|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
НОВАЯ РОЛЬ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА
Не так давно СМИ, в том числе и наш «Вечный Зов», сообщили, что в алтайском селе Быстрый Исток освящен храм Покрова Святой Богородицы. Когда-то он был действующим, но большевики в тридцатые годы порушили святыню. Его восстановлением уже в новом веке сельчане целиком обязаны своему любимому земляку, народному артисту России Валерию Золотухину. Этому благородному делу актер отдал целых 12 лет: искал спонсоров, многие из которых были почитателями его незаурядного таланта, сам тратил собственные сбережения, да и другие его коллеги по работе в театре на Таганке, в частности, Алла Демидова, тоже не скупились. Более того, сам Валерий Сергеевич самоотверженно трудился на стройке, помогая возрождению церкви в родном селе.
За это епископ Барнаульский и Алтайский Максим лично вручил В. Золотухину орден благоверного князя Даниила Московского 3-й степени. «Большей награды для меня быть не может», — заявил актер.
Прочитал я это сообщение в газете и задумался. Сомнений не было, что Валерий Золотухин — глубоко верующий человек. Случайно узнал, что и сына своего он воспитал в православном духе, и тот в настоящее время является священнослужителем в одном из храмов Подмосковья. Задумался я и о героях В. Золотухина, сыгранных им за долгие годы работы в кино и на сцене. Нет, не случайно актер пользуется такой, можно сказать, всенародной популярностью. Кому, как не ему, удается так прекрасно выразить национальный русский дух. Тут и богатырская удаль, и мужество, смирение и сострадание, готовность пожертвовать собственной жизнью за других, и не только на войне, но и в мирное время.
Я тоже, как другие мои соотечественники, искренне люблю героев В. Золотухина. Даже написал целую балладу, посвященную актеру. А как написал, захотелось мне эти стихи вручить лично ему. Почте я не доверял, тем более — домашнего адреса Валерия Золотухина я не знал, а слать личное послание в официальные организации, право, не хотелось. Одна надежда: вдруг свершится чудо, и герой моего стихотворения сам окажется на брегах Невы, поскольку довольно часто снимался на «Ленфильме». Кто знает, а вдруг?
Помолился я, поверил, что Бог ниспошлет нам встречу. И что вы думаете? Буквально через неделю в квартире раздался телефонный звонок:
— Простите, вас беспокоит кинорежиссер Эльвира Владимировна Соловьева. Валерий Александрович, вы не хотите принять участие в фильме «Эшелон милосердия», над которым работает сейчас наша группа?
— Простите, но я не артист.
— А мы — студия документальных фильмов. Нам профессиональные актеры не нужны. Достаточно одного Валерия Золотухина. И только потому, что он сам себя представляет. Так что соглашайтесь! С интересным человеком заодно познакомитесь.
— Простите, а чем я могу вам помочь?
— А как поэт. Мне случайно попался ваш сборник о блокадном детстве. Многие из стихотворений очень подходят к нашему фильму, хотя он строго документальный. Но и у вас стихи тоже взяты из жизни. Не так ли? С вас ничего особенно не требуется. Нужно только согласие на использование вашего стихотворного творчества в нашей картине. А читать стихи в фильме будет народный артист России Валерий Сергеевич Золотухин. Ему очень понравились стихи, но у него есть некоторые пожелания вам, как автору.
Я согласился, и уже через несколько дней у меня по Божией воле и произошла долгожданная встреча с моим знаменитым тезкой. А перед этим я побывал в гостях у режиссера Э. В. Соловьевой. Ознакомился со сценарием фильма «Эшелон милосердия».
* * *
Самое интересное, что в его основу легла повесть самого Валерия Сергеевича «На Исток-речушку, к детству моему», опубликованная в свое время в журнале «Юность». Подумать только, Бог соединил и крепко подружил семилетнего алтайского мальчика с ленинградскими детьми, вывезенными из блокадного города через штормившую от бомб Ладогу, по Дороге жизни. Летом 1942 года эвакуировалась целая больница ребят, страдавших костным туберкулезом. Конечно же, не без Божией помощи судно, на котором плыли больные, изможденные голодом дети, все-таки прорвалось на «Большую землю» под непрерывным вражеским обстрелом. А дальше уже на поезде, названном «Эшелоном милосердия», маленькие страдальцы более месяца добирались в глубокий тыл, пока, наконец, не оказались в Горном Алтае, в жемчужной красоте долины рек Катуни и Чемала, у южного подножья каменного холма Бишкека, где и нашла свой приют санаторная здравница маленьких блокадников, которым предстояло долгое лечение, длившееся годами. А в 1948 году в здравницу прибыл новичок — семилетний Валера, мальчишка из села Быстрый Исток, находящегося в 200 километрах от детского санатория. Не повезло Валере. Заигрался на подоконнике, поскользнулся и сорвался со второго этажа. Сильно расшибся. Долго болело колено. А когда родители спохватились, было поздно: начался костный туберкулез. Кто бы сейчас мог подумать, что Валерий Золотухин был инвалидом детства! Он, как и его новые друзья-ленинградцы, претерпел страшные муки. Лежал в изоляторе на койке, прикрученный фиксатором. Нога была подвешена. Через деревянные колесики-блоки вытягивались мешочки с песком. Боли адские, но мальчишка оказался волевым. Осенью его перевели в общую палату, которая одновременно стала и классом. Лежа в кровати, как и другие ребята, Валера Золотухин учился читать и писать. Тяжелобольной, первоклассник Золотухин оптимизма, однако, не терял. Отвлекая ребят от несносной боли, старался всячески подбодрить их: рассказывал всякие забавные небылицы, которые, по всей вероятности, были придуманы им самим.
— Артист! Прирожденный артист! — говорили восторженно о своем пациенте медсестры и врачи.
— А я и буду артистом! — заверял неунывающий мальчишка. И доказал это на деле. Хотя он до десятого класса проходил на костылях, но Бог помог ему добиться своей заветной мечты.
Эта была его великая победа. И мать будущей знаменитости Матрена Федосеевна нисколько не сомневалась, что помогли ему встать на ноги не только лечившие сына врачи. Совершенно очевидно, что руку помощи протянул и Сам Господь.
Вот сколько мало кому известных подробностей я узнал незадолго до встречи с героем моей баллады, посвященной возрождению Божьего храма на его родине.
* * *
Мы встретились в студийной обстановке, когда шла интенсивная работа над фильмом. Времени у нас было в обрез. Валерий Сергеевич перед записью, как на репетиции, продекламировал мне мои блокадные стихи, которые, по его словам, очень к месту пришлись в фильме. Ну, и я, конечно, в долгу не остался, сделав ему сюрприз: прочел посвященную ему балладу «Подвиг», которая давно поджидала своего героя. Валерий Сергеевич был растроган. Прощаясь, мы обнялись, как братья.
— Спасибо за добрые слова! — сказал он мне. — Это подарок к моему юбилею, который, впрочем, я не отмечаю.
— Это почему же?
— Ну, во-первых, я, как верующий, должен смирять свое актерское тщеславие, а во-вторых... Знаете, когда я родился? 22-го июня 1941 года. Великой Отечественной войне нынче исполняется 65 лет. Народ скорбеть будет, возлагать цветы к братским могилам, караул нести у Вечного Огня. А я — поздравленья принимать, банкет заказывать?! Нет уж, увольте! Хотя на меня вовсю наседают и актерская братия, и кое-кто повыше.
— Так вы — ровесник Великой Отечественной войны!
— Выходит, да.
* * *
Валерий Сергеевич уехал, оставив мне в подарок кассету с документальным фильмом «Эшелон милосердия».
22-го июня я снова его буду смотреть. Повстречаюсь вновь с Валерием Сергеевичем. Он по-дружески кивнет мне с экрана и скажет, уже обращаясь ко всем зрителям строками моего стихотворения:
Сердце, бей во все колокола!
Чтобы навсегда исчезла мгла!
Бей сильней!
Неверие развей,
Чтобы Бог входил в сердца людей!
Покидая Петербург, он оставил читателям «Вечного Зова» свой автограф.
А мне, в свой черед, хочется познакомить вас со стихами, которые я посвятил своему новому другу. И хотя «Горькое молоко» приурочено к его 65-летию, однако несет грустный оттенок. А иначе и нельзя. Пафос тут явно не к месту. В этом я с Валерием Сергеевичем абсолютно и полностью согласен. И все-таки — с юбилеем, дорогой народный артист!
Крепкого здоровья вам и новых творческих успехов, как на сцене, так и на экране и на литературном поприще!
Валерий Шумилин,
член Союза писателей России
На фото: встреча В. Золотухина
и В. Шумилина на съемках фильма «Эшелон милосердия»
Горькое молоко
Июнь, число двадцать второе.
В ночи прервали залпы сны.
О, сколько бедствий, сколько горя
Принес нам первый день войны!
Скорбим от этой страшной даты
И шестьдесят пять лет спустя.
...Бомбят. Громовые раскаты.
В роддоме — в панике палаты.
Рыдает мать, родив дитя:
— О, что же делать, святый Боже?
О, как я мальчика ждала!
Война зловеще душу гложет,
И в летний день мороз по коже.
Зачем я только родила?
Блажен, кто Бога сердцем слышит,
Кого коснулся Божий глас:
«Держись! — с небес вещал Всевышний, —
Христос с тобой, Он возле вас!
Верь и пребудь всё время в духе!»
И таял в горле слезный ком:
Малыш Валерий Золотухин
Питался горьким молоком.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|