|
электронная версия газеты |
|
|
|
|
К оглавлению
Сергей Романов: Национальная идея России может быть выражена фразой: "За Веру, Народ, Отечество!"
В ПРЕДДВЕРИИ ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ главный редактор газеты «Вечный Зов», президент Ассоциации христианских журналистов С. А. Романов дал интервью ряду российских христианских СМИ.
А без идеи жить нельзя!
— Сергей Александрович, а для чего нужна национальная идея? Вот, например, кинорежиссер Андрей Кончаловский отрицает необходимость какой бы то ни было идеи. А президент Путин ее поиски вообще назвал «национальной забавой»...
— Без идеи жить нельзя. Идея (замысел) предшествует ее воплощению (действию). Бог планировал, потом осуществлял Свой план. Идея — двигатель прогресса. Жизнь людей без идеи — животная, пустая и непродуктивная. Да и кто из разумных людей живет только одним днем? Или кто из строителей строит дом, не имея четко разработанного плана?
В дореволюционной России национальной идеей была доктрина тогдашнего министра просвещения графа Уварова «Самодержавие. Православие. Народность». Это три главных столпа, на которых стояло государство российское. В СССР национальной идеей сначала была мировая революция, а потом построение коммунизма. У современной России национальной идеи нет.
— Хорошо, а российское правительство разве не планирует? Сам президент и министры разве не строят какие-то расчеты, прогнозы?
— Строят. Размышляя над действиями властей за минувший 15-летний период, трудно не заметить одного противоречия. Желая идти вперед, мы никак не можем определиться с целью. Не определившись с целью, не можем определиться с маршрутом. Многие цели, поставленные нами — неестественны, сиюминутны и ложны. Лица, осуществляющие эти сиюминутные цели, зачастую не имеют широкого кругозора и не обладают духовным стержнем. У народа нет «дорожной карты». Для того чтобы продвигать такую большую, сложную и самобытную страну, как Россия, одной образованности, одной только воли и желания — мало.
  Инстинкт самосохранения подсказывает нам вернуться в прошлое, к той развилке, от которой мы начали 70-летнее блуждание в пустыне. Мы взяли за основу трехцветный дореволюционный флаг, не объяснив, что эти цвета обозначают. Взяли царский герб (хотя царя сами же свергли и расстреляли), не понимая, что это может восприниматься как некий анахронизм. Взяли советский гимн, точнее, его музыку (глупо же было оставлять старый «Боже, царя храни!»), вложив в него слова «Хранимая Богом родная земля», а сами стыдимся нашей веры. Нас неудержимо тянет к прошлому, к Богу. Но беда: боимся мы Бога! Противимся Ему изо всех сил, что и показали бесплодные дебаты, вводить ли в школы предмет «Основы православной культуры» или нет. Не ввели повсеместно, хотя там, где этот курс функционирует — результаты замечательные! Церковные здания, церковные ценности и земли Церкви так и не вернули. И никто ни перед кем ни за что не извинился.
  В общем, шаг вперед, два шага — назад. Такая вот непоследовательная политика. А кому иную политику осуществлять? Большинство действующих министров и депутатов, судя по их поведению и высказываниям — не шибко верующие люди. Чего стоит, например, коронная фраза единороссов: «Надеемся на себя, верим в Россию»! На такой «вере» и «надежде на себя» далеко не уедешь! Однако и они, эти неверующие люди, все чаще и чаще поднимают вопрос о национальной идее.
Россия была сильным государством!
— Вы предлагаете вернуться в прошлое? Но таким ли уж безоблачным оно было?
— Действительно, оно не было безоблачным. Нужно помнить: в начале прошлого века весь мир был в состоянии кризиса и потрясений. Забастовки, людские недовольства, стачки. Планету лихорадило. Пахло порохом и революцией. Большевики, террористы, разного рода сектанты, оккультисты и смутьяны распоясались. Кто-то бредил переделом мира.
  Но вот только некоторые данные по России того времени: «За двадцать лет правления Николая II население империи возросло на пятьдесят миллионов человек — на 40%; естественный прирост населения превысил три миллиона в год. Удвоилось количество мануфактуры, приходящейся на голову населения. Вклады в государственных сберегательных кассах возросли с трехсот миллионов в 1894 до двух миллиардов рублей в 1913 годах. Производство хлопчатобумажных тканей удвоилось. Общее число рабочих за двадцать лет с двух миллионов приблизилось к пяти. Превышение обыкновенных доходов над расходами составило свыше двух миллиардов рублей. Золотой запас госбанка с 648 млн. (1894 год) возрос до 1604 млн. (1914). Протяженность железных дорог, как и телеграфных проводов, более чем удвоилась. Увеличился и речной флот — самый крупный в мире. После японской войны армия была основательно реорганизована, русский флот возродился к новой жизни. На фоне общей картины могучего роста Российской империи особо выделялось развитие ее азиатских владений. За двадцать лет около 4 миллионов переселенцев из внутренних губерний нашли себе место в Сибири.
  На двадцатом году царствования императора Николая II Россия достигла еще невиданного в ней уровня материального преуспеяния… Происходящую в России перемену отмечали иностранцы. В конце 1913 г. редактор «Economist Europeen», Эдмон Тэри, произвел по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключил: ‘‘Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении’’». (Сергей Ольденбург, «Некоторые итоги правления Николая II», pravoslavie.ru/analit/051226204950).
  Уинстон Черчилль, кого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране, писал о последних днях царствования Николая II: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена…»
— А может, все-таки не стоит все усложнять? Живут же, скажем, люди на Западе, и без всякой идеи. Их идея: хорошо жить. Жить спокойно, честно, достойно… Об этом говорят сегодня и многие российские политики: Жириновский, Явлинский, Миронов, руководители других политических партий. Их кредо: «Главное, чтобы народ жил хорошо!»
— Кто бы объяснил простому российскому гражданину, что такое «жить хорошо»… Пей пиво, жуй жвачку и делай что хочешь с шоколадом «Виспа»? Нет сомнения, все озвученные варианты подобной идеи: «Жить достойно», «Жить как на Западе», «Жить свободно», «Жить в демократической стране» и т.д. — внешне привлекательны, но малосостоятельны. Широкой душе, а ею, без сомнения, обладает русский народ, нужная широкая, большая идея. Как говорится в Библии, не хлебом единым жив человек. А что касается Запада — он духовно загнивает, стоит ли на него равняться?
Не нужно нам изобретать велосипед!
— Где же нам ее взять, эту идею?
— Да все там же. Откуда мы взяли флаг, герб и кусочек национального гимна. Из прошлого. Не нужно изобретать велосипед. Давайте будем последовательны. Давайте вернемся в место, откуда мы начали свое долгое, скучное и трагическое путешествие в никуда. Это путешествие называлось «В погоне за призраками», или «Экскурсия в тартарары». Пора это занятие оставить.
— И что бы могло стать, на ваш взгляд, основой такой национальной идеи?
— Национальной идеей, объединяющей всех современных россиян, могла бы стать фраза: «За Веру, Народ, Отечество!». Благодаря этому лозунгу, получившему широкое хождение в дореволюционном российском обществе, Россия стала могучей и сильной державой. Люди погибали со словами «За Веру, Царя, Отечество!», отстаивая территориальную целостность России. Эта идея помогала обустраивать Россию, достигать высот в научных, культурных и экономических сферах, пробуждала в людях патриотизм и гордость за свою страну. Она вобрала в себя главные духовные ценности, которыми жил тогдашний русский народ, его надежды и чаяния.
— Но царя нет…
— Царя — нет, и возврат к старой монархической модели общества сегодня вряд ли возможен. Поэтому было бы целесообразно заменить слово «Царь» на «Народ». В каком-то смысле народ и есть «новый» царь, царь «коллективный», именно он призван взять на себя ответственность за судьбу страны. Есть такое выражение: «волеизъявление народа». В этом — основа «классической» демократии, которая есть «власть наро да». Но у нас в стране демократия имеет свои национальные особенности. Народ выбирает «царя»-президента. Получается такая связка: народ-царь, царь-народ — и эти две составляющие едины. Похоже, мы не можем без царя. Помните известную русскую поговорку: «жить без царя в голове»? Мы даже готовы царя из-за границы экспортировать (что и было во времена Рюриков), лишь бы кто-то управлял нами. Скажите, кем был «вождь мирового пролетариата» Ленин, если не царем? А Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев, Ельцин — разве не «цари»? А президент Путин? Самый что ни на есть «царь», это сегодня признают как его сторонники, так и противники. И он мог бы, если бы только захотел, продолжать управлять страной.
— А вера? О какой вере идет речь?
— БЕЗ ВЕРЫ нет народа. Без веры невозможно продвижение общества вперед. Русский народ как нация сформировался благодаря православной вере. Все культурные, научные и экономические достижения обусловлены именно фактом принятия Россией Православия в 988-м году. И это хорошо, что «вера» в предлагаемой формулировке стоит на 1-м месте, ведь и Писание говорит о том же: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33). Ищите Бога, исповедуйте вашу веру, подтверждайте вашу веру конкретными делами — и все остальное (в том числе экономические успехи) приложится!
— А как быть людям, не исповедующим Православие?
— В понятие «вера» каждый может вложить свое собственное содержание. Верующие христианских конфессий (православные, католики и протестанты) — свое, мусульмане, иудеи и буддисты — свое. Каждая религия имеет свой символ веры. Главное — чтобы вера людей служила консолидации общества, была направлена на созидание, а не на разрушение его нравственных, духовных, культурных и экономических основ. Вообще то, что в данной формулировке отсутствует слово «православный», думается, способно удовлетворить все слои населения, независимо от их вероисповедания.
— И даже атеистов?
— Конечно. Ведь атеизм не что иное, как тоже вера — только в то, что Бога нет. Атеизм есть религия, и терминология у атеистов-коммунистов вполне религиозная: «заветы» Ленина (вспомним: Ветхий Завет, Новый Завет), отцы революции (отцы Церкви)… А эта фраза: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»? Что значит «жив» и «будет жить», как это состыкуется с материалистической теорией Маркса? Задумайтесь: почему коммунисты так цепко держатся за мумию Ленина и препятствуют ее захоронению? То-то и оно: ЭТО ИХ МОЩИ! Интересно, что само Слово Божие — Библия называет атеистов безумцами: «Сказал безумец в сердце своем: ‘‘Нет Бога’’» (Пс. 13:1). Получается, что на протяжении 70-ти лет страной управляли безумцы!
«Сохранность народа» — часть идеи
— Есть еще одна идея, которую в свое время озвучил писатель Александр Солженицын: «Сохранность народа». Вы с ней знакомы? Что скажете?
— Идея хорошая, но требует расшифровки. В данном контексте «сохранность народа» — только часть содержания той национальной идеи, о которой мы говорим. Но что такое эта «сохранность» народа? И в чем она должна выражаться?
«Сохранность» какая — физическая? Культурная? Духовная? Сохранность — от чего? И для чего? И какого народа? И кто есть мы, русский народ? Каков духовный стержень, каковы духовные и нравственные составляющие этого народа, какие ориентиры? Вопросов, как видите, много.
Вот, скажем, Бог повелел в саду Адаму с Евой охранять и возделывать сад. От кого охранять? От врага-сатаны! Ко нечно, они это знали, хотя и поддались на уловки змея! И что значит «возделывать»? Поливать, растить, ухаживать, ежеминутно, ежечасно выполняя волю Божию. Возрастать духовно. Они знали эту волю! А мы, россияне, знаем, чего хочет от нас Бог? Живем согласно этой воле? И как, скажите, жить, изначально этой воли не зная?
— Для этого существует Библия — Слово Божие, Церковь.
— Правильно. Следовательно, вера расставляет все на свои места. Без веры нам народ не сохранить. Думается, это понимает и сам великий русский писатель Солженицын. «Сохранность народа» — это сохранность от абортов, алкоголизма, наркомании, блуда, безбожной рекламы, игровых автоматов, кази-но, коррупции и тех бесстыдных уродливых явлений, которые, как рак, поразили наше общество и с которыми наши власти подчас не борются, а если и борются, то очень уж вяло. Кто из российских высших чиновников хоть раз высказался, скажем, по поводу агрессивной и уже набившей оскомину пивной и табачной рекламы? Или пропаганды добрачных половых связей и гомосексуализма? Пропаганды оккультизма (каждый день дикторы государственных каналов зачитывают так называемые астрологические прогнозы), насилия (посмотрите фильмы, которые демонстрируются)? Или порнографии, заполонившей Интернет? Или — абортов? Говорят о демографии, а ведь только аборты в нашей стране ежедневно уносят 13 тысяч младенцев! Это же геноцид! Мы, как японцы, делаем себе харакири. О какой «сохранности» нации может идти речь? У нас в стране, по неофициальной статистике, 10 миллионов алкоголиков и почти столько же наркоманов (по существу, каждый 7-й россиянин, включая стариков и детей!), 2 миллиона ВИЧ-инфицированных (вот они, плоды «секс-просвещения»!), 43 миллиона человек нуждаются в постоянной психологической помощи, 10 миллионов детей воспитываются без отца, около 2 миллионов детей беспризорных, а еще 300 тысяч детей до 16 лет считаются пропавшими без вести. Мы вышли на второе место в мире (после Литвы) по числу суицидов. 25% супружеских пар не в состоянии иметь детей по причине бесплодия. Мы в духовном (и не только в духовном) смысле — больная, а точнее, вымирающая нация! Скажите, кто из ответственных в стране лиц об этом громогласно говорит, кого это волнует? А когда спасают недоношенного ребенка, родившегося в Турции (иногда и на таких сроках аборты делают!), то вся страна с замиранием следит у телеэкранов: выживет — не выживет?! Какой цинизм!
— Вообще-то о грехе говорят. Вот, мэр Москвы Юрий Лужков, по крайней мере, высказывался по поводу желания гомосексуалистов проводить в столице свои так называемые гей-парады...
— Ну разве что Лужков. Есть еще депутаты Крутов, Чуев и Наталья Нарочницкая, но таких мало. Для меня очень странно, что, имея такие огромные политические и финансовые ресурсы, мы почему-то совсем не пропагандируем такие традиционные для нас ценности, как семья, целомудрие, супружеская верность, трезвый образ жизни (это миф — что на Руси много пили!). Почти не говорим о любви, сострадании, милосердии, совести. Где вы видели, скажем, телевизионную рекламу или уличный постер с надписью «Соотечественники, любите друг друга!», «Чаще улыбайтесь!», «Относитесь друг к другу бережно!», «Не курите!», «Не пейте!», «Не лгите!», или, на худой конец: «Не бросайте мусор мимо урны!»?
Мы — братья и сестры!
— Хорошо. А что вы вкладываете в понятие «народ»?
— «НАРОД» — ближние, соотечественники, «домашние», братья и сестры. «Если же кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» — говорится в Библии (1 Тим. 5:8). Мы призваны пе реживать за наших ближних, за всех, кто соединен с нами одной культурой, территорией, языком, традициями, одной историей. Генсек Сталин в речи, посвященной началу войны с фашистами, тонко уловил то, что может объединить людей в трудную минуту, обратившись к ним впервые не по-советски: «товарищи», а по-христиански: «братья и сестры». Сработал инстинкт самосохранения. А у нас этот инстинкт не срабатывает: мы все больше друг друга «господами» или «сударями» называем или едкие выражения употребляем.
  Народ — носитель истинных духовных ценностей. Именно народ решал в трудные минуты судьбу своей страны. И способ его волеизъявления — соборность принимаемых решений. Это в корне отличает наш демократизм от демократизма западного, взявшего за основу плюрализм мнений и равенство всех групп перед неким, исключающим Божию волю, законом и правом.
— А не получится ли так, что при главенствующей роли Русской Православной Церкви остальные народы будут чувствовать себя неуютно? Не случайно дореволюционную Россию называли «тюрьмой народов»...
— Кто называл? Ленин и К0? Это все расхожие штампы, стереотипы, не имеющие ничего общего с действительностью. Вот что пишет на этот счет все тот же писатель Александр Солженицын: «При российской примирительной внутренней политике присоединенные народы занимали свое органическое место в едином государстве, сохраняли свое физическое бытие, природное окружение, религию, культуру, самобытность. И уж ни одна-то народность не была уничтожена, как это знали колониальные империи или Северная Америка» (из книги «Россия в обвале», «Русский путь», М., 1998 г.). Российский народ — это есть народы, которые «сплотила великая Русь» (их на сегодняшний день в России около 150-ти), и они между собой вполне уживаются. А что касается главенствующей роли Церкви, то почему она должна быть главенствующей? Церковь у нас, как известно, отделена от государства. Не стоит смешивать духовные и земные понятия: «Кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Мф. 22:21).
Что есть российское Отечество
— Хорошо, а что такое Отечество в вашей формулировке?
— ОТЕЧЕСТВО — страна с ее неповторимой культурой, семья, язык, история, традиции, дух. Отечество — от слова «отец», то, что мы призваны почитать. Любовь к Отечеству рождает патриотизм. Патриотизм наряду с верой в Бога есть высшее выражение духовности человека.
  Жаль, что в 17-м году мы отреклись от своей идеи. Мы — нация предателей. Мы последовательно, с каким-то диким восторгом и упоением предавали эти 3 дорогих каждому русскому сердцу понятия: «ВЕРУ, ЦАРЯ, ОТЕЧЕСТВО». Сначала — предали царя. Народ, дававший присягу царю, эту присягу преступил. Предали царя, заставили его отречься от престола. Россия стала неуправляемой. Россию понесло на рифы. Россия — разбилась.
  Потом предали веру. Разорили храмы, убили священников (по некоторым данным — 300 тысяч!), экспроприировали частную собственность, проели, промотали церковные ценности. Расстреляли самых верных и преданных Отечеству и Богу служителей. Страна рабов и плебеев, поднявших руку на святое святых, возомнивших себя богами. Веру в Бога мы заменили верой в вождей, поклонение Богу — страстным почитанием севших на окровавленный царский трон безбожных большевистских правителей.
  Предав царя и веру, мы предали Отечество. Да и не могло наше Отечество существовать без веры и царя. Третий удар доконал корчащуюся в конвульсиях, истекающую кровью страну. «Советское», «социалистическое» Отечество — уже было не Отечество. Это была профанация, карикатура на Отечество, чудовищная фантасмагория, игра в понятия, осуществленная людьми без понятия. Мы извратили ценности, потеряли всякие ориентиры. Все это происходило на фоне ужесточающихся нападок и клеветы на дореволюционный монархический строй, духовенство, христианскую идеологию и выдающихся российских деятелей, крайнее уничижение их дел и памяти.
О российской символике
— В начале разговора вы затронули тему символики. Как современная символика соотносится с вашими мыслями относительно предлагаемой вами формулировки национальной идеи?
— Соотносится. Скажем, российский флаг-триколор (красный-синий-белый), принятый Петром Первым в 1705 году. Разработчики исходили из того, что по русским обиходным понятиям красный цвет означал отвагу, героизм, огонь; синий — небо, духовность, веру; белый — мир, чистоту, правду, благородство. Расширенная трактовка этих цветов может быть такова.
  Красный — цвет крови, пролитой миллионами наших соотечественников, предков, отцов и дедов — для того, чтобы состоялась наша Россия. Кровь, пролитая в войнах с иноземными захватчиками. Кровь мучеников, не смирившихся с деспотичным режимом коммунистов. Для верующих — символ Крови Христа, умершего за нас и искупившего нас от грехов наших.
  Синий — символ неба, цвет свободы. Россия должна быть свободной. Ее задача — дать свободу всем народам, ее населяющим. Свободу — всем вероисповеданиям. Свободу слова, право на получение достоверной информации. Свободу голоса, передвижения и т. д. Свободу обеспечивают наша Конституция и российские законы.
  Белый — цвет чистоты, веры, Небесного Царства. Свобода от греха, цвет непорочности. «Тогда придите — и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:18). На горе Фавор преобразившийся Христос предстал перед учениками в белых, сияющих одеждах. Белые одежды символизируют цвет святости, то, к чему должен стремиться каждый человек.
— А герб?
— Герб — указывает на 300-летний период царствования монархов, приверженность их к христианским ценностям. На гербе изображен Георгий-Победоносец, поражающий дракона. Дракон олицетворяет сатану, главного врага человечества. Задача и миссия каждого человека — бороться и побеждать сатану (дьявола) внутри себя.
  И что есть в свете этого миссия нашей страны? Нести свет другим народам, быть гарантом Божьей справедливости, защищать слабого, всех, кого в мире незаслуженно обижают. Центральная корона может трактоваться как корона Верховного Вседержителя, невидимого Царя, управляющего не только Россией, но и всем миром — корона Бога.
— О гимне еще не сказали, он у нас довольно странный...
— Возможно. Однако, несмотря на сохраненный советский вариант музыки, российский гимн имеет, тем не менее, религиозное содержание. Задумайтесь над строчкой: «Хранимая Богом родная земля». А фраза «Предками данная мудрость народная»? Не библейская ли это, случаем, мудрость? А если предки оставили нам (завещали) мудрость, почему мы ей не следуем? Не находите это странным?
  Таким образом, все атрибуты и символы государственной власти России — флаг, герб, гимн — гармонично сочетаются с озвученной здесь национальной идеей.
— Вы рассказали о составляющей вашей идеи. Интересно, а кто бы мог эту идею широко внедрить в массы?
— Национальная идея не может быть декларативной, навязанной сверху, принятой большинством голосов в Госдуме и даже ставшей итогом Всенародного референдума. Она может существовать только на уровне «идеи» (простите за тавтологию) неформальной. Озвученная здесь формулировка предлагается как вариант.
  Без национальной идеи мы будем плутать во мгле, не будут ясны цели и ориентиры. Нас будет мотать от западных демократических идеалов (без сомнения, во многом для нас неприемлемых и спорных) к национальным, авторитарным, деспотическим идеям «твердой железной руки», властно метущей метлы, тоски по вождям и т. д.
  Вот почему так важна дискуссия на эту тему, и будет замечательно, если у нас «наверху» это все же поймут. И неважно, что говорят об этом западные критики, философы, политики и журналисты — для них этот вопрос никогда не был актуален. Мы должны всегда и во всем исходить из наших собственных национальных интересов (как это, впрочем, делают и на Западе). Как говорил первый президент США Джордж Вашингтон: «Дружественная политика заканчивается там, где начинаются национальные интересы».
Беседу вел
Вячеслав МАКАРОВ
Фото С. Романова
(Печатается в сокращении.
Полный текст интервью содержится
на сайте www.drugienovosti.com/rbn/interview/?id=22088)
К оглавлению
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|
|
|
|