Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

К оглавлению

И что есть око человека?

I. ГЛАЗ — орган зрения, наиболее полно воспринимающий внешний мир и передающий информацию душе человека.

Глаза человеческие ненасытимы (Притч. 27:20; Еккл. 1:8), и сердце следует за глазами (Иов. 31:7). Поэтому глаза несут свет телу: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22 и след.).

Искушение начинается с глаз (Быт. 3:6; ср. 1 Иоан. 2:16), а вожделеющий взгляд уже есть грех в сердце (Мф. 5:28).

О праведнике сказано, что он закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла (Ис. 33:15). Иов заключил завет со своими глазами, дабы не смотреть на девиц с вожделением (Иов. 31:1). Но человек видит только то, что находится перед его глазами (1 Царств 16:7); чтобы человек обрел проницательность, Бог, дарующий ему видящие глаза (Притч. 20:12), просвещает его очи (Пс. 12:4) и очи его сердца для познания (Еф. 1:18), иначе человек, видя, не будет видеть (Мф. 13:13), ибо глаза его останутся «сомкнуты» (ст. 15). Но там, где глаза «удержаны» (Лк. 24:16), Господь откроет их, чтобы люди узнали Его (ст. 31), как это было с Агарью (Быт. 21:19) и Валаамом (Чис. 22:31). Подкуп же, напротив, ослепляет глаза (1 Царств 12:3).

Глаза сообщают внутреннему миру о внешнем и одновременно открывают то, что таится в сердце. Они могут быть добрыми (Притч. 22:9 — МТ: «[человек] с добрыми глазами будет благословляем»), гордыми, надменными, тщеславными (Пс. 17:28; 130:1; Притч. 6:17; 21:4; Ис. 10:12). Глаза могут быть колючими от ненависти (Иов. 16:9), они могут насмехаться (Пс. 34:19) и не замечать просящих подаяние (Притч. 28:27).

Глаза глупца устремлены на концы земли (Притч. 17:24). Подмигивание глаз служит тайному взаимопониманию (Притч. 6:13; 10:10; 16:30). Глаза псалмопевца обращены на деяния Бога, а глаза рабов — на руки их господ (Пс. 122:2).

Возведенные вверх глаза означают надежду и молитву, обращенную к Господу (Пс. 122:1), взывание к идолам (Иез. 33:25) или заносчивость (4 Царств 19:22).

От стыда и смирения люди не смеют поднять глаза и опускают их вниз (Езд. 9:6: Иов. 22:29 — МТ: «Он спасет опустившего глаза» (Лк. 18:13).

Выражение «пред очами кого-либо» или «в очах кого-либо» означает «в присутствии кого-либо» (Быт. 23:11; Ис. 13:16; ср. Исх. 10:28 и след.). Кроме того, оно означает чье-либо собств. воззрение или мнение (Руфь 2:10; 1 Царств 1:18; Иов. 25:5). Тот, кто видит верный путь и ведет по нему (Иов. 29:15), становится глазами слепого, а тот, кто указывает путь народу в пустыне, является глазами народа (Чис. 10:31).

Глаза легко ранимы, и на этом построена притча о соринке и бревне в глазе (Лк. 6:41 и след.). Во многих изречениях использован образ зеницы ока, которую надо особенно беречь (Втор. 32:10; Пс. 16:8; Притч. 7:2; Зах. 2:8). В Иез. 24:16 супруга пророка названа «утехой очей» его. Выражение «покрывало для очей» (Быт. 20:16) может означать также искупление несправедливости, делающей ее как бы невидимой для глаз.

II. ОЧИ БОЖЬИ. В то время как глаза идолов «смотрят», но не ви-дят (Пс. 113:13; 134:16), от очей Господа, видящего в сердцах (1 Царств 16:7), ничего нельзя утаить. Все открыто и обнажено перед Тем, Кому мы должны давать отчет (Евр. 4:13), — все прошлое и грядущее (Пс. 138:16). Очи Его видят все пути сынов человеческих (Иов. 24:23; Иер. 32:19). Они смотрят на всю землю, чтобы помогать праведным (2 Пар. 16:9) и руководить ими (Пс. 31:8; ср. Пс .122:2). Но очи Господа обращены и на грешников, которые предстанут перед Судом (Ам. 9:4,8) и не будут помилованы Его оком (Иез. 5:11), как это случилось с израильтянами в пустыне (Иез. 20:17).

III. ПРОЧЕЕ. Как метафора, еврейское слово «айин», означающее глаза, нередко используется в тексте оригинала для обозначения искрящегося вина (Притч. 23:31), поверхности земли (в Синодальном переводе — «лице земли» — Исх. 10:5,15; Чис. 22:5,11), источника (см. названия, в которые входит слово «айин»).

(Библейская энциклопедия Брокгауза)

К оглавлению

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх