Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице

Пасха-2007 в Иерусалиме: что осталось за кадром?























ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГО ЛЕТ православная Пасха совпала с католической. Мало того, на это же время пришелся главный еврейский праздник Пейсах. Корреспондент газеты «Вечный Зов» Николай Иовлев побывал в Иерусалиме, где в составе русских паломников он намеревался запечатлеть момент схождения пасхального Огня. Публикуем его репортаж «с места событий»

Хронология событий


Забежим вперед: Благодатный Огонь возгорелся в четырнадцать часов семь минут. А теперь — все по порядку.

7 АПРЕЛЯ. 4 ЧАСА УТРА. ЯФСКИЕ ВОРОТА. В темноте — площадь Давида у подножия одноименной цитадели. Отсюда начинается «финишная кривая» ко Гробу Господню: около полукилометра по извилистым мусульманским улочкам. В программе тура — схождение Благодатного Огня в Храме Воскресения Христова. Собственно, для этого и организовало наш приезд паломническое турагентство «Радонеж». Однако гид торопливо, словно опасаясь услышать возражения, прощается с нами. Обрекая на самостоятельность.

Перед улочкой, ведущей к Храму — запруда человек в 300. Паломникам противостоит взвод полиции. Немного поодаль — взвод солдат. Полицейские с криками выдавливают толпу, успевшую просочиться в узкую горловину улицы. Перегораживают проход лязгающими по камням металлическими заграждениями.

Услышав русскую речь, спрашиваю, давно ли стоят и почему не пускают. Стоят — некоторые — с вечера. Изгнанные от Храма и прилегающих к нему кварталов. Почему не пускают и когда пускать начнут — не знает никто. Полицейские на эти вопросы не отвечают.

6 УТРА. РАССВЕТ. ДО ЧУДА 8 ЧАСОВ. По отполированным камням площади Давида проехало 12 (от нечего делать — сосчитал) «скорых». Один за другим подтягиваются джипы и микроавтобусы полиции. Народу тоже прибавляется, толпа разбухает. Её окантовывают железными заборчиками с трафаретами «POLICE». Очень много русских. По-деловому подходят крепкие парни в спортивных костюмах с надписью «UKRAINE» на широких спинах. Судя не только по спинам, парни настроены решительно. Но у них — не менее серьезно настроенные конкуренты. Да, в такой ситуации братья по вере превратились в конкурентов. И все — ну, почти все конкуренты — курят.

7 УТРА. ПРИМЕРНО СТОЛЬКО ЖЕ — ДО СХОЖДЕНИЯ ОГНЯ. От Яфских ворот через площадь течет колонна с хоругвями. Армяне. В сопровождении священства. Пронзив толпу, упираются в полицейский заслон. И вдруг — о чудо! — полицейские расступаются и, сдерживая натиск с флангов, пропускают армянскую консолидацию. Как, почему? «Да у них пропуска!» — с отчаянием в голосе кричит соотечественник. Какие пропуска? Спецпропуска.

К Богу — по спецпропускам. Может, еще — по партийным спискам? Этот комментарий — очередное искушение.

Русские женщины в белых косынках проникновенно поют псалмы. Умиротворяя. По крайней мере, меня. Спасибо вам, матушки.

ЧАСОВ В 8 УТРА ПРОХОДЯТ ПОСЛАНЦЫ ВАТИКАНА: священники в черных сутанах. По пропускам. Да ведь вы не верите в Благодатный Огонь! Впереди процессии плывет, плавно покачиваясь, внушительных размеров католический крест.

Греческая делегация. С батюшками, некоторые из них почему-то курят. Не ладан и фимиам — сигареты. Милое дело — вволю накуриться перед созерцанием Божьего чуда. (Очередной искус).

И тут начинают прибывать — и проходить беспрепятственно — группы от 20 до 50 человек. С католическими, грузинскими, армянскими, коптскими, эфиопскими священниками. По пропускам.

А где же наши пропуска? Где — наши священники?

ДО СХОЖДЕНИЯ ОГНЯ 6 ЧАСОВ. Толпа волнуется, потенциал страстей возрастает: группы по пропускам идут почти беспрерывно. Пожалуй, места в Храме уже нет. Ну — хоть во дворе пристроиться…

Свершилось! Впускают! Простых смертных! Русских! Толпа ломанулась. Визги, крики, ругань. Лязг железа: сносят с пути заборчики. Полицейские орут, но толпу уже не сдержать. Толпа пошла на штурм. Рев, визг, вопли. Мясорубка. И это — не религиозный экстаз. Это — психоз орды.

Полицейские рассекают человеческую массу пополам, вонзившись стремительным броском с обеих сторон. Отсеченный авангард катится вниз по освобожденному руслу улицы. Как выясняется чуть позже, штурм имеет ограниченные израильской полицией ресурсы. Через сто метров паломников ждет новая преграда: металлические ограждения все с теми же трафаретными надписями и вооруженными мордоворотами за ними.

Устремляясь с площади, дорога к Храму петляет по кривой и узкой турецкой улочке, круто уходящей вниз скользкими уступами. Переломать на такой «полосе препятствий» ноги — пара пустяков. Я — не рискую. И это — самое постыдное искушение.

Наиболее цивилизованными из всех «ветвей конфессии» оказались эфиопы: негры в белых одеждах. Отмежевавшись от толпы во время штурма и выждав, пока схлынет агрессия, африканцы двинулись организованным братством, трогательно взявшись за руки, с молитвенными песнопениями. И прошли в Храм! Во всяком случае, у следующего полицейского редута часом спустя я их не видел. Впрочем, наверняка — по пропускам…

Удивительное - рядом, но оно запрещено!



















ЧАСОМ СПУСТЯ по крутой узкой улочке с отполированной поверхностью в разреженном столпотворении семеним и мы — убоявшиеся быть покалеченными передовым отрядом христианских активистов и наконец пропущенные заградительным отрядом иудеев. Под ногами — потерянная «штурмовиками» обувь.

Поворот влево, через арку с массивными железными воротами — в Христианский квартал, набитый арабскими лавками. Здесь больше воздуха, правда, если выглянет солнце — будет настоящая баня. Лишь бы она не стала кровавой. Очередной полицейский кордон. Крепкие бойцы, вооруженные и натасканные в бесконечной войне с арабами, противостоят неорганизованному и к тому же вынужденному натиску штатского интернационала. Окольные проходы к Храму заблокированы солдатами.

Впереди, в сотне метров — другой отсек, набитый человеческой массой. Именно — отсек: толпу рассекают на фрагменты.

Сзади подпирают. Повышается градус давки. Отжимая толпу, полицейские, в основном цветные, вещают что-то в мегафоны. Медбратья уводят под руки хромающую женщину. Некоторые спят стоя — подпираемые со всех сторон. Многие — курят. Никогда не думал, что увижу подобное возле главной христианской святыни в главный христианский праздник. Паломники всех стран, не курите!

Священников тоже не пускают. Даже с пропусками. Как видно, в этой зоне или в это время действуют уже не все пропуска.

Ан нет. Мужчина, пробившийся к заграждению с ламинированным прямоугольничком, поднятым над головами, о чем-то говорит с полицейскими. «Поланд — гоу!», — команда в мегафон. Поляки дружной ватагой преодолевают заслон. На груди у них бейджи…

Обкуривание со всех сторон. И обталкивание.

Усиленный «иерусалимским синдромом», религиозный экстаз толпы нарастает. Слышна ругань по-русски. Между собой ссорятся наши. Полицейские — долдонят в мегафоны. Проходят греки…

11 УТРА. ДО ЧУДА 3 ЧАСА. Мы — у самого входа во двор Храма Гроба Господня. Проход через арку заблокирован полицейскими и солдатами. Мы — первые в очереди! Перед нами — последнее препятствие, последний железный забор, последний заградительный отряд Армии Обороны Израиля. Сквозь просвет арки виден фрагмент густо замешанной толпы. Слышен ее сдержанный рокот. Чувствуется её мощь, сила коллективного духа.

Мы упрашиваем пропустить нас. Ну пожалуйста!

Полицейские уклончиво предлагают подождать.

Откуда ни возьмись, как и положено циркачу, материализуется Юрий Куклачев с раскладным стульчиком в руках. Неторопливо направляется к выходу из Христианского квартала. Полицейские открывают ему решетчатые ворота.

Сзади набегают: где-то разблокировали очередной заслон. Нас прижимают к загородке. Полицейские жестами показывают: отойдите! «Гоу бэк! Гоу!! Гоу бэк!!!» Ну уж нет! Ни шагу назад! Не сдадим ни пяди святой земли!

В прямом и переносном смысле слева проталкиваются — и входят во двор Храма, сквозь полицейский кордон, судя по внешности — иудеи. С пропусками или в сопровождении офицеров полиции.

Евреи — без очереди!

«Гоу бэк!!! Гоу бэк!!!» (слышится «гои! гои!»): полиция отжимает наше оформившееся столпотворение к арабской лавке, расчищая проход. Мы упираемся, но под натиском железной ограды, дубинок и криков приходится отступать. А что мы можем?

Во двор Храма, отталкивая нас, бодрым маршем проходит взвод солдат. На ранцах болтаются потрепанные, возможно, в боях, каски. Из вещмешков торчат черенки саперных лопаток. М-16 прижаты к груди.

Следом — два взвода полиции. «Гоу бэк! Гоу бэк!! Гоу бэк!!!»

12 ЧАСОВ. По Крестному Пути приближается процессия, плавные движения которой свидетельствуют об осознании ею важности момента. Делегация коптов. В мантиях и клобуках. С посохами, выверенно ударяющими по камням. Расчищая проход, нас выдавливают от арки. «Гоу бэк!!! Гоу бэк!!! Гоу бэк!!!» — психическое средство. Дубинки, выставленными впереди, на уровне горла — материальное.

За последним прошедшим в арку коптом толпа простых смертных смыкается, пытаясь пробиться следом, однако полиция начеку. Отпор дубинками. Лязг забора. «Гоу бэк! Гоу бэк!!!! Го-оу бэ-эк!!!»

Офицерские чины продолжают бесперебойно проводить «блатных».

Через арку видно, как с другой стороны во двор Храма входит, и даже не входит, а вваливается арабская делегация — с разноцветными флагами, барабанами и песнями. Пританцовывая. В религиозном экстазе. Некоторые — на плечах у других. Злейшие враги иудеев — и те прошли! С песнями и плясками! А мы, русские, сермяжные, посконно-домотканные, православные — стоим тут, аки сиротинушки.

Выводят пострадавших в давке. Юноша — с окровавленным лицом, в залитой кровью рубашке…

Язык жестов порой говорит красноречивее словДО ЧУДА — 1 ЧАС. Счет внеочередникам идет уже на сотни, а их все проводят и проводят. Удобно, конечно, появиться накануне «мероприятия», а не отстоять в давке 10 часов. Искушение. Более пробивные братья-христиане оттесняют нас от входа. Искушение. Неожиданно полицейский заслон «возбуждается». Ставшие привычными выкрики «гоу бэк» окрашиваются истеричными тонами. Психическая атака. А вот и спецназ. Отжимание забором и дубинками. А вот и первые удары дубинками наотмашь. Металлическая ограда летит прямо в людей… Визг, вопли пострадавших, скандирование еще более взвинченными выкриками «ГОУ БЭК!!!». Самых строптивых выдергивают из толпы за шиворот. Бьют дубинками и ногами. На христианскую символику, выставленную для продажи возле арабской лавки, сбитые с ног полицейскими, падают несколько человек. На их лицах — непритворный ужас…

Нас обращают в бегство. В это время громко, на всю округу, через электронные усилители, что-то бормочет муэдзин. Словно комментируя увиденное…

Отогнав толпу от входа во двор метров на тридцать, полицейские блокируют её железным забором, выставив вдоль него посты. Блок-посты на пути к Богу. Отходим на безопасное расстояние.

13:45. НЕБО СТАНОВИТСЯ ПО-ИЕРУСАЛИМСКИ ЯРКО-ГОЛУБЫМ. Выходит солнце. Толпа умиротворенно затихает. Полицейские и солдаты тоже успокаиваются.

Чудо — свершилось!

14:07. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН. Чистый, хрустальный, сочный: рядом. Благовест. Толпа за оградой напряглась, напружинилась. Лица искательно обращены к арке. Через нее во дворе Храма видны вскинутые со свечами руки. Море вскинутых над головами рук со свечами колышется-волнуется. Вдруг, словно по команде, все свечи наклоняются в одну сторону: к Храму. И вот — наконец-то: Огонь, Благодатный Огонь! — передается от одной свечи к другой! Люди смеются, радостно кричат, машут зажженными свечами. Люди — ликуют. Чудо — свершилось!..

14:20. НАПОЛЗЛИ И ЗАГУСТЕЛИ ТУЧИ — словно знак окончания Чуда. Слава Богу!

Репортаж окончен. Подведем итоги.

Арабы прошли с барабанами, армяне — с хоругвями, ватиканцы — с крестом, евреи помельче — с пропусками, поважнее — в сопровождении офицеров израильской полиции, копты — с посохами, греки — куря, поляки — с руганью, украинцы — толкаясь, эфиопы — с молитвенными песнопениями, и все — толпами. А русские — неорганизованные и переругавшиеся — не прошли вообще. Вопросы есть? У матросов нет вопросов.

А впрочем... Почему израильская полиция распоряжается в христианском храме, который к тому же принадлежит мусульманам (открывают и закрывают Храм мусульмане; христиане исправно платят за аренду). Ведь в другие, непраздничные, дни израильские держиморды к Храму Гроба Господня интереса не проявляют...

Допустим, полиция всеми имевшимися в ее распоряжении средствами старалась поддержать порядок. Достойных обеспечила пропусками в ограниченном — иначе порядок не обеспечить — количестве. Остальных — отсекла, чтоб не мешали выполнению задачи. Но тогда почему руководство Русской Православной Церкви не организовало проход своей паствы?..

Так что — невозможно попасть простому христианину в Храм Гроба Господня на Пасху? Возможно. Будучи физически крепким, наглым и «безбашенным». Будучи бойцом. Царствие Божие — силой берется! С ссорами, стычками и драками с другими паломниками. Ведя заведомо проигрышные бои с израильской полицией. А еще — если быть армянином, арабом, грузином, поляком. Эфиопом. Евреем...

Раз уж некому было позаботиться о русских и выхлопотать им пропуска, прорваться в Храм они могли, самоорганизовавшись. Выдвинули бы вперед батюшку с крестом, он бы молился, все бы молились, и, взявшись за руки, с пасхальными песнопениями прошли бы через кордоны и столпотворения!

На колонне слева от входа в Храм отчетливо видна глубокая черная трещина: сюда ударила молния, когда православных в одну из Пасх отстранили от участия в церемонии сошествия Священного Огня. Выразив свой протест, они стояли здесь, за воротами Храма, и именно сюда сошел небесный Огонь.

Православные, объединяйтесь!!!

Cвидетельства очевидцев


ДМИТРИЙ, ЕКАТЕРИНБУРГ: Отправился в Храм Гроба Господня накануне. Отстоял ночную службу. В два часа ночи полиция выгнала всех из Храма, преследуя по улочкам Старого города. Был и спецназ в масках с кастетами, и крики «гоу бэк!».

Вместе с украинскими паломниками его приютили в греческой обители неподалеку от Храма.

В 6 утра они предприняли попытку прорыва во двор Храма. Полицейские загнали их на крышу, прилегающую к Храму. С высоты они видели, как во двор хлынула первая партия пропущенных паломников. Их ждал полицейский заслон. Бойцы принялись запугивать толпу криками. Первых человек 10 повалили на землю, потащили к Храму волоком. После такой психической обработки остальные стали по-христиански смиренными.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, МОСКВА: В давке получил перелом нескольких ребер. Оставшиеся в Израиле дни ходил с тростью, купленной у арабов.

Трех человек «затоптали» во время «впуска» с площади Давида. Двоих вынесли из толпы на одном из «оборонительных рубежей». Троих — вывели в полуобморочном состоянии.

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, ПСКОВ: На руках — гематомы от столкновений. Говорит, что на Пасху в прошлом году было еще труднее. В этот раз полиция вела себя пристойно: приехало много европейцев. А в прошлом году православных не просто били, а отрабатывали на них тренажи: рассекали толпу, полосовали ее дубинками, швыряли в нее заграждениями. Спецназ шел «свиньей», дробя толпу на фрагменты… «Со скотом так не обращаются!»

ВИКТОР, ПСКОВ: Видел, как полицейский бил дубинкой православного священника. На подонка накинулись, сбив с ног, двое русских парней. Полицейский свистнул — и к нему через толпу стали пробиваться коллеги. Расступившись, толпа пропустила парней и сомкнулась, приняв ожесточенные удары дубинками на себя.

Рослый полицейский прижал его спиной к стене, двинул локтем под ребра. Ребра хрустнули, в глазах потемнело, дыхание свело…

Ребра болят — должно быть, сломаны. Не проходит невралгия.

ЧЕТВЕРО ПАРНЕЙ ИЗ ВЛАДИМИРА: Об этих крепких ребятах — под метр девяносто каждый, этакие ильи муромцы — можно было предположить, что они — из «братков», если б они не отвешивали поясные поклоны образам во всех храмах, куда нас привозили по паломнической программе. У одного из них я спросил — попал ли он в Храм. Попал. Но:

— Я, конечно, предполагал, что будет трудно. Но что до такой степени…

На подступах к Храму они пробивались сообща, потом завихрения толпы и рассечения полиции разметали их далеко друг от друга — и каждый бился в одиночку.

— Наглее всего вели себя грузины. Когда мы еще были вместе — пришлось двоих уронить на землю. Они потом даже в Храме устроили драку.

В Храме видел, как Патриарха раздели до подрясника, обыскали, впустили в часовню с Гробом. Когда Патриарх вышел из Кувуклии с возгоревшимися Благодатным Огнем свечами, не дожидаясь, пока он совершит ритуальный обряд, к нему чуть ли не по головам кинулся армянский священник. Воспламенил свечи — и передал Огонь своим. Ликующие армяне получили Священный Огонь первыми, он обошел все армянское воинство и только потом продолжил шествие по Храму.

— Вы пробовали «умываться» Огнем? Он обжигал?

— Нет, не обжигал. Я держал пламя под подбородком и считал секунды. Восемь секунд прошло, пока стало больно.

Николай ИОВЛЕВ,
наш спец. корр.
Санкт-Петербург—Тель-Авив—
Иерусалим—Тель-Авив—
Санкт-Петербург
Фотографии автора

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх