Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Кого называть террористом?


Может ли обижаться на террористов общество, которое 70 лет воспитывало своих детей на Пугачевых, Разиных и «Оводах»? Имеет ли моральное право государство осуждать убийц 160 детей в то самое время, когда руками своих врачей ежегодно режет 4 миллиона (только по официальной статистике) младенцев?

Церковный год начинается 1 сентября, и первое событие, которое Церковь празднует в новом году, — это рождество Пресвятой Богородицы. Это не случайный выбор Священного Предания, а очень глубокий символ, потому что рождество Девы Марии — более чем просто исторический факт, и даже более чем рождение Матери Мессии. Это прежде всего начало осуществления новозаветных обетований. Это первое новозаветное событие. И именно поэтому этот праздник — первый в году, с него начинается круг Двунадесятых праздников, в которых Церковь вспоминает и проживает год за годом важнейшие события священной евангельской истории, которая положила границу между двумя Заветами и разделила всю историю человечества на «до» и «после Рождества Христова». Даже светская история беспрекословно признает эту границу, просто называет ее по-другому: «наша эра» и «до нашей эры». Это совершенно парадоксально, что даже у атеистов христианская эра называется НАШЕЙ.

Но для верующих евангельские события — это не просто исторический Рубикон, но это нравственная, духовная черта, которая проходит в душе каждого христианина. И поэтому события Евангелия для нас — это не «когда-то, 2000 лет назад», а «здесь и сейчас». Один из отцов Церкви сказал, что Христос мог сколько угодно раз рождаться в Вифлееме, но нет в том никакой пользы, если Он не родится в нашем сердце. И поэтому начало новозаветной эпохи в истории совсем не означает окончание Ветхого Завета в нашей жизни, как и заключение Ветхого Завета не означает победу над язычеством.

И я позволю себе сказать на первый взгляд парадоксальную, а на второй взгляд — очень логичную вещь: я глубоко убежден в том, что в здоровой христианской среде ветхозаветные заповеди Моисея в идеале не должны даже упоминаться. Напоминать эти заповеди христианину настолько абсурдно, насколько абсурдно напоминать профессору математики, что 2+2=4. Если христианину нужно напоминать, что убивать, воровать, завидовать, не чтить отца и матерь — это плохо, то перед нами не христианин, а человек из Ветхого Завета, пусть он даже тысячу раз крещен и воцерковлен.

Новый Завет учит нас тому, какими мы ДОЛЖНЫ БЫТЬ. В отличии от Ветхого, который учил, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, а чего делать не надо. Ветхий Завет — ветхий не потому, что он отменен, а потому, что это пройденный этап, потому что идеалы его не спасительны, а только подспорье на пути ко спасению.

Но это в идеале. В реальной же жизни мы видим совершенно другую картину. Все христианские конфессии в лице своей иерархии, проповедников, священников и богословов не перестают твердить своей пастве те самые ветхие 10 заповедей. Внешне это очень благообразно: Церковь зовет к исполнению Закона Божьего, проповедует Писание. Но при взгляде изнутри это говорит о том, что через 3500 лет после Синайского законодательства Закон Божий не понят, не принят и не усвоен, не просто человечеством в целом, но и самими христианами, которые должны всему миру являть пример исполнения Заповедей.

Вернемся к празднику Рождества Богородицы. Родители Девы Марии Иоаким и Анна до глубокой старости были бездетны, а бездетность была, по мнению иудеев, страшным проклятием и наказание за грехи, потому что иудеи буквально жили и дышали ожиданием пришествия Христа и каждая еврейская женщина была потенциальной матерью Мессии. А бездетную семью Бог как бы вычеркивал из истории народа, лишал всех Своих обетований. И когда Иоаким принес в храм жертву, священник отказался ее принимать, сказав: «Если бы Бог слышал твои молитвы, Иоаким, Он дал бы тебе ребенка». Предание сохранило слова молитвы праведной Анны, в которых она не смеет сравнить себя даже со зверями, которые дают потомство, даже считает себя хуже земли по ногами, которая дает во время свое плод. И великое смирение ее было вознаграждено Богом, Который послал ей Дитя, отняв от нее «поношение безчадства».

И вот таким образом мы видим, как ветхозаветное общество, то самое общество, которое при внимательном прочтении Ветхого Завета способно поразить своей кровожадностью и воинственностью, — как оно относилось к своим детям, с какой любовью, с каким трепетом, с какой ответственностью. Рождение ребенка воспринималось ветхозаветным сознанием как необыкновенно ценный Божий дар, ответственность за сохранение которого была так высока, что сама жизнь приносилась в жертву для сохранения этого дара. Как, например, жена первосвященника Илии, к тому времени овдовевшая, рожает сына и сама умирает, но успевает услышать утешение от ближних: «Не бойся, ты родила сына» (1 Царств 4:20). Таков Ветхий Завет.

Теперь обратимся ко временам эллинского язычества. Кем был Гиппократ с точки зрения христианства? Язычником! Который верил и поклонялся всему этому мерзкому языческому пантеону. Сама клятва Гиппократа начинается с того, что молодой врач клянется именами языческих богов (по-нашему — бесов). Представления же Гиппократа о человеческой анатомии и физиологии в некоторых своих аспектах могут просто поразить современного человека своей примитивностью. Гиппократ, например, считал, что головной мозг нужен исключительно для того, чтобы охлаждать кровь, а, прошу прощения, сопли — это та самая охлаждающая жидкость, утечка которой через нос наблюдается при некоторых заболеваниях… Так вот, этот мерзкий язычник Гиппократ, который думал, что кровь охлаждается соплями в мозгу, — даже он в своей «Клятве» требует от врача, чтобы тот ни при каких условиях не давал женщине абортивного средства.

В свете вышесказанного каждому в пору задать себе вопрос: в каком Завете я живу? В Завете, заключенном с Богом, или во тьме внешнего язычества, или даже за пределами оного, в пространстве, абсолютно лишенном какой бы то ни было духовности? И ответ на этот вопрос будет самым пессимистичным.

По моему мнению, пережитая всеми нами два года назад бесланская трагедия с новой силой указала на огромный духовный гнойник современного общества. И если, следуя совету Козьмы Пруткова, зреть в корень, возникает очень серьезный вопрос: может ли обижаться на террористов общество, которое 70 лет воспитывало своих детей на Пугачевых, Разиных и «Оводах»? Имеет ли моральное право государство осуждать убийц 160 детей в то самое время, когда руками своих врачей ежегодно режет 4 миллиона (только по официальной статистике) младенцев?

Как ни велика бесланская трагедия, с ее виновниками — террористами как бы все понятно… Это, в общем-то, и не люди, даже не звери, а если звери, то бешеные. И вот от бешеной собаки никто не ждет, что она перевоспитается, никто не станет ее уговаривать не кусаться, а ее просто уничтожат, как только поймут, что она бешеная. Это будет неэстетично, но это будет единственный верный выход. Так во всем мире поступают с террористами, и это правильно. Другого выхода не существует. Так вот, от тех, кто захватил школу в Беслане, никто ничего хорошего изначально не ждал. Они согнали школьников в спортзал не шоколадки к 1 сентября раздавать. Они пришли убивать. И они убивали. Других вариантов не было. Вопрос стоял лишь о количестве трупов и о том, как сделать так, чтобы их было как можно меньше. И когда центральные телевизионные СМИ смаковали (не могу подобрать другого слова) кровь бесланских детей, сочетая это с чудовищной дезинформацией (писательница и журналистка Юлия Латынина в эфире «Эха Москвы» 11.09.04 говорила о том, что главарь боевиков произнес во время переговоров такую фразу: «Вы говорите, что у нас 350 заложников? Мы вам и оставим 350…»), народ рыдал. Наверное, не было человека, который бы не плакал. Чтобы не плакать в эти дни, нужно было быть или очень волевым человеком, или полным бревном.

Но какой чудовищный парадокс — с одной стороны, все проклинают террористов, которые расстреляли полторы сотни чужих им детей, а с другой стороны, всем плевать, что наши женщины — не террористки, не шахидки, а те самые, которых мы видим каждый день на улице, убивают ежегодно 4 миллиона СВОИХ (!) детей.

Телевидение показывает, какой заботой окружены пострадавшие в Беслане дети, какие им предоставлены условия в самых лучших клиниках страны, и никто не говорит о том, что в этих же больницах детей режут.

И вот пусть теперь мне скажут: кто подлинные террористы? Те отморозки, захватившие школу в Беслане, которые в конечном счете сами не избежали смерти, или наши женщины, которые за каждое детоубийство получают оплачиваемый государством больничный?

Поэтому не спецназ и не ФСБ победят терроризм, положительная динамика в решении этого вопроса может начаться только тогда, когда мы поймем, что басаевские боевики, стрелявшие в Буденновске из-за спин беременных женщин, выглядят просто мелким хулиганьем в свете статистики абортов, поймем и начнем с себя!

Не может возродиться страна, ежедневно умывающаяся кровью своих детей. Темпы возрождения страны и народа не пропорциональны количеству открывающихся новых храмов и блеску церковной утвари. Оно зависит от осознания обществом своих грехов. Пока этого не происходит. Пока мы можем лишь посылать проклятия в адрес тех, кто является неизбежным следствием нашего греха.

И пока мы так живем и так поступаем, то у нас нет морального права говорить о каком-либо Завете с Богом.

Иерей Александр Пикалев
(Печатается в сокращении)
www.pravoslavie.ru



| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх