|
электронная версия газеты |
|
|
|
|
К оглавлению
Буквы пробуждают генную память!
ПЕТР ПЕТРОВИЧ ЧОБИТЬКО — художник-каллиграф, преподает шрифт и каллиграфию в Художественно-промышленной академии и в институте имени Репина. Он член Союза художников России , его работы экспонировались в Болгарии, Польше, Сирии, Финляндии, Чехословакии, Франции, США. Это необычный человек, его идеи звучат сегодня свежо и по-особенному актуально.
Как влияет буква на человека
— Петр Петрович, как влияет буква на человека?
— Коротко ответить на этот вопрос сложно, но в главном — она пробуждает нашу генетическую память. Сегодня мы наблюдаем, как держат шариковые ручки и как пишут школьники. Ручка скользит по бумаге, как муха по стеклу, лихорадочно, дискретно, коряво. Нет гармонии в этих движениях.
— С чем это связано?
— В 1968-м году в наших школах ввели шариковые ручки, а последствия этого мы видим сегодня. Шариковая ручка создает мышечное напряжение, закрепощая руку, а там, где несвобода, соответственно, возникает болезнь. Таким образом, сам инструмент является причиной многих проблем: хрупкая нервная система ребенка вынуждена ориентировать организм на привыкание к состоянию постоянного нервного напряжения, что порождает рассредоточенность сознания и нарушение психики, отсюда возникает интуитивная тяга школьников к сигарете, пиву и наркотикам, как естественному средству сбросить напряжение и расслабиться.
— Сегодня считают, что, при наличии компьютера, зачем учиться красиво и грамотно писать?
— Родители стараются быстрее усадить свое дитя за ПК, даже не подозревая при этом, какой опасности оно подвергается, находясь в руках этой «домашней няньки». Поэтому мы и видим вокруг тотальную дисграфию: не умеют писать ни учителя, ни школьники. Японцы первыми забили тревогу по поводу компьютеромании среди подростков. Выход один: пока школьники не освоят базовые дисциплины, включая каллиграфию, до 16-18 лет их к ПК не подпускают (по информации преподавателя после поездки в Японию).
— Что же мы можем противопоставить этому усиливающемуся процессу разрушения нашей письменной культуры?
— Только альтернативное образование, основанное на наших исконных духовных и культурных традициях.
Уже с начала девяностых годов в России начали возникать альтернативные школы. В одной из таких школ, которая существует уже более 10 лет, мне удалось побывать. Там пишут только перьевыми ручками, шариковым ручкам здесь нет места. Что удивительно, в этой школе учатся разные дети: из неблагополучных семей, дети с нарушениями умственными и физическими, которых не принимали в обычные школы. В процессе обучения с 1 по 11 класс они пишут только чернилами и ручкой с металлическим пером. Причем пишут не раз и не два раза в неделю, а каждый день, в начале каждого урока, по 10-15 минут.
— Макают в чернила?
— Да, макают и пишут, но не с первых уроков. Вначале ученики пишут карандашом, и только потом переходят к упражнениям пером.
Такие регулярные упражнения выравнивают психику ребенка, раскрывают его природные способности. У детей исчезают различные комплексы, с больных снимают инвалидность. В 7-8 классе у них настолько красивые почерки, что когда их тетради показывали студентам Художественно-промышленной академии, они были удивлены.
— Они по жизни потом также пером писали?
— Утверждать не могу, переходили ли они на шариковые ручки. Смысл не в том, чтобы просто научить писать и приобщить к красоте, но в том, чтобы через акт письма раскрыть их дарования и творческие способности. Японские исследователи, которые проводили эксперименты в поисках методик для подготовки специалистов будущего в области нанотехнологий, обобщив опыт, пришли к выводу, что на первом месте по степени важности стоит каллиграфия, а на втором — игра на скрипке. По рекомендации президента компании Sony, изучение каллиграфии в Японии ввели в разряд национальной программы с обязательным преподаванием её с 1 по 11 класс школы и с 1 по 5 курс в учебных заведениях. Каллиграфия не только благотворно влияет на человеческую психику, но и развивает тончайшие мышцы рук, которые у детей из-за шариковой ручки не развиты, стимулирует работу мозга! Вот что важно! Работая пальцами рук, мы активируем работу мозга, стимулируем воображение.
Не ограничивайте вашего ребенка!
— Как часто родители, вместо того чтобы заметить первые творческие импульсы ребенка и способствовать их раскрытию, наоборот, бьют его по рукам и незаслуженно наказывают! У меня случай был с моим трехлетним сыном, когда я однажды пришел домой, а теща в ужасе: «Смотри, что твой сынок наделал!» Мы купили мебель резную румынскую, а он в пуфик гвозди позабивал. Смотрю, а у него все пальцы распухли, в крови! Спрашиваю: «Что ж ты сделал?» — «Ежика...» Съежившись, он ждал заслуженного наказания, а я в этот момент подумал: ребенок, преодолевая свое неумение, хотел из подручных средств сделать ежика! Я похвалил его и предложил... другую идею. А стоило мне наказать его тогда — как знать, стал бы он скульптором. И если родители по неведению своему упустили этот важный этап в воспитании, не заметив естественные порывы и влечения детской души, то через каллиграфию эти утраты в ребенке можно восстановить!
И в любом возрасте это возможно. Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий, но плоды их бесценны как для тела, так и для души. В процессе занятий ваша рука приобретает способность к выполнению любой тончайшей работы, а ваш глаз становится чувствительным к деталям и нюансам настолько, что спосо-бен, как хороший критик, проконтролировать этот процесс и вовремя заметить ошибку. Через преодоление лености души и косности движения мысли активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что, в свою очередь, помогает развитию творческого мышления и воображения. А ведь именно их так не хватает сегодняшним ученикам и студентам.
Даже пятнадцати-двадцатиминутные ежедневные занятия каллиграфией, как советуют врачи из Гонконга, снимают стресс и положительно влияют на психически и эмоционально неустойчивых людей, помогая им сгармонизировать свое внутреннее состояние, обрести душевный покой. Это особенно актуально в нашем современном мире с его неумолимыми скоростями, когда деструктивное давление внешней среды явно нарастает. Чтобы сохранить целостность души и тела в этих условиях, каждый из нас нуждается в действенном средстве, которое мы сами себе можем приготовить по рецепту, проверенному веками практикой наших предков. Подобно тому, как в каждой клетке нашего организма содержится программа его развития, так и в каждой букве в свернутом виде заложена информационная программа, тесно связанная с нашим языком и нашей культурой.
Через мир каллиграфии каждый человек сможет открыть для себя различные горизонты, как внешнего окружающего мира, так и своего внутреннего. И если вы впервые берете в руки перо или кисть, важно всегда помнить завет старых мастеров — чем упорнее вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует вас.
— Каждый человек может научиться красиво писать?
— Каждый. У меня были случаи, когда люди благодаря каллиграфии даже продлевали себе жизнь. У них были тяжелые заболевания, например, лейкемия, туберкулез. Но, заинтересовавшись каллиграфией, они стали заниматься этим всерьез и регулярно, у них появилась новая жизненная программа — один в 80 лет написал книгу и сделал выставку, другой в 25 окончил художественный институт за три года, хотя по состоянию здоровья каждый мог уйти из жизни в любой момент. И тогда я понял, что каллиграфии «все возрасты покорны».
А какой был почерк у Бога?
— Интересно, вот бы посмотреть скрижали, на которых сам Бог написал заповеди, — какой у Него почерк. Их потом Моисей разбил, к сожалению...
— Я об этом тоже думал. Ведь на скрижалях были надписи, выполненные буквенными знаками. То есть когда возникла необходимость в Слове, появились и буквы. У египтян были иероглифы, которые знали только жрецы. Это была тайнопись для посвященных.
А после обращения Бога к Моисею буква стала практически доступна всем. Вот и у нас в Новгороде раскопано много берестяных грамот. Там есть всё: и письма, и любовные записки, и даже шпаргалки учеников XI-XII веков. А о нас говорили: вот, на Руси не было грамотности, и они не умели писать….
Мой земляк, известный знаток и коллекционер книг Григорий Иванович Коляда, светлой памяти, друг Дмитрия Лихачева, как-то раз принес и разложил передо мной пачку писем XV, XVI, XVII века и спросил, смогу ли я определить, где писал архиепископ, где писал казак, где писал дьякон, а где писал простой крестьянин? Я посмотрел — внешне было очень трудно определить, так как, несмотря на различие в почерках, все рукописи объединяла высокая культура письма.
— Школа одна?
— Школы. Понимаете, были каллиграфические школы, которые к концу XVIII века практически исчезли. Поэтому сегодня нередко мне задают вопрос: «А была ли у русских каллиграфия?» Да, была! И были замечательные учебники, которые назывались азбуковниками. Это были свитки многометровые, их писали на пергаменте, бумаге, бересте. Последние склеивали длиной до трехсот метров, такие свитки называли столбцами. В нашей Национальной библиотеке, в московском Историческом музее хранится несколько таких многометровых свитков, где показаны десятки вариантов написания букв. Заметьте, не одна буква, как в современных учебниках, но десятки разнообразных букв устава, полуустава, вязи и скорописи. Казалось бы, зачем ученику знать столько видов букв? Через Букву показывали многообразие мира, давали эталоны красоты и этим многообразием стимулировали творческое начало в ребенке. Сегодня детей нашпиговывают информацией, превращая их в потребителей, как в семье, так и в обществе. Раньше школа давала не только знания, но благодаря каллиграфии и чистописанию приобщала к миру прекрасного. Эта маленькая Буква выполняла большую роль, прокладывая путь от науки к искусству.
— То есть так получается, что человек прошлого, XV, XVI века, он что, был духовно богаче, чем мы сейчас?
— Да, человек прошлого был духовно богаче, цельнее. Именно благодаря письму и языку, который, по словам академика Рыбакова, одновременно был и государственным, и народным, и религиозным.
Вел беседу
Сергей РОМАНОВ
Фото автора
К оглавлению
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|
|
|
|