание добра и зла, а сейчас эти границы размыты. Или вы не согласны?

— Согласен.

— Истина стала относительной. С высоких трибун не говорят, что хорошо, а что плохо. Все сводится к экономике, к тому, как полнее удовлетворить человеку свои физиологические потребности. Целью стала ориентация на западный стандарт жизни. Как вы считаете, потеряли мы что-то в новых условиях или обрели?

— Мы утратили чувство патриотизма — это самое печальное из того, что мы сегодня видим. У послевоенного поколения, поколения 60-70-х годов было чувство гордости за свою Родину, чувство верности своему Отечеству, за которое были отданы миллионы жизней. А сейчас мы становимся безродными космополитами. Думаю, вера православная — та базовая ценность, что может объединить народы, сделать нашу жизнь осмысленной и красивой. Вы правильно сказали про Кодекс строителя коммунизма. Откуда это? Не случайно сейчас и члены КПРФ стали лояльны к религии и к Библии. Конечно, есть вечные истины и вечные нравственные категории. В каком бы мы обществе ни находились, в каком бы времени ни жили, от Адама с Евой до сегодняшних дней, эти истины непреложны. Есть добро, есть зло, есть прекрасное, есть безобразное, есть любовь, есть ненависть — и мы в этих категориях жили, живем и жить будем. И то, как мы их преломляем применительно к себе, к своему времени, к своей обстановке — от этого-то все зависит. Вот как мы их преломляем, то и имеем.

Должны ли мы покаяться?


ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ памятной доски на улице имени дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского
ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ памятной доски на улице имени дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского


— Скажите, Константин Иванович, а почему в нашем руководстве об этом не говорят: ни на уровне президента, ни на уровне городских и районных властей? Говорят в основном об экономике. Почему обходят тему нравственности, морали? У чиновников что, нет своего мировоззрения, или это делается специально? Люди, стоящие у власти, сознательно скрывают свои мысли, чувства, убеждения?

— Сегодняшние руководители разных уровней декларируют свою тягу к Православию. Многие на праздниках стоят в церквах со свечками. Вроде мы показываем, насколько для нас это важно. Открывая театры, спортивные сооружения, руководители говорят: «Да, это хорошо!» Но все эти культурные ценности как финансировались, так и финансируются по остаточному принципу, а на первое же место выдвигаются животные потребности. Грубо говоря, как мерили все колбасой и бутылкой водки, так и меряем. Как бы себе брюхо набить, дом построить побольше, да с бассейном и так далее, и все зависит лишь от того, на каком уровне социальной лестницы находится тот или иной бизнесмен или чиновник. Поэтому то, что происходит сегодня — это проще для власть имеющих. Проще рассуждать о глобальной экономике или о том, как мы ловко уходим от кризиса, о социальных вопросах, чем поднимать такие серьезнейшие проблемы, как, скажем, национальная идея, или утрата патриотизма, или глухота к вопросам добродетели, нравственности, воспитания. Добавим людям к пенсии 200 рублей в месяц, и пусть радуются! Или еще откровение: чего вы ищете какой-то свой путь, марш европейским строем в ВТО, в ЕС, а там и в НАТО!

— Может быть, власть не понимает, что у нас катастрофическое положение с нравственностью, что народ деградирует, вымирает, может, они просто не видят этого?

— Я глубоко убежден, что все они знают и понимают — это далеко не глупые люди. Но они живут так, как живем все мы под их «мудрым» руководством только богаче. Набить утробу — проще. Вот я, допустим, сегодня при власти. Что мне проще сделать? Как продемонстрировать свою деятельность? Да взять и провести какое-нибудь мероприятие с раздачей бесплатных пирожков, конфет и пряников. И сразу все будут говорить: «Какой хороший человек!» А вот попытаться организовать какую-то работу, которая бы изменила духовную жизнь, даже своего маленького коллектива — это неизмеримо сложнее, да и не видно сразу.

— Если бы вы были у власти, с чего бы вы начали?

— Смотря какая власть бы была. Если монархическая, то это одно, а если, якобы, демократическая и либеральная, которую мы сейчас имеем, то тогда совсем по-другому.

— А вы монархист по своему мировоззрению?

— Я... вопрос непростой и даже неожиданный для меня. Приходя в церковь, я не забываю подойти к иконе царственных страстотерпцев.

— Почему это для вас так важно?

— Наверное, испытываю чувство вины, хотя будто бы лично никакого отношения к этому не имею, но внутренне такие переживания есть: и за своих предшественников, и за свое поколение, и за безбожную власть, во имя которой я работал многие годы. Я не могу сказать, что я монархист и, наверное, сейчас эта тема для страны уже неактуальна. Допустим, можно ли вернуть монархию? Если будет народ готов к этому, то и вернуть можно будет. Ирония, может быть, и неуместна, но скажу, мы все время на царя-батюшку уповаем, называется он хоть генеральный секретарь, хоть президент. «Вот приедет барин, барин нас рассудит». А царь — это же помазанник Божий.

— По поводу вины — она рождает покаяние. Сегодня часть людей говорит о том, что нужно покаяться в том, что произошло в 17-м году, а часть говорит о том, что не надо каяться в том, чего мы не совершали. Ваше чувство вины — оно как-то связано с желанием покаяться?

— Видите ли, такие чувства как вера, покаяние, скорбь, переживания за совершенный грех — это интимные чувства, и об этом не нужно говорить. Можно сто раз покаяться вселюдно и публично, а в душе, перед Богом, оставаться прежним. Что такое покаяние? Почему-то понимают это как публичное исповедание своих грехов и ошибок. Вот вышел на трибуну Владимир Владимирович и сказал: «Мы тут польских офицеров расстреляли, и вот мы покаялись». Да не покаялись мы в этом. Покаяние — это катарсис, когда слезы душат и нет слов.

Как возрождался храм


ПОКА ИДЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА Феодоровской иконы Божией Матери, службы проходят в часовне Новомучеников и Исповедников Российских (на снимке слева)
ПОКА ИДЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА Феодоровской иконы Божией Матери, службы проходят в часовне Новомучеников и Исповедников Российских (на снимке слева)


— Константин Иванович, зачем нужна дорога, если она ведет в храм? Какой дорогой вы шли к храму?

— Я работал в транспортной милиции, и наше управление находилось на Полтавской, 9. Я много лет проходил под этими так называемыми красными «кремлевскими» воротами, и все время смотрел на этот храм. Часто думал: «Как же так, это же храм, и там молокозавод?» Не покидала эта мысль меня и при увольнении по выслуге лет в звании полковника милиции в 1998 году. И вот привел меня Господь однажды за крещенскою водою в часовню Новомучеников Российских. Вот говорит мне Татьяна Борисовна, свешница: «Приходите к нам почаще, у нас хороший священник, отец Владимир». Пришел на литургию однажды, да так и прикипел душой. Молились мы, чтобы восстановить храм Феодоровской иконы Божией Матери, и всю печальную его историю узнал я. Как помочь? Узнаю, что главой муниципального образования является Игорь Арефьев, с которым мы были депутатами Смольнинского района еще в 90-91 гг. «Игорь, как помочь храму?» — «А ты иди на выборы в муниципальные депутаты, вот и будешь помогать». Игорь пошел на повышение, а я волею судеб и избирателей не только стал депутатом, но и был избран главой МО. Это дало формальную возможность обратиться к тогдашнему вице-губернатору Лобко В. Н., которого я знал лично, в районную администрацию, чтобы обратить внимание на злосчастную судьбу храма. Поскольку и до меня делалось в этом направлении много, то мои скромные усилия стали тоже толчком в нужном направлении. В то время настоятелем был уже отец Александр Сорокин — молодой, энергичный и прогрессивный оптимистичный человек.

ОТЕЦ Владимир Сорокин
ОТЕЦ Владимир Сорокин
— Есть фотографии, фиксирующие крестный ход в честь этого события...

— Да, в 2005-м году мы крестным ходом вошли в этот храм. Меня тогда очень тронули слова отца Владимира Сорокина, который сказал: «Константин Иванович, вот с Божией помощью и не без вашего участия дело двинулось». А теперь восстановление храма — партийный проект «Единой России», и председатель попечительского совета — Б. В. Грызлов. Пришли на помощь люди из бизнеса — Скоров А. А., вы о нем писали, Гусаров А. А., руководитель крупной компании, секретарь попечительского совета, и многие другие.

— Вот мы с вами говорили, что есть проблемы падения морали, нравственности. А вы считаете: у нас дефицит просветительских программ, которые бы пропагандировали такие ценности?

— Сергей Александрович, это тоже отдельная, больная тема, если о ней говорить. Не секрет, средства массовой информации, периодическая печать наша и книжный рынок в общем внешнем многообразии сосредоточены вокруг идеи общества потребления.15-20 лет назад в метро каждый второй сидел с книжкой в руках, нередко — с классикой. Сейчас не чтение, а чтиво. В ушах вставлены трубочки, и молодой человек стоит и в такт им качается: тум-тум, тум-тум. Периодика все больше «желтого цвета» или реклама, гламур. Конечно, ваша газета «Вечный Зов» противостоит этим процессам, почему я с сочувствием к ней отношусь.

— Вы один из немногих представителей власти, к кому мы обращались за помощью и кто нам реально помог. На деньги рекомендованного вами спонсора вышел предыдущий номер. Скажите, насколько важно сегодня существование изданий, пропагандирующих вечные ценности?

— Я бы даже по-другому поставил вопрос. Пусть меня не сочтут ретроградом, но я бы две трети существующих изданий закрыл, заменив их на те, которые действительно несут правду, истину, духовность, свет. Пошлость развивается страшно — все, что ниже пояса, является поводом для острот, пропагандируется и рекламируется. И это везде: и в печатных СМИ, и на телевидении, и в Интернете. Вы пытаетесь противостоять этому. Я понимаю, как это тяжело. К сожалению, немногие пока понимают, насколько это важно. И издание, которое несет в себе необходимость его осмысления, то есть какого-то мозгового усилия, зачастую отвергается, потому что оно не соответствует обильному ужину, который человек только что принял, и его настрою. Человек думает: на деньги я все, что мне надо, куплю.Мне даже читать не надо, я в уши себе вставлю опять же эту «говорилку», она мне будет читать что захочу. Вот и все, понимаете?

— А руку Божью над собой чувствуете?

— Конечно. Это счастливая случайность, что я родился в такие трудные годы, что мать выносила, а случайностей, как известно, нет. У меня были и опасности, и болезни, и тяготы семейные... да чего только не было! Была, к примеру, поездка на машине, когда нас с женой чуть насмерть не убило. Только Бог спас. В лобовую на нас выскочил по встречной полосе «Мерседес». Я когда открыл глаза, спрашиваю жену: «Мы где? На этом свете? Он же убил нас!» Ну, кто нас спас? Только Бог. Он решил, что еще рано нам представать пред Его судом. Много чего было!

— Конечно, если бы не Божья защита, неизвестно, что бы с нами было. Есть же си-лы, которые в любой момент готовы нас уничтожить. Бог всех защищает: и верующих, и неверующих...

— Много сейчас пишут о чудесах, в том числе и в вашей газете. Люди интересуются сверхъестественными явлениями, но любой здравомыслящий человек, если аналитически взглянет на свою предшествующую жизнь, может сделать два серьезных вывода. Он поймет, что все события, которые с нами происходят, происходит по воле Божьей, и Он нам каждый день Свои чудеса являет. И второй важный вывод — в том, что Господь дал свободу выбора человеку. Никого не вини! Оглянись назад и увидишь, что в любом крупном или малом событии проявлена либо твоя вина, либо твое достоинство. Сам все порождаешь, исключительно сам. Если честно смотреть на все. Я вот так это вижу.

Что будет с нами дальше


— Бытует мнение, что Господь чем-то наказал наш народ, нашу страну, раз мы столько страдали. А вы как считаете, что такое было с нами? Вакханалия, безумство или что другое? Это Божий промысел, либо это возмездие за наши грехи, которые копились веками?

— Сергей Александрович, задавая вопрос, вы уже на него ответили. Вы сказали: «Или это Божий промысел...» Да без Божьего промысла ничего не происходит. Вообще ничего! Как в Библии сказано: «Без воли Божьей волос не упадет с головы!» Есть такая молитва: «Слава Тебе, Господи, что Ты даешь мне такие испытания». Мы несем испытания, мы несем и последствия того, что сами наработали. Вот Господь нам, нашему Отечеству посылает проблемы, значит, Он нас любит и верит в нас.

— А как вы считаете, мы «выкарабкаемся»? Будет ли на нашей улице праздник, или будем падать еще?

— Каждый мыслящий человек об этом думает, но не все понимают, что происходит. Последние 15-20 лет образовалась прослойка людей, которые вовсе и не думают об этих вопросах: будет лучше, будет хуже? Сегодня у меня есть хороший оклад, машина, дача, а завтра я куплю еще лучше. Таких людей много. Если ты патриот, если ты любишь свою Родину, Отечество, если ты любишь людей, ты не можешь так жить! Сказано в Писании: «Что толку, если человек приобретет и весь мир, а душе своей повредит?» Идет борьба, и я уверен, что Россия — выберется, она такая страна, что переживала и не такое!

— Многие люди мучаются бесцельностью жизни. Как вы считаете, для чего вообще человеку стоит жить?

— Вопрос смысла жизни, как говорят философы, вечный вопрос.

— Ну а вы для чего живете?

— Для чего я живу? Неудобные задаете вопросы, потому что они требуют глубого осмысления. Односложно не ответить. Если уж случилась такая невероятная вещь, что Господь дал мне эту жизнь, то я должен оправдать возложенные на меня обязанности. Должен! Обязан! Какой самый страшный грех? Это грех самоубийства. А если противоположный вывод сделать: что самое важное? Это жизнь, которую тебе дали. Древние говорили: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Надо стремиться хоть как-то прилично прожить эту жизнь. Не надо искать какой-то отдельный, особый смысл. Смысл жизни — в самой жизни, жизни по божеским правилам, по правилам добра.

— По-моему, Альберт Швейцер, философ-гуманист, вывел формулу смысла жизни. Это благоговение перед жизнью. Имеется в виду — и перед Тем, Кто дал тебе жизнь. Благоговейное, очень трепетное отношение ко всему, что тебе дается, что ты видишь, или к тем, от кого получаешь какие-то блага. Особое, уважительное отношение к бытию. Вы согласны с такой формулировкой?

— Абсолютно согласен, но, к сожалению, на каждом этапе жизни мы по-разному это понимаем. Если бы мы с юных лет благоговели перед жизнью, может быть, и жили бы не так! Ведь это же совершенно невероятное событие, что мы оказались на этом свете! К сожалению, мы приходим к таким выводам иногда слишком поздно, а мысль очень хорошая.

— А в православном понимании смысл жизни — спасение души...

— Да, конечно.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Чтобы они читали газету «Вечный Зов», а если серьезно (хотя это — серьезное пожелание), хотелось бы пожелать молодому поколению как можно раньше задуматься о смысле нашего бытия. Не искать какого-то внешнего смысла жизни или особой цели, ну, например, стать президентом банка, или нефтяным олигархом, а постигать свое предназначение, как человека в этом мире, творить добро, любить людей. Чем раньше человек это поймет, тем лучше для него же. Чем меньше он сотворит в этой жизни зла, тем более он получит радости от этого бытия.

Вел беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива К. Ковалева


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх