|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
"Имей в виду, монах!"
«Мы вам покажем представленье…»
В театр-студии Светланы Крючковой замахнулись на Бога
Покупая билет на спектакль «Домой!», я не знала, о чем он. Привлекло меня то, что спектакль посвящается памяти Янки — трагически погибшей рок-певицы, которую я люблю. Режиссер-постановщик — Светлана Крючкова, народная артистка России.
Зал в КДЦ «Московский» был переполнен. Собралась в основном молодежь. Уже потом я узнала, что спектакль — известный. Он был показан в Кронштадте, Москве и Анапе. Отзывы прессы были самые восторженные: «актуальная тема», «щемящая пьеса», «редкий по мощности звучания спектакль». «Обычно в Питере на этом спектакле дежурит бригада “скорой помощи”. Остросоциальная тема, шокирующие сцены», — пишет один журналист.
Но все это я прочитала потом. Бригады «скорой помощи» я в КДЦ не видела, а если бы увидела, меня бы это удивило не больше, чем то, что творилось на сцене.
Спектакль оказался не о Янке, а о бездомных подростках, которые живут в подвале. «Острую социальную тему» подняла драматург Л. Разумовская, известная в советское и перестроечное время своими проблемными произведениями. Действие пьесы переносит нас в подвал, в котором живут беспризорники: два пацана, сбежавшие из интерната, беременная девочка 15-ти лет, которой вскоре предстоит родить, несовершеннолетняя проститутка, ее друг и два негодяя, которые тут всеми верховодят: Рваный и еще один хмырь (тот самый, с непечатной кличкой). В этот притон попадает Венька-монах — чистый, неиспорченный мальчик, собирающий деньги на монастырь. Он пытается всем помочь, но ничего у него не выходит.
Меня в этом спектакле поразили не столько душераздирающие сцены, которые, если верить журналистам, кого-то довели до обморока, сколько его антихристианская направленность. Я удивляюсь, почему никто из журналистов ничего об этом не сказал. «Социальный протест» у героев спектакля переходит в протест против Бога. Никто не винит в своих бедах правительство, власти, каких-то людей. Все претензии — к Богу. Главным обличителем Бога становится Жанна — валютная проститутка. «А чего Ему нас прощать? — говорит она Веньке. — Это я, может, должна Ему прощать».
Общее настроение можно передать словами: БОГ, ДАВАЙ НАМ ХОРОШУЮ ЖИЗНЬ! Ты что, не видишь, как нам плохо? Вот мы сидим в подвале, а Ты не хочешь нам помочь. А мы ни в чем не виноваты. Мы, конечно, воруем, и пьем, и ругаемся матом, но это просто жизнь такая. А все наши грехи — от безысходности, да что с нас взять, не ведаем, чего творим. Ты лучше помоги нам, а ругать нас не за что. Ах, Ты не хочешь нам помочь? Значит, Ты нас не любишь! Тебе плевать, что мы страдаем!
Бог в этой пьесе равнодушен к страданиям людей, и до Него не докричаться, поэтому все свое зло Жанна и Рваный с приятелем срывают на Веньке. И как только его не называют: «гад», «зараза», «подлюка», «душеспаситель», «дурак», «монах придурочный». «Иди рожу умой, поп…»
Что интересно, все эти выпады вызывали сочувственную реакцию в зале. Каждая пошлая шутка вызывала у зрителей смех. Особенно понравилось сидящей в зале молодежи, когда беременная девочка назвала всех монахов непечатным словцом.
Венька (верующий человек) показан слабым, неспособным за себя постоять. Его обзывают, унижают, бьют, отбирают у него деньги, насильно вливают ему в рот водку и в конце концов… распинают его на кресте. А он ничего не может сделать, может только молиться. Да и то под конец он уже сомневается в том, что Бог его слышит. А потом он срывается. «Дрянь, гадина, блудница Вавилонская! — кричит он Жанне, которая вдруг попросила ее окрестить. — Противны вы Ему! Все! Все! Противны!» Заливаясь слезами, он убегает, а несчастная Жанна бросается с крыши.
Силы Добра и Зла в спектакле, по существу, ничем не отличаются. Когда у беременной девочки начинаются роды, ей является Светлый Ангел и безразличным тоном объявляет: «Всё, сейчас ты умрешь от потери крови, и тебя уже никто не спасет, это Бог так решил, а потом твою душу возьмут злые ангелы, потому что у тебя есть грехи». Едва ли не более добрым выглядит Темный Ангел, который является к Жанне и уговаривает ее прыгнуть с крыши, чтобы разом покончить со всеми проблемами. «Я знаю этих святош, — говорит Темный Ангел. — Никто из них не жалеет людей по-настоящему, так, как мы».
Самоубийство в спектакле показано как приемлемый выход. После смерти Жанна встречается со своим другом, который погиб незадолго до этого. Они обнимаются, улыбаются, целуются и под звуки пронзительной Янкиной песни «Домой!» уходят вдвоем в лучший мир.
«Изнанка жизни»
«Спектакль особенно рекомендуется учащимся 10-11-х классов, воспитанникам интернатов и детских домов, студентам вузов, педагогам и просто родителям», — говорится в программке.
Какие же идеи почерпнут из этого спектакля воспитанники детских домов и интернатов, которым, может быть, и так тошно? Так и видишь перед собой физиономию Темного Ангела, который говорит с сочувственной улыбочкой: «Ребята, ну что вы страдаете, все равно ничего вам не светит, мир жесток, люди злые, так что давайте уж лучше сами…»
По словам режиссера спектакля Светланы Крючковой, взяться за эту работу ее побудила забота о подрастающем поколении: «Для меня важно, каким будет их понимание жизни. От того, как они поймут, что такое добро и зло, зависит, в каком мире мы будем жить». Ну, и что же они поймут? Что зло торжествует, а добро в этом мире бессильно, и даже Бог не может никому помочь?
«Но дети же должны знать жизнь!» — наверно, возразит мне кто-то. Должны, но, по возможности, не из таких произведений. Меня потому и не тронули страдания героев спектакля, что в них много надуманного, сочиненного. Чего стоит хотя бы рассказ умирающей Жанны о том, как она бегала в морг прощаться с любимым молодым человеком. Дежурный врач и патологоанатом к телу парня ее не пустили, но зато, узнав, что она беременна, предложили ей сделать аборт: «А хочешь, мы тебе аборт сделаем, чтоб не бегать потом. С уколом». И ведь сделали! В морге!!!
Волосы дыбом становятся от такого знания жизни. Но сентиментальные зрители плачут (рядом со мной весь спектакль давилась слезами какая-то интеллигентная дама). Молодежь аплодирует стоя. Они верят, что все это правда. Что есть такие христиане, которые ничего не могут предложить отчаявшимся людям, могут только закатить истерику и убежать. Что есть такие хамоватые подростки с улицы, у которых есть деньги на сигареты и пиво, но нет денег на хлеб. И в то, что Бог им что-то должен.
«Любишь — докажи!»
Вот это, по-моему, и есть самая главная ошибка. Обида на Бога, которая засела в сознании очень многих людей, в основном старшего поколения. «А что Он мне сделал хорошего, чтобы я в Него верил?» — такой вопрос я слышала не раз от людей, обозленных на жизнь, на правительство и на весь белый свет. Но я не понимаю, откуда люди взяли, что Бог им что-то должен. Кто им сказал, что они имеют право ТРЕБОВАТЬ от Бога каких-то благ? Бог представляется им в виде некоего доброго волшебника, который ОБЯЗАН обеспечивать всех продуктами, деньгами и жильем, давать здоровье, счастье и следить, чтоб все были довольны. А если кому-то чего-то не хватило, то это Он виноват. Легко свалить на Бога всю ответственность. Меня бросила мама в роддоме — это Бог виноват! Мне не дали прибавку к зарплате — это Бог виноват! Я живу в коммуналке — все претензии к Богу: почему Он кому-то дал виллу, а у меня ее нету?! И куда мы придем с такой точкой зрения?
«Если Бог нас так любит, почему же Он нам не поможет?» — этот вопрос волновал людей во все времена. Но ведь, если задуматься, БОГ НЕ ОБЯЗАН НАМ ПОМОГАТЬ. Кого-то это, может быть, шокирует. Но, тем не менее, НИКТО НА НЕБЕСАХ НАМ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. Бог дал нам самое главное — жизнь, а как мы ей распорядимся, зависит от нас. Если мы превратили свою жизнь в кошмар, то вся ответственность за это лежит на нас, а не на Боге. Бог дал нам заповеди, а мы их не соблюдаем. И при этом чего-то хотим. Что мы сделали такого хорошего другим людям и Богу, чтобы требовать чуда? Вообще, если подумать, сколько зла совершается на нашей планете за одни только сутки — сколько убийств, грабежей, изнасилований, сколько грязи и ненависти выплескиваем мы друг на друга, — становится странно, как Бог-то нас всех еще терпит. «Господи, люди совершают так много плохих поступков, что, наверно, скоро настанет не конец света, а конец Тебя», — написал один маленький мальчик (Д. Дымов, «Дети пишут Богу»). И если Господь нас, таких, еще любит и не оставляет, то это только милость Божья. Это само по себе чудо.
Единственное, что мне понравилось в спектакле, — это песни Янки, которые там прозвучали, хотя о ней самой там не было ни слова. Если бы спектакль был о рок-музыкантах 80-х годов, о тусовках, о той атмосфере, о тех отношениях, — его бы можно было посвятить «памяти Янки». А получилась не вполне правдоподобная история из жизни бездомных подростков, навеянная пьесой Горького «На дне» и повестью Короленко «Дети подземелья», ну и еще — отчасти — «Преступлением и наказанием» (образ проститутки, которая на заработанные деньги кормит детей, которые сидят без хлеба). Светлана Крючкова вложила в свой режиссерский дебют 1500 долларов, а Л. Разумовская, автор сценария, приходит на каждый спектакль и плачет. Вот такие дела…
А я-то хотела спектакль про Янку…
Люба Воскресенская
Фото с сайта: www.studio-sk.ru
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|