|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Советы Афонского старца
(Продолжение. См. в №№ за апрель 2009 — март-апрель 2010)
Монашеская жизнь
3. Что такое отречение от мира
Отречение от мира — это отказ от всего, что не принадлежит области абсолютной необходимости и есть следствие жизни по духу мира сего. Общий закон таков: все, что не отвечает понятию необходимости, принадлежит сфере вожделения, которое рождает корыстолюбие и себялюбие, уготовляя путь матери смерти — сластолюбию.
Пример истинного отречения от мира нам явил Господь, когда после Крещения удалился в пустыню и верой предался всеспасительному Творческому Промыслу, удерживающему и сохраняющему вселенную.
Раскрывает значение абсолютного отречения следующее изречение псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54:23). Только весьма верные способны стяжать эту вседобродетель. Те отцы, что следовали ей в своей жизни, вкусили и ее сладкий плод — бесстрастие, которое есть порождение твердой в Божий Промысел веры и ведет, согласно отцам, к вере созерцательной.
Постигая Бога в те моменты, когда Божественная благодать подавала им утешение в соответствии искушениям, которым они противостояли, святые отцы стяжали совершенную веру в Бога и оставались непреклонными во время постигавшей их бури искушений.
Итак, начав с отречения от мира, мы приходим к бесстрастию, дающему нам силы претерпевать искушения. И да достигнем мы Божественной благодати этих добродетелей. Да будет так.
4. Что такое помыслы, как они возникают, как действуют на человека и как с ними бороться. Возможно ли, чтобы они когда-нибудь прекратились
Помыслы, в двух словах, есть мысли, посредством которых ум общается с миром духовным и чувственным. На воображаемом экране ума возникает в виде образа какая-то мысль, несущая определенный смысл, и тогда ум, если, конечно, он не связан и находится в здравом состоянии, исследует, опираясь на логику, значение этой мысли.
Причины, вызывающие помыслы, многочисленны, не исключая даже и саму мыслительную деятельность ума. Он принимает помыслы как из окружающего мира, так и из трехмерного времени настоящего, прошедшего и будущего, а также от неусыпного врага нашего — сатаны. Можно сказать, что большинство их, и самые причем отвратительные, приходят как раз от него. Цель сатаны — наша вечная смерть, которую он и сам унаследовал.
Первое появление мысли-помысла называется прилогом и возникает в уме беспрепятственно. Ум наш напоминает открытый глаз, и что попадает в его поле зрения, он видит без усилий, даже если и не хочет.
После того, как поступил прилог, ум приступает к выяснению того, что это такое, какую имеет цель, и каков может быть результат. В компетенцию ума, кроме исследования, входит одобрение или отвержение этого помысла. Любой помысел вызывает только припоминание, а ум же на основании способности к рассуждению, материальных потребностей и веры человека в свое предназначение решает, принять помысел или отвергнуть.
Помысел не насилует наш свободный выбор при условии, что этому не предшествовали дурные привычки или страсти, ставшие навыками, и тут уже и диавол принимает участие. Избавиться от плена дурных привычек можно, убегая причин, их вызывающих. Необходимо употребить силу и сопротивляться, чтобы они не повторились, и постоянно призывать Божественную благодать, которая может дать нам свободу. Сами по себе помыслы не навязываются человеку, но и не прекращаются, а возникают в зависимости от того, какой выбор делает владычествующий ум.
5. Что такое невидимая брань
Невидимой брань и называется потому, что мы ее не видим. Только настоящие подвижники знают, что это такое, по ее действиям и результатам. Неложный свидетель тому Апостол Павел, говорящий о коварстве диавола: «Ибо нам небезызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11).
Невидимая брань имеет место быть по причине всеобщей порчи, противодействующей Божественному закону и воле. Вначале зарождается мысль, затем принимается решение, и после этого выбора следует уже само действие. Процессы эти происходят в человеческом уме, который все подвергает проверке и выносит окончательное решение.
Закон порчи, прибежище неразумного начала, либо через страсти, либо посредством демонов упорно держит ум в состоянии заблуждения, чем объясняется и тот факт, что часто человек делает пристрастный и неразумный вывод.
Борьба эта нам невидима и брань неощутима, но есть внутреннее побуждение к принятию решения, за которым следует сочетание и само действие.
Весь этот лабиринт незримой борьбы и битвы против неразумного начала за соблюдение Божественной воли, добродетели и правды и называется невидимой бранью.
6. В чем состоит внутренняя брань монаха
В соответствующем изречении говорится: «Ум зрит, ум слышит», — что означает, что ум является центром мыслительной деятельности человека, он же принимает решения и предпринимает действия.
Цель монаха — хранить ум. Он должен контролировать его, подчинять и направлять на соблюдение воли Божией. Таким образом возможно будет держать под контролем не только внешние действия и движения, но и подчинить «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).
Беря за основу слово Апостола «чтобы мы уже не для себя жили, но для умершего за нас и воскресшего Христа» (2 Кор. 2:15), монах печется о том, чтобы удалиться ему от помышлений о суетном сем мире и предметах его. И если телом он находится еще на земле, то мыслию своей, волей и действием пребывает на небе, куда устремлена его любовь. К этому должен стремиться монах, и после того, как сам стал причастником воскресения и жизни вечной, он в меру того, насколько сам вмещает, пытается показать людям путь истинного покаяния и средства ко спасению.
7. В чем разница между той бранью, которую ведут монахи, и той, что ведут те, кто живет в миру
Для тех, кто живет в миру, борьба или брань происходит в мире чувственном, в мире, что нас окружает.
Монах же ведет борьбу на двух фронтах — чувственном и мысленном.
Если мирянин отсекает себя от всего чувственного, он сразу освобождается от его влияния. Монах же, напротив, делая то же самое, не избавляется от влияния помышлений и чувств, что удерживаются в нем как образы из прошлого и будущего, не переставая вызывать похоти и страсти.
Избавиться от греха по действию для монаха еще не все, цель его — умертвить всякое страстное движение и все, что составляет ветхого человека.
Если ему удается первое, тогда он избегает осуждения и приговора Божественного Правосудия, если же удается и второе, то приобретенная чистота сердца ведет его к наследованию Божественных обетований и богоусыновлению. Тогда монах становится наследником Отца и сонаследником Христу.
Тема эта, вообще говоря, многомерна, и здесь мы обозначили ее, скажем, отдельные штрихи. Желаем вам, кто ищет и хочет сей награды, подвигом и усилием стяжать ее.
8. Что означает чистота сердца и как ее достичь
Слово «сердце» не означает плотский телесный орган. В этической и духовной сфере под словом «сердце» понимается вся личность человека в совокупности, которая иногда называется еще душой, а иногда умом, то есть все то, что свойственно человеку — его предпочтения, качества, духовное состояние.
Образ и подобие человека, которого сотворил Создатель и в этом именно выказал Свою удовлетворенность, следует искать в совокупности человеческой личности. Именно ее очищения требует Бог, и когда она очистится, то открывается человеку Сам, и все, что исходит от Него, открывает.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Что же такое тогда душевная нечистота, нечистота ума и сердца, чего так гнушается и отвращается Бог, так что необходимо очищение?
Повинны в том же самом и демоны, почему справедливо и называются нечистыми духами. Но какая нечистота может быть у невещественных, умных и бесплотных духов? Нечистота в этих бесплотных существах — грех и вся совокупность неразумного, худого начала и злонравия.
Диавол, как основа и начало всякого извращения, есть корень и причина всякого зла.
Им был обольщен и человек, и после того, как тот взбунтовался против Бога, он утратил богоподобные свои качества, святость, и приобрел злобу — свойство диавола. По праву он стал и остается нечистым душой, умом и сердцем.
Бог по причине Своей благости и милосердия хочет вернуть человека в первоначальное его состояние и достоинство. Он делает все, чтобы человек совлек с себя дурную и противную разуму испорченность и образ мыслей, в которые облекся, потому что все это не его.
И когда человек сделает это, совлечется всего чужеродного ему, Бог снова облечет его святостью, которую тот утерял, и соделает причастником всего отеческого, что нам даровал Своим пришествием в мир Христос. Вот что такое сердце и его грязь и смерть, и вот образ его очищения и освящения.
Тот, кто, с одной стороны, противится прилогам, греховным помыслам и греховным поступкам, и, с другой стороны, ежедневно помышляет и стремится к добродетели, избавляется по благодати от влияния на него худого образа мыслей.
Это обязательно именно так и случится, потому что такой человек победил грех, и память о зле изгладилась из его мыслей. Ему подходит сказанное Господом: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Вот кто такие чистые сердцем и кто способен зреть Бога и ощущать Его благодать, поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Господи сил Иисусе Христе, Ты, привлекший нас к Божественному Твоему познанию и позволивший нам просить и призывать Тебя, не лиши нас благословения Твоего, но укрепи и удержи нас рядом с Собой, и даруй нам сей дар, согласно обетованию Твоему. Аминь.
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в следующем номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|